Азан и молитва

Азан и икамат. Призыв на намаз

Азан и молитва

Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе «Намаз».

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом»[1].

Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому»[2].

Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда»[3]. Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно.

Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а» (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ).

Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется[4].

Азан – это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению. Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан[5], исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха[6].

Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Слова азана

Произносятся медленно и растянуто:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)

(Аллах превыше всего).”>أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ الله

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)

اللَّهُ إلاَّ إلَهَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ

(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах[7] (2 раза)

(Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)[8]

(Спешите на молитву).

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)[9]

(Спешите к спасению).

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Аллааху акбарул-лааху акбар

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ляя иляяхэ илля ллаах

(Нет бога, кроме Аллаха).

لاَ إلَهَ إلاَّ الله

В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм» النَّوْمِ مِنْ خَيْرٌ الصَّلاَةُ («молитва лучше сна»).

Икамат – это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).

Слова икамата

Произносятся размеренно:

У ханафитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

(Молитва начинается).

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ляя иляяхэ илля ллаах.

У шафиитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах.

Хайя ‘аля ссаляя.

Хайя ‘аляль-фаляях.

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.

Аллааху акбарул-лааху акбар

Ляя иляяхэ илля ллаах.

Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

Действия тех, кто слышит азан или икамат

Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно[10], а икамат – желательно.

Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа»), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной»)[11].

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават»[12] и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

Транслитерация:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ
وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля»[13] и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня.

Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им.

Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День]»[14].

Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу?» Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах»[15].

Источник: https://dev.umma.ru/azan-i-ikamat-prizyv-na-namaz/

Что такое “мазхаб”?

Для того чтобы разобраться в том, что означают слова “азан” и “икамат”, нужно сначала рассмотреть понятие “мазхаб”.

Мазхаб – это религиозная школа ислама. Сейчас существует четыре богословско-правовых школы. Это ханбалитский, ханафитский, шафиитский и маликитский мазхабы. Эти мазхабы вобрали в себя все многообразие исламского богословия.

Отличаются они между собой способом произнесения молитв, позами, которые принимают во время моления и т. д.

, то есть в каждой исламской богословско-правовой школе существуют свои сложившиеся обычаи и традиции, поэтому и молитвы произносятся по-разному.

Что такое “азан” и “икамат”

Итак, сначала необходимо разобраться в рассматриваемых понятиях. Икамат означает начало молитвы, а азан – это призыв к ее началу.

Слова икамата произносятся очень тихо и быстро, а слова азана проговариваются намного медленнее. В соответствии с разделением мусульман на мазхабы, каждая группа верующих остановилась на том варианте произношения азана и икамата, который посчитала более правильным.

Стоит сказать еще о паре моментов. Человек, услышавший чтение азана и икамата в непривычном для его слуха виде, не должен перебивать, исправлять или осуждать молящегося. Для этого следует более подробно рассмотреть чтение молитв в каждом мазхабе. Каждая из школ отличается тем, как читают азан и икамат.

Слова молитвы в маликитской богословско-правовой школе

В этом мазхабе азан представлен в следующем виде:

Аллаху акбар, Аллаху акбар.

Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах.

Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах.

Хайя ‘аля-с-салях. Хайя ‘аля-с-салях. Хайя ‘аляль-фалях. Хайя ‘аляль-фалях. Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ля иляха илля Ллах.

Этот мазхаб отличается от остальных тем, что чтение азана здесь начинается с двукратного произнесения “Аллаху акбар”, в то время как в остальных мазхабах эта фраза произносится четырежды.

Все предложения, в которых содержится слово “ашхаду” (то есть “свидетельство”), произносятся намного тише остальных.

После тихого произнесения выражений необходимо вернуться в начало и произнести те же самые фразы, только уже с обычной громкостью.

Иногда тихую часть чтения азана пропускают и начинают с громкой. Такой способ произнесения молитвы также считается правильным. Желательно в соответствии с маликитской богословско-правовой школой читать азан полностью и не отклоняться от правил.

В отличие от других мазхабов перед утренним фаджр-намазом принято вставлять следующие слова: “Ас-Саляту хайрум-минан-наум. Ас-Саляту хайрум-минан-наум”.

Икамат в маликитской богословско-правовой школе отличается от остальных тем, что он вдвое короче остальных, и только двойной “Аллаху акбар” в конце остался без изменения. Фраза “Кад камати-ссалях” произносится только один раз.

Икамат маликитского мазхаба представлен в следующей форме:

Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Хайя ‘аля-с-салях.Хайя ‘аляль-фалях. Кад камати-ссалях. Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ля иляха илля Ллах.

Призыв и начало молитвы в ханбалитском мазхабе

Ханбалитский азан очень похож с азаном ханафитов. Слова молитвы:

Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду алля иляха илля Ллах.Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Хайя ‘аля-с-салях. Хайя ‘аля-с-салях. Хайя ‘аляль-фалях. Хайя ‘аляль-фалях. Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ля иляха илля Ллах.

Стоит отметить, что во время утреннего фаджр-намаза добавляется следующая фраза: “Ас-Саляту хайрум-минан-наум. Ас-Саляту хайрум-минан-наум”.

Икамат у ханбалитов выглядит следующим образом:

Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Хайя ‘аля-с-салях. Хайя ‘аляль-фалях. Кад камати-ссаляту, кад камати-ссалях. Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ля иляха илля Ллах.

Слова начала молитвы в ханафитском мазхабе

В ханафитском мазхабе слова призыва к молитве и начало молитвы читаются в следующей форме:

Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду алля иляха илля Ллах.Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Хайя ‘аля-с-салях. Хайя ‘аля-с-салях. Хайя ‘аляль-фалях. Хайя ‘аляль-фалях. Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ля иляха илля Ллах.

Стоит отметить, что в ханафитском азане во время утреннего намаза читают фразу:”Ас-Саляту хайрум-минан-наум. Ас-Саляту хайрум-минан-наум”. Данная фраза читается после слов «хайя ‘аляль-фалях, хайя ‘аляль-фалях». Вставленная фраза говорит о том, что молиться лучше, чем спать. Неудивительно, что выражение читают именно утром.

Икамат в ханафитском мазхабе произносится практически так же, как и азан, даже слова похожи. Здесь отличие между азаном и икаматом всего лишь в одной фразе и скорости чтения молитв. Дело в том, что икамат положено читать намного быстрее азана. Отличительная фраза следующая:”Кад камати-ссаляту, кад камати-ссалях”. что означает выстаивание молитвы.

Особенность молитв в шафиитском учении

Шафиитский азан похож на маликитский. Единственным отличием является то, что начинается молитва с четырехкратного прочтения “Аллаху акбар”. В остальном данные виды азанов идентичны.

Начало молитвы начинается с тихого прочтения текста, а после те же самые слова читаются громко. Как и у маликитов, здесь можно пропустить тихую часть прочтения. Это не является нарушением.

В данном случае шафиитский азан будет похож на ханбалитский или ханафитский.

Слова шафиитского азана:

Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Хайя ‘аля-с-салях. Хайя ‘аля-с-салях. Хайя ‘аляль-фалях. Хайя ‘аляль-фалях. Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ля иляха илля Ллах.

В утреннем фаджр-намазе к азану прибавляется следующая фраза: “Ас-Саляту хайрум-минан-наум. Ас-Саляту хайрум-минан-наум”.

Икамат у шафиитов, также как и азан, схож с маликитским. Разница заключается лишь в двукратном произнесении фразы “кад камати-ссалях”.

Текст шафиитского икамата представлен в следующем виде:

Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ашхаду алля иляха илля Ллах. Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю Ллах. Хайя ‘аля-с-салях. Хайя ‘аляль-фалях. Кад камати-ссаляту, кад камати-ссаляхАллаху акбар, Аллаху акбар. Ля иляха илля Ллах.

Краткая история появления азана

Изначально мусульмане не могли дружно начинать молитву в одно и то же время. Они собирались небольшими компаниями и молились. Со временем верующие стали задумываться о том, как призывать людей к молитве и оповещать о ее начале. Присутствовали разнообразные способы: колокол, как у христиан, или рог. Было решено, что этим будет заниматься определенный человек.

Описание призыва к молитве

Считается, что слова азана и икамата необходимо произносить только при совместной молитве. Человеку, молящемуся в одиночку, нет необходимости произносить слова призыва и начала молитвы.

Коллективное моление может происходить и без прочтения азана и икамата. В этом случае их молитва будет засчитана, но одновременно посчитается и за грех. Азан нужно произносить только на арабском языке и громко. Люди должны слышать призыв к молитве.

Человеку, не знающему исламских традиций, может показаться, что азан – это песня.

Перевод азана на русский язык

Если попробовать перевести азан на русский язык, то получится следующий текст: “У человека нет и не будет сил для поклонения, если только Аллах не поможет нам в этом и не облегчит наш труд”.

Существует несколько вариантов азана. В одной из известных версий изложено следующее: “Аллах Велик и нет Бога, кроме него, а Посланник Аллаха – Пророк Мухаммад! Спешите к молитве и спасению! Аллах Велик и нет Бога, кроме него!”

Слова перевода икамата на русский язык

Существует следующий вариант перевода икамата на русский язык: “Аллах Велик, нет Бога, кроме него, Мухаммад его Пророк! Спешите к молитве и спасению, она уже началась! Аллах Велик и нет Бога, кроме него!”

Считается, что человек, услышавший призыв на молитву, обязан повторять за муаззином его слова.

У мусульман призыв на молитву и начало молитвы является очень важной религиозной традицией. За отказ от их произнесения человеку приписывается грех, но только в том случае, когда молитва коллективная.

Слова молитв могут отличаться в зависимости от религиозной школы. Времени между азаном и икаматом хватает для того, чтобы люди могли прийти для совершения молитвы.

Священные слова произносятся только при коллективной молитве, они оповещают верующих о скором наступлении намаза.

Правоверному мусульманину, молящемуся в одиночестве, нет необходимости в произнесении данного призыва. Стоит отметить, что азан и икамат произносятся громко, чтобы слышали все. На самом деле слова молитвы звучат очень красиво и приятны для слуха.

Источник: http://fb.ru/article/465974/azan-i-ikamat-prizyiv-na-namaz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.