Какие чувства вызывает молитва лермонтова

Содержание

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова

Какие чувства вызывает молитва лермонтова

  • Сенаторова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Цель урока:

развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Технология:

мастерская, диалоговая.

Методические приемы:

комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Оборудование урока.

Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов, музыка Дж. да Палестрина “Месса папы Марчелло”

Х О Д У Р О К А

Эпиграф урока:

Лермонтов безмерно рисковал, Вызывая недругов к барьеру. И когда не принимал похвал

И не ставил в грош свою карьеру.

Рисковал над начатым листом, Чтоб душой с другими поделиться. Но особый риск таился в том,

Чтоб в себе хранили те страницы.

Рисковал, когда являлся в свет, Потому что был остер в беседах. Не красавец, но лихой корнет,

Поразивший смертью напоследок.

Андрей Дементьев.

.

(Читаю эпиграф урока).

Эти строчки написал поэт Андрей Дементьев. В принципе, они могут служить эпиграфом к изучению творчества Лермонтова.

Мы сегодня заострим внимание на двух строках, которые как нельзя кстати подходят к нашей теме: “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради.

Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание

2.

Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.

Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Еще свежи воспоминания детства.

“Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта.

Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.

Выразительное чтение стихотворения.

По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятия нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

– Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?

(Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей)

“Ангел”

Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…

(В сущности, и строго говоря, биографический факт. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них.

Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” – ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник.

Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

– Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.

Ангел –

существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.

Кадило –

церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан

3. Работа с печатной тетрадью

.

СтихотворениеСтрофаОсновная мысльНастроение
По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпойВнимали той песне святой.1Ангел летел и пел.Радости, счастья, умиротворения, легкой грусти
Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвалаЕго непритворна была.2Песня ангела о Боге.Печальное, легкая грусть,
Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодойОстался – без слов, но живой3Ангел несет на землю душуТеплое. Уютное, немного тревожное
И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не моглиЕй скучные песни земли.4Душа помнит песню ангелаПечаль о прошлом.

– С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?

(Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)

Метафоры:

месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.

– Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения.

Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.

– Определите размер стиха

(4 и 3 стопный амфибрахий)

– Определите рифму

(мужская)

– Какая рифмовка стихотворения?

(смежная) 4. Культуроведческий аспект.

Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)

Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве.

Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи.

Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти.

Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.

Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет.

Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы.

И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.

– Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?

– Откройте, пожалуйста, учебник на странице 134, прочитайте из критической статьи

высказывания поэта И.Бунина. (Ребята читают абзац)

– И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.

) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина.

В тетрадях вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)

За все тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали. Я один и ныне – как всегда. Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в ней Вечерняя Звезда, Дрожа насквозь, как самоцветный камень. И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю – с тобой.

5.

В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.

Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.

Выразительное чтение стихотворения “Молитва”.

В минуту жизни трудную Теснится в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется,

И так легко, легко…

– Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

– В каком случае человек обращается к молитве?

– Давайте посмотрим толкование этого слова.

Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.

– Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?

(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)

Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?

(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).

Итог урока

– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами. – А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?

В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.

Домашнее задание:

    Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть.

  1. Написать эссе на тему: “Что нового я открыла для себя в лирике и в личности Лермонтова”.

Список литературы: Энциклопедия для детей Аванта + по литератуте.

  • М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Сост. И.И.Подольская. Серия “Классическая гимназия”. М.Лайда, 1993 г.
  • В.И.Коровин “Творческий путь М.Ю.Лермонтова”, М.

    , “Просвещение”,1973.

  • Роберт Уоллэйс “Мир Леонардо”, М. “Терра”, 1997.
  • Приложение

    20.01.2009

    Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/518721/

    Лирический герой лермонтова молитва

    Какие чувства вызывает молитва лермонтова

    Чудотворные слова: лирический герой лермонтова молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

    В поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова есть два стихотворения с похожими названиями – «Молитва странника» (1837) и «Молитва» (1839). Оба они глубоко личностны, отражают психологическое состояние лирического героя.

    «Молитву странника» можно назвать любовным стихотворением. В своеобразной форме – обращению к Богородице – лирический герой признается в любви к девушке. Он говорит, что просит не за себя – со своей участью («странника в свете безродного») герой смирился и несет свой крест. Но за судьбу любимой девушки он просит у Божьей матери – «теплой заступницы» всех женщин на земле.

    Чего же просит герой для своей любимой? Думаю, в его просьбе сформулирован не только идеал счастливой женской доли, но и счастливой жизни вообще.

    Герой хочет, чтобы его возлюбленная была окружена достойными людьми («дай ей сопутников, полных внимания»), чтобы она полноценно жила в молодые годы («молодость светлую») и была спокойна старости («старость покойную»), а в печальный час смерти чтобы ее душу принял лучший ангел.

    Интересно, что в этом стихотворении образ самого героя уходит на второй план, уступая место образу лирической героини. Об этом свидетельствует уже первая строфа произведения:

    Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

    Пред Твоим образом, ярким сиянием,

    Не о спасении, не перед битвою,

    Не с благодарностью иль покаянием…

    Возлюбленная героя предстает здесь как нежная, кроткая, юная девушка, как чистое и светлое существо. Об этом говорят эпитеты «дева невинная», «душа достойная», «сердце незлобное», «душа прекрасная».

    В стихотворении четко прослеживается контраст между главным героем и его возлюбленной. Себя герой характеризует как пустынного странника, принадлежащего к «миру холодному», а лирическую героиню причисляет к «теплому миру». Возможно, поэтому они не могут быть вместе (в стихотворении звучит нота трагичности неразделенной любви).

    В стихотворении много эпитетов («сопутников, полных внимания», «часу прощальному», «в утро ли шумное», «в ночь ли бесгласную», «к ложу печальному») и метафор («вручить хочу деву», «мир упования», «срок приблизится часу», «душу странника в свете безродного»), есть парафраз («Теплой Заступнице мира холодного»). Интонационно стихотворение довольно спокойно и ровно, что передает интонацию православной молитвы.

    В стихотворении «Молитва» (1839) в центре внимания находится внутренний мир лирического героя. Он в исповедальной форме рассказывает о действии на его душу «молитвы чудной». И в некоторых моментах произведения на первый план выходит образ молитвы – она рисуется поэтом как некое живое существо, посланница небес, помогающая людям, облегчающая их земные страдания:

    Есть сила благодатная

    В созвучье слов живых,

    И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них.

    Лермонтов как поэт знал о чудодейственной силе слова. Поэтому он, как никто другой, понимает силу молитвы как «созвучья слов живых». Возможно, они не всегда понятны простому человеку, однако воздействие их огромно и целительно:

    С души как бремя скатится,

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко.

    Практически все эпитеты стихотворения связаны с описанием молитвы: «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых», «святая прелесть». Использует Лермонтов в произведении и метафоры: «теснится ль в сердце грусть», «дышит прелесть», «сомненье далеко»; сравнение «с души как бремя скатится».

    В этом стихотворении перед нами предстает совсем другой образ лирического героя. Здесь он раскрывает свою душу, и мы понимаем, что герой – не холодный пустынник, а человек, способный страдать, сомневаться, даже плакать.

    Можно сказать, что две «Молитвы» Лермонтова дополняют друг друга, поскольку позволяют «собрать» более полный и разносторонний образ лирического героя. Мы видим, что герой, несмотря ни на что, верит в Бога. Не находя опоры вокруг себя, он обращается к высшим силам за помощью.

    А помощь эта ему необходима – герой обладает ранимой и чувствительной душой, сильно страдает, часто испытывает невыносимую боль. Именно они и сделали его холодным, закрытым, внешне черствым.

    Однако герой способен любить и ценить прекрасное, кроется ли оно в душе девушки, или в святых словах молитвы.

    0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Лирика / Сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Молитва странника» (1837) и «Молитва» (1839)

    Смотрите также по произведению “Лирика”:

    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

    М. Ю. Лермонтов “Молитва”: анализ стихотворения

    Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Молитва”

    «Молитва» в творчестве Лермонтова стоит особняком.

    Поэт, склонный к вечному поиску, в том числе, в религиозной сфере, создатель очень спорного (во всяком случае, с точки зрения православной морали и этики) «Демона», вдруг обращается к вере.

    «Молитва» стала ответом на все толки о легкомысленности Лермонтова, причем ответом не язвительно-остроумным, не высмеивающим, а чистым, искренним, олицетворяющим собой признание в том, что обращение к Богу облегчает душу.

    Произведение относится к позднему периоду творчества — и этим еще сильнее выделяется среди прочих стихов, в которых во всю мощь поэтического таланта звучит отчаяние и разочарование. В 1839 году Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой, которая и подтолкнула его к переосмыслению религиозной темы.

    Княгиня в беседе с поэтом посоветовала ему обращаться к Богу, молиться, когда сердце гнетет тоска и печаль, сказав, что искренняя молитва помогает. И вечный бунтарь послушался, создав удивительный по красоте образец христианской лирики. В 1865 году Глинка написал к «Молитве» музыку, сделав ее романсом.

    тема стихотворения

    Центральная идея произведения — в том, что вера помогает перенести все тяготы и невзгоды, в молитве душа очищается и становится легче жить. Лирический герой, которым здесь считается сам автор, сталкивается с трудностями, переживает сложный период и ощущает себя смятенным.

    С первых же строк Лермонтов погружает читателя в состояние своего героя, используя очень экспрессивное выражение «Теснится ль. ».

    Это создает ощущение безвыходности и по-настоящему тяжелого положения, атмосфера становится гнетущей — но в следующих же строках поэт предлагает способ облегчить свою участь.

    Этот способ — твердить наизусть «молитву чудную», обращаться к Богу, ища защиты и утешения, успокоения мыслей.

    Символично, что Лермонтов не упомянул, какую именно молитву твердит, здесь это не так и важно: поэт подчеркивает, что слова могут быть любыми, главное, чтобы они шли от сердца.

    Называя молитву «чудной», поэт не останавливается, далее он пишет, что слова дышат непонятной, святой прелестью — возможно, в этих строках нашло свое отражение удивление Лермонтова тем, что простые (а ведь большинство молитв очень просты) слова настолько благодатно действуют.

    В стихотворении полностью раскрыт мотив духовных — и душевных — исканий и последующего успокоения. Покаянные слезы и свет истиной веры — вот спасение души, избавление от всех треволнений и бед.

    Стоит отметить, что Лермонтов не перечисляет свои грехи и не просит простить их. Вероятно, этап примирения с собой и осознания для поэта уже пройден, теперь ему нужно только прощение и покой, которые он и обретает.

    Структурный анализ стихотворения

    В произведении использована как «женская», так и «мужская» рифма, а четырехстопный ямб сменяет трехстопный.

    Вообще для столь небольшого — всего 3 четверостишия — объема, в «Молитве» использовано удивительно много литературных приемов и тропов.

    Яркие эпитеты, тонкие метафоры и сравнения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.

    Лермонтов активно использует «высокую» лексику, не чурается некого пафоса, создавая ощущение философской направленности произведения.

    Кроме того, в стихотворении необычно часто (13 раз только в 1-м четверостишии) повторяется «у». Эта гласная произносится долго, создавая фонетическую схожесть с тягучими церковными литаниями.

    Повторы (в частности, так легко, легко») символизируют чувство подъема, возникшее у героя после молитвы.

    Произведение с уверенностью можно отнести к наиболее зрелым в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Отринув юношеское бунтарство и более позднее разочарование в обществе, поэт обращается к вере — единственному по-настоящему надежному источнику покоя и душевных сил.

    Источник: https://xn----7sbbfci5axihjbex1akd5ezi.xn--p1ai/liricheskij-geroj-lermontova-molitva/

    Какими чувствами наполнено стихотворение лермонтова молитва

    Какие чувства вызывает молитва лермонтова

    Стихотворение «Молитва» наполнено настроением божест­венного откровения. Поэт пишет о том, что не только смысл мо­литвы, но и сами звуки обращённых к Богу слов («созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту.

    Поэт использует минимум изобразительно-выразительных средств, стихотворение звучит очень просто, естественно, как обычная че­ловеческая речь, но что-то в нём завораживает, заставляет повто­рять его несколько раз.

    Отметим эпитеты, употреблённые с ин­версией: «в минуту.

    жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых». В прямом порядке употреблены эпитеты «непонятная, святая прелесть». Ощущение песни созда­ют повторы («И верится, и плачется, И так легко, легко…»), бо­гатые рифмы и чередование коротких строк четырёхстопного и трёхстопного ямба.

  • Мое любимое стихотворение М. Ю. Лермонтова («Парус»)Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, с которым я познакомился, было стихотворение «Парус». Оно произвело на меня большое впечатление своей образностью.

    Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!

    Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

    В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть).

    Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук [у]). Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой.

    В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную — легко; теснится грусть — бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная [у] пропала, а появились [а],[э].

    Эти звуки более открытые, в отличие от [у].

    Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть).

    Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека.

    Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души.

    Таким образом, первая строфа — это описание состояния души лирического героя, вторая — описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья — рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная.

    Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное — я верю написанному Лермонтовым.

    Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» (Восприятие, истолкование, оценка)

    Михаил Юрьевич Лермонтов – один из наиболее неоднозначных, сложных поэтов русской литературы 19 века. Его творчество дышит энергией, силой духа, но, в то же время, в его произведениях чувствуется привкус горечи и слышны мотивы безысходности и отчаяния.

    Откуда же такой синтез этих противоречивых чувств в душе столь молодого человека? Ответ на этот вопрос следует искать в самой эпохе, историческом окружении поэта. Лермонтов жил в 30-ых годах 19 века, во время смут и застоя.

    Молодое поколение терзалось переосмыслением наследия прошлого и неясностью будущего. Это была эпоха отсутствия высоких нравственных и духовных идеалов.

    И Лермонтов в полной мере прочувствовал на себе трагизм «потерянного поколения».

    0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» (Восприятие, истолкование, оценка)

    Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

    Настроение стихотворения лермонтова молитва

    Какие чувства вызывает молитва лермонтова

    Данная статья содержит: настроение стихотворения лермонтова молитва – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

    Стихотворение М. Ю. Лермонтова проникнуто «душевным просветлением».

    Это состояние противопоставлено «трудной минуте жизни» — обычному для лирического героя Лермонтова настроению подавленности, грусти и скептицизма.

    Здесь поэт открывается совершенно с противоположной стороны: возносит молитву, восхищается, удивляется и радуется спасительному «мостику», который приводит героя к «светлым душевным порывам».

    Также «святая прелесть» предстает и как власть слова над человеком: “Есть сила благодатная В созвучье слов живых…” И правда, в нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. Как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы: “С души как бремя скатится Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко…”

    В минуту жизни трудную

    Теснится ль в сердце грусть,

    Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть.

    В созвучьи слов живых,

    И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них.

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко.

    Стихотворение «Молитва» М. Ю.Лермонтова пронизано лирическим настроем. Оно таит в себе глубочайший философский смысл и с помощью изобразительно-выразительных методов показывает мысли и тревогу автора.

    Так же стихотворение «Молитва» переполнено настроением божест­венного откровения.

    Поэт говорит о том, что не только смысл мо­литвы, но и так же сами звуки обращенных к Богу слов («созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту в жизни.

    Анализируем стихотворение Лермонтова «Молитва» (1837)

    Какие чувства вызывает молитва лермонтова

    статьи

    стихи, школьная программа

    Давайте начнем с того, что у Лермонтова есть 3 стихотворения под названием «Молитва»: первое было написано им в 15 лет (в 1829 году) и не опубликовано при жизни; второе, то о котором мы сегодня поговорим, создано в 1837 году («Я, матерь божия…»). А третье сочинено позже, в 1839 году («В минуту жизни трудную…»).

    Анализ

    Стихотворение «Молитва» М.Ю. Лермонтова относится к зрелой лирике поэта (написано оно было в 1837 году). Оно представляет собой молитву Богородице о счастье любимой.

    Литературоведы считают, что поэт посвятил его своей соседке по московской квартире — Варваре Лопухиной, глубокое чувство к которой он пронес через всю свою жизнь. Впервые это стихотворение было приложено к письму Марии Лопухиной, другу поэта и сестре его возлюбленной, под названием «Молитва странника».

    Таким образом, главной темой произведения вполне можно считать тему любви. И это стихотворение заслужено считается одним из лучших в любовной лирике Лермонтова.

    Как мы видим, в стихотворении поэт обращается к Божьей матери с просьбой защитить свою любимую, послать ей счастливую жизнь и спокойную смерть, дать самого лучшего ангела-хранителя, окружить ее достойными людьми. Поэтические строки наполнены нежностью и чистотой.

    Проблемы, отраженные в стихотворении

    Стоит отметить, что в произведении затрагивается также и несколько других проблем — нравственная, философско-религиозная, онтологическая.

    Давайте раскроем суть некоторых из них: онтологическая проблема, на мой взгляд, выражается здесь в том, что лирический герой обращается к высшим силам с просьбой о «душе достойной». Так как не чувствует себя способным защитить близкого человека, дать ему счастье и наполненную жизнь.

    Философско-религиозная же тема раскрывается в том, что Лермонтов видит духовную силу, способную помочь и спасти, лишь в божественном мире. Мир же людей представляется поэту «холодным», то есть равнодушным, мрачным местом. Стоит полагать, что помимо названных в стихотворении присутствует еще и философско-онтологическая проблема (проблема одиночества лирического героя и его души).

    Через молитву лирического героя читатель может уловить конфликт между человеком и толпой, его окружением. Лирический герой предстает перед читателем отшельником, одиноким, непонятым обществом и отвергнутым им.

    Однако в стихотворении присутствует хронотоп церковного таинства и интонационно произведение имеет ритм молитвы. Все это помогает настроить читателя на восприятие стихотворения, погружая его в чувства поэта целиком.

    Также в стихотворении присутствует противопоставление. Это антитеза чистоты, «теплой заступницы» и холодного окружающего мира. Лирический герой, будто бы забывая о самом себе, молится совсем не о собственных печалях, а о счастье для любимой.

    Анализ структуры стихотворения «Молитва»

    Анализируя метрическое строение стиха, можно отметить, что он написан четырехстопным дактилем в сочетании с большим количеством сверхсхемных ударений и с некоторым числом пропущенных ударений в ряде сильных мест. Все это придало произведению оригинальный мелодический рисунок.

    Композиционно же это стихотворение можно разделить на две части: первая – обращение поэта к Божьей матери, а вторая – исповедь лирического героя, раскрытие собственной души перед высшими силами, просьбы о сохранении души «невинной девы».

    Важно также отметить, что стихотворение построено в виде монолога, философского размышления, но помимо лирического героя в стихотворении присутствуют образы его любимой и «матери божьей.» То есть явно различимы три образа – лирический герой, его возлюбленная и божественный образ, представленный Богородицей.

    Причем образ возлюбленной в этом стихотворении выходит на первый план и даже несколько вытесняет образ лирического героя. Поэт рисует ее как нежную и чистую девушку, светлое и духовное существо с благородным сердцем.

    Мы видим это из таких эпитетов, как «дева невинная», «душа прекрасная и достойная», «сердце незлобное».

    В произведении присутствуют ряды однородных членов, разнообразные средства художественной выразительности (в особенности эпитеты, погружающие читателя в ту таинственную атмосферу, которую пытался передать М.Ю. Лермонтов). Также присутствует инверсия, придающая герою спокойствие, антитеза («мир холодный»– «теплая заступница», «молодость светлая»– «старость покойная»).

    Лирический герой возвышает свою любимую до образа божественного, а себя же со своей «пустынной» душой относит к «темному миру».

    Это помогает читателю разглядеть христианскую мифологию, которая пронизывает практически все стихотворение.

    Ну а еще такое противопоставление указывает на невозможность поэта быть вместе с возлюбленной, которое вынуждает героя к одиночеству и говорит о неразделенной любви.

    В последнем абзаце поэт обращается к матери Божьей с просьбой послать к «ложу печальному душу прекрасную», что, на мой взгляд, является важным уточнением, так как в своем раннем творчестве поэт приравнивает образ лирического героя к образу демона, что впоследствии (уже в более поздней лирике) исчезает.

    На смену прошлым представлениям приходит спокойствие, смирение, истинная вера в Бога.

    Можно предположить, что по этой причине для словосочетания «прекрасная душа» используется определение «лучшей», то есть более возвышенной души, ведь демон – воплощение злых сил, но ради счастья любимой готовый полностью отказаться от своих убеждений, поверить в Бога, вверив ему свою судьбу.

    Статья предоставлена Киндеевой Маргаритой (с небольшими дополнениями главного редактора).

    Похожая статья:

    Анализ стихотворения Лермонтова «Осень»

    Советую почитать другие отзывы и статьи:

    Источник: https://chitatelnica.ru/stati/lermontov-molitva-ya-mater-bozhiya-1837-analiz.html

    мысль в стихотворении лермонтова молитва

    Какие чувства вызывает молитва лермонтова

    Постараемся детально ответить на вопрос: главная мысль в стихотворении лермонтова молитва на сайте: молитва-богу.рф – для наших многоуважаемых читателей.

    Какова основная мысль стихотворения Моитва,ответ аргументируйте.Написать ответ объёмом 5-10 предожений.Помогите пожауйста*

    Теснится ль в сердце грусть,

    Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть.

    В созвучьи слов живых,

    И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них.

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко.

    • Попроси больше объяснений
    • Следить
    • Отметить нарушение

    28.03.2013

    Ответы и объяснения

    • donkixot
    • почетный грамотей

    Основной мыслью этого стиха я бы полагала веру лирического героя в чудодейственную силу слова.

    Слова молитвы, слова обращения к Богу, которое дарует душе великое чудо утешения, являются объектом воспевания лирического героя.

    В “минуту жизни трудную” любой из нас обращается с какими-либо словами к высшим силам, прося о заступничестве, или утешении, или о прощении. У каждого такие слова – свои, переплавляющие бремя горечи в крылья прощения и очищения.

  • Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.