Молитва давид у солунскому

Содержание

Молитва Давиду Гареджийскому

Молитва давид у солунскому

Слушать онлайн или читать текст молитвы Давиду Гареджийскому на русском языке. Молитва Давиду Гареджийскому помогает при женски болезнях, при невозможности зачатия или беременности!

О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание.

Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Слушать житие Давида Гареджийского:

https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/04/ZHitie-Prp.-David-Garedzhiyskiy-VI-VII.mp3

В Каппадокии находилось много грузинских поселений. Оттуда родом была равноапостольная святая Нина – просветительница Грузии (Иверии). К 325 году почти вся страна пришла к православию, но спустя 200 лет, персам удалось, где под страхом смерти, где подкупом, обещая высокое положение, обратить часть людей в язычество.

Капища, для поклонения огню, стали устанавливать перед православными храмами. И Богородица, возревновав о своем уделе, послала в Иверию благочестивого сириянина Иоанна (названного потом Зедазнийским) с 12 учениками для просвещения и укрепления веры Христовой. Среди них был преподобный Давид (память 7 мая), прозванный Гареджийским – по месту, где  подвязался.

Образ преподобного Давида

В Грузии преподобного почитают так же, как у нас святого Николая. Обращаются с разными просьбами, но чаще всего это делают женщины, имеющие гинекологические проблемы. На иконах изображают в виде старца:

  • держащего камень, как символ незыблемости веры Христовой;
  • молящего Господа о чудодейственном источнике;
  • в окружении оленей (ланей);
  •  в момент разговора с Ангелом, поразившим змея.

Примечание: Акафист на русском языке, распространенный в сети, не рекомендован ко всеобщему чтению. Точного перевода с грузинского текста, который бы благословили для повсеместного употребления, пока нет. Но для желающих прибегнуть к помощи св. Давида есть молитвы.

Прижизненные чудеса

Святой Давид обладал великим смирением, и при жизни творил много чудес, хотя сведений о нем дошло мало. Известно, что подвязавшись в пустыне, где нечем было питаться, уповал на милость Божию. И вера его никогда не подводила:

  • К пустынникам приходили лани, давая возможность себя доить.
  • Давид молитвою и крестом превращал молоко в сыр.
  • Изгнал из пещеры змия (дракона), который питался молодыми оленятами.
  • Превратил горькую воду из источника в сладкую.
  • Исцелил сына-калеку язычника, который собирался убить подвижника.

Примечание: Стань святым – и вокруг тебя спасутся тысячи. Это относится к святому, так как, благодаря его смирению и вере спаслось множество людей, которые последовав его примеру, пришли в пустыню.

Почему преподобному Давиду молятся о детях?

Приписывать святым узкую специализацию не совсем верно. Они стоят пред престолом Божьим, и могут вопрошать о чем угодно, но нам, людям, так удобнее. Помог с рождением чада одному, другому, и закрепляется этот вид помощи за святым угодником. А с Давидом связан еще и такой случай:

Прибыв из Каппадокии в тогдашнюю столицу Мцхет, святой Иоанн разослал учеников во все уголки Иверской страны. Давид с Лукианом (подопечный) расположились близ Тбилиси на горе Мта-Цминда, что значит: Святая Гора. Проповеди смиренного угодника Божия были так плодотворны, что завистники решили его оклеветать.

Подговорили одну молодую женщину, чтобы она обвинила в своем грехе прелюбодеяния, преподобного. Сделав это при судьях, была тут же посрамлена. Святой, дотронувшись до ее живота, обратился к плоду: Он ли его отец? И свершилось чудо: младенец ответил: «Не ты», – и назвал имя виновника, некоего кузнеца.

По словам святого клеветница родила камень. После всего случившегося, Давид выпросил у Господа чудодейственный источник, вода которого будет помогать бесплодным. Находится он в Тбилиси на склоне горы Мта-Цминда, где жил когда-то подвижник. С целью иметь детей женщины прикладываются к его мощам, частички которого есть не только в Грузии, но и в Москве, и в Хабаровске.

Примечание: Более всего преподобный Давид прославился тем, что основал лавру, на месте Гареджи (пустыня), куда удалился после истории с клеветницей.

Тропарь, глас 8-й:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Давиде, дух твой.

Кондак (из акафиста):

О, великий богоугодниче и чудотворче, блаженнейший авва Давиде Гареджели! Гора еси ты небесная, и сем мы, долу преклоненные и удаленные от тебе грехми нашими, но душею и сердцем прилепленные тебе, возсылаем со дерзновением сие малое хвалебное пение. Приими воздыхания наша и умоли, милосерде, всех Творца помиловати и спасти ны от огня геенскаго и прещения по грехам нам достойнаго, наипаче же по велицей милости Его наследовати Царствия Небеснаго, идеже выну благодаряще воспевати: Аллилуиа.

Молитва Давиду Гареджийскому при женских болезнях

Источник: https://pravgolos.ru/molitva-davidu-garedzhiyskomu/

Икона Преподобный Давид Солунский. – Молитвы

Молитва давид у солунскому

Христианское воспитание Дмитрий Солунский получил в детстве от родителей. Они были не просто тайными христианами. Отец Дмитрия занимал высокую должность в управлении греческого города Фессалоники (ныне Салоники) и был проконсулом. Христианская вера в те времена была приговором для всей семьи.

Но эта опасность не останавливала отца семейства. В доме был тайный храм, где и был крещён Димитрий по вере его родителей. Когда отец Димитрия умер, право наследования должности перешло к будущему великомученику Димитрию.

О том, что он христианин Димитрий не стал утаивать, и вскоре был арестован по приказу римского императора Максимиана, главным развлечением которого были гонения и мучения христиан. Император просил отречься святого Димитрия от Христа, но получил решительный отказ. Великомученик Димитрий был заколот копьями в темнице.

Житие святого Димитрия — это история истинного христианского воина.  Икона святого Дмитрия с клеймами изображает весь его мученический путь.

Значение иконы Дмитрия Солунского

Икона святого Дмитрия Солунского считается одним из самых сильных оберегов для воинов в христианстве. На иконе 12 века Дмитрий Солунский сидит на троне, держа в руках меч, который в руках Дмитрия скорее имеет значение как слово Божие, а не холодного оружия воина.

Потому что убит он был наглой смертью, а не в честном бою.  Вверху иконы слева к святому Димитрию склонился сам Господь, а справа изображён ангел, несущий Димитрию венец мученика.

Изображение иконы Дмитрия Солунского впервые было привезено князем новгородским Всеволодом Юрьевичем в 1197 году.

В чём помогает икона дмитрия солунского

Если ваша вера ослабела, вас одолевают сомнения, вы не знаете где искать поддержку – обращение к иконе великомученика Димитрия Солунского помогает в решении этих вопросов.

Святого Димитрия прозвали Мироточивым, ибо его мощи после смерти источали столько миро, что пришлось поставить большие каменные ёмкости для его сбора. Они и сейчас хранятся в храме.

Собранное миро имело целебную силу и раздавалось болящим людям.

Прославление святого Димитрия было таким сильным, что за миро приходили не только христиане, но и мусульмане, тоже считавшие миро целебным средством.

Помогает икона Дмитрия в просьбах:

  • о здравии, прежде всего от избавления заболеваний глаз и головы;
  • если тяжело проходит военная служба, то молятся не только сами военнослужащие, но важно, чтобы в молитвенном обращении участвовали родные военнослужащих или военнообязанных;
  • если не хватает мужества в несении военной службы;
  • о сохранении жизни во время военных действий, особенно нужно обращаться к святому Дмитрию Солунскому за тех, кто несёт службу в горячих точках;
  • о сохранении мира и недопущения войны.

То, что икона действительно помогает, свидетельствуют несколько чудесных историй, произошедшие уже после того как Дмитрий Солунский получил венец мученика. Один воин был одержим бесами и самостоятельно не мог просить о помощи. По молитвам его друзей совершилось чудо. Они оставили одержимого воина в храме святого великомученика Димитрия на ночь. А утром нашли его абсолютно здоровым.

Другая история рассказывает о спасении от голодной смерти родного города Фессалоники, покровителем которого является святой Дмитрий Солунский.

Именная икона Дмитрия будет прекрасным подарком и надёжной защитой не только для верующих воинов, но и общественно-политических, государственных деятелей

Важно помнить, что молитва — это не простое чтение слов, а икона просто картинка святого. Такое отношение осквернит образ иконы и никакой помощи оказано не будет. Поэтому чтобы молитва была услышана и не осталась безответной, слова должно произносить от чистого сердца и с горячей верой.

Молитва великомученику Димитрию Солунскому

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

(25,00

Источник: http://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/ikona-prepodobnyj-david-solunskij.html

Молитва димитрия солунского

Молитва давид у солунскому

Все о религии и вере – “молитва димитрия солунского” с подробным описанием и фотографиями.

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни.

Моли благость Его, еже ущедрити приход (дом) сей и храм наш.

Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.

Тропарь великомученику Димитрию Солунскому

Велика обрете в бедах тя поборника вселенныя, страстотерпче, языки побеждающа. Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, на подвиг дерзновенна сотворив Нестора: тако святе Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.

https://www.youtube.com/watch?v=uU8uHbCS9xg

Акафист великомученику Димитрию СолунскомуИкона Святому великомученику Дмитрию Мироточивому, Солунскому

Популярные молитвы:

Молитвы преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу

Молитва преподобному Иоанну Дамаскину

Молитва святым мученикам Фотию и Аниките

Молитва преподобной Афанасии

Молитва святому мученику Неофиту

Молитва преподобному Нифонту Кипрскому

Молитва блаженному Прокопию, Устюжскому чудотворцу

Молитвы Пресвятой Богородице Почаевская

Молитва мученице Фомаиде Египетской

Молитва Праведному царю и пророку Давиду, псалмопевцу

Молитва святому преподобному Галактиону, Вологодскому чудотворцу

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому

Молитвы блаженной Ксении Петербургской

Молитвы святому князю Даниилу Московскому

Православные информеры для сайтов и блоговВсе молитвы .

Святой великомученик Димитрий Солунский

Память ему 8 ноября

Святой Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках (Салониках), тайного христианина. Когда умер отец, Димитрий уже достиг совершеннолетия и был назначен имп. Максимианом проконсулом.

задача молодого стратега состояла в защите города от варваров и искоренении христианства. Среди угрожавших городу варваров были и славяне, охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. По преданию, родители Димитрия были славянами.

Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и, вместо того чтобы «предавать смерти каждого, кто призывает Имя Распятого», как повелел император, исповедал перед всеми христианство и стал учить жителей города христианской вере.

Составитель его жития Метафраст говорит, что он стал для Фессалоник вторым Апостолом Павлом, так как сам Апостол основал здесь первую общину верующих.

В возрасте двадцати лет св. Димитрий был назначен проконсулом Фенссалиникийской области, но вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, стал учить жителей христианской вере. Память святого Димитрия на Руси издавна связывается с воинским подвигом, защитой Отечества. Ему молятся о прозрении очей.

Молитва святому великомученику

Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни.

Моли благость Его, еже ущедрити приход (дом) сей и храм наш.

Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему, Христу Богу, зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.

(согласно Церковному преданию)».

Составитель О.А. Попова.

Краткое пояснение перед молитвой и молитва из книги

«Полный православный молитвослов для мирян».

Сретенский монастырь «Новая книга».

На снимках: Греческий образ святого,

приобретённый в храме вмч. Димитрия в Салониках в 1997 г.

и Рака с мощами вмч. Димитрия в том же храме,

Память: 26 октября / 8 ноября

Дмитрий Солунский – проконсул, который был послан для искоренения христианства в Фессалоникийской области. Прибыв на место, открыто исповедовал себя христианином, и стал ревностным учителем веры в Солуни.

С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, от чего получает церковное именование Мироточивого. Великомученик Димитрий Солунский – небесный покровитель управленцев и воинов, миссионеров и катехизаторов.

Ему молятся о помощи при нашествии врагов, для защиты дома, села от нападений, воровства и убийств и, конечно, во всякой немощи и болезни.

Великомученик Димитрий Солунский Икона, конец XII – начало XIII века. Владимиро-Суздальская Русь. Из Успенского собора города Дмитрова

Тропарь великомученику Димитрию Солунскому, глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, языки побеждающа. Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, тако, святе Димитрие, Христу Богу молися даровати нам велию милость.

Кондак великомученику Димитрию Солунскому, глас 2

Кровей твоих струями, Димитрие, Церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую/ и соблюдая град твой невредим,/ того бо еси утверждение.

Молитва великомученику Димитрию Солунскому:

  • Молитва великомученику Димитрию Солунскому. Дмитрий Солунский – проконсул, который был послан для искоренения христианства в Фессалоникийской области. Прибыв на место, открыто исповедовал себя христианином, и стал ревностным учителем веры в Солуни. Димитрий Солунский – небесный покровитель управленцев и воинов, миссионеров и катехизаторов. Ему молятся о помощи при нашествии врагов, для защиты дома, села от нападений, воровства и убийств и, конечно, во всякой немощи и болезни

Житийная и научно-историческая литература о великомученике Димитрие Солунском:

  • Великомученик Димитрий Солунский – Православие.Ru

Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”

Источник: https://xn----7sbbfh0aufcu5bf.xn--p1ai/molitva-dimitriya-solunskogo/

Давид солунский – древо

Молитва давид у солунскому

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Прп. Давид Солунский. Роспись кафоликона монастыря прп. Дионисия на Афоне. 1546 г.

Давид Солунский (448/50 – 538/40), преподобный

Память 26 июня

Согласно “Лугу духовному” Иоанна Мосха (578-582), содержащему наиболее ранние сведения об этом святом, Давид Солунский был родом из Месопотамии и провел около 70 лет в затворе за стенами г. Фессалоники.

Из его кельи исходил божественный свет, посмотреть на который собиралось множество горожан.

Поскольку в следующей главе «Луга духовного» повествуется о другом выходце из Месопотамии, Адолае, который жил в дупле платана, впоследствии агиографическая традиция смешала этих двух подвижников.

Согласно анонимному Житию Давида Солунского, созданному в 718-720 годах, преподобный родился в Фессалонике. Он удалился в монастырь св. мучеников Феодора и Меркурия, именуемый монастырем Кукуллотов или Кукуллатов (греч.

Κουκουλλώτων, Κουκουλατῶν), в северной части города близ стены, где предался аскезе и чтению Священного Писания. Желая, чтобы Господь открылся ему и дал ему разум и смирение, он воссел на миндальное дерево, стоявшее по правую сторону от церкви.

Так он провел три года, перенося стужу и зной, до тех пор пока ему не явился ангел, повелевший сойти с дерева, устроить себе келью и жить там. Архиеп. Дорофей с клириками сняли преподобного Давида с дерева и затворили его в приготовленной келье. Преподобному была дана благодать изгонять бесов и исцелять больных.

В Житии подробно описывается два чуда – исцеления бесноватого юноши и слепой женщины, причем юноша говорил об огне, исходящем из кельи святого (мотив, присутствующий у Иоанна Мосха, но не упоминаемый прямо в Житии).

Далее в тексте излагаются сведения, отражающие отдаленное воспоминание о реальном событии – переносе административного центра Иллирика из Фессалоники в Юстиниану Первую и обратно в 535-537 годах (агиограф ошибочно называет Юстиниану Сирмием).

Согласно Житию, фессалоникийцы решили обратиться напрямую к императору Юстиниану I. Архиеп. Аристид и все горожане попросили преподобного Давида исполнить эту миссию. Когда святой вышел из кельи, он был похож на прав. Авраама: седые волосы длиной до пояса и борода до земли, от его лица исходило солнечное сияние.

Взяв с собой учеников, Феодора и Димитрия, преподобный отправился в Константинополь. Имп. Феодора послала сановников встретить его и оказала ему радушный прием, поселив во дворце, т. к. Юстиниан в это время отсутствовал. По возвращении император пригласил его в собрание синклита.

Давид Солунский, попросив угля, возжег его на своей ладони и вошел, совершая каждение. Император немедленно исполнил просьбу святого и через несколько дней отпустил его домой.

На обратном пути, когда корабль приблизился к мысу Эмволос, где преподобный увидел свой монастырь, он сотворил молитву, простился с учениками и предал душу Богу. Архиепископ повелел монахам перенести останки в монастырь и положить их в гробницу.
Икона прп. Давида Солунского работы Н.О. Беляевой, студентки иконописной школы, Киев. Пропись иконы была найдена случайно, история ее неизвестна. Частная коллекция, г. Киев

Спустя 150 лет игум.

монастыря Димитрий решил взять часть мощей преподобного и начал копать, но плита раскололась на многие части, и копавшие, испугавшись, прекратили работу. После кончины игум. Димитрия преемником стал его ученик Сергий (впосл. архиепископ Фессалоникийский).

Он чтил святого и молился, надеясь, что ему удастся обрести часть останков преподобного Давида. Получив откровение о согласии святого, Сергий приказал ученикам копать. Когда раскопали и открыли гробницу, архиеп.

Сергий, увидев тело целым и невредимым, не дерзнул взять ничего, кроме нескольких волос с бороды и головы. В заключение агиограф утверждает, что он был первым, кто записал Житие Давида Солунского, которое до этого передавалось только устно.

Почитание прп. Давида Солунского в первой половине IX века засвидетельствовано в Житии прп. Григория Декаполита, который посылал некоего монаха на могилу святого.

Кроме этих текстов существуют еще два более поздних энкомия – анонимный (средневизантийского времени) и Макария Макриса (XIV-XV вв.). Анонимный энкомий составлен на основе анонимного Жития, а энкомий Макария Макриса – на основе анонимного Жития и анонимного энкомия.

Св. Давиду Солунскому посвящены служба, написанная прп. Иосифом Песнописцем в IX в., краткие синаксарные Жития конца X в. в Синаксаре Константинопольской церкви [1] и в Минологии Василия II [2], а также переложение Жития на новогреческий язык, выполненное мон. Агапием (Ландосом) в XVII в.

Поскольку сведения Иоанна Мосха и анонимного Жития частично противоречат друг другу, существует мнение, что в них рассказывается о разных людях. С другой точки зрения, эти тексты должны были быть разными, т. к. принадлежат к разным жанрам.

Первый текст – это объяснение аввы Палладия из монастыря Лифазомен в Египте причины своего ухода в монастырь (будучи уроженцем Фессалоники, он стал свидетелем божественного света, исходившего из кельи Давида Солунского, что побудило его принять иночество), второй текст писался как Житие святого. Тема огня присутствует в обоих текстах. Несмотря на то что в анонимном Житии не упоминается о месопотамском происхождении преподобного, а у Иоанна Мосха нет описания его подвига на дереве, авторы синаксарей, видимо, соединили эти сведения, считая, что речь идет об одном и том же подвижнике.
Рака с мощами прп. Давида Солунского в монастыре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике

Мощи прп. Давида Солунского находились в основанном им монастыре до 1054 года (по мнению А. Васильева) или до начала XIII в. (по версии Е.

Делидимоса), когда они были перевезены крестоносцами в Италию, в г. Павия. В 1978 году благодаря стараниям Фессалоникийского митр. Пантелеимона мощи были перенесены обратно в Фессалонику и помещены в храме вмч. Димитрия Солунского. В настоящее время мощи находятся в монастыре прп.

Феодоры Солунской в Фессалонике.

Монастырь, в котором подвизался Давид Солунский, не сохранился. Собор бывшего монастыря Латомос (Латому), именуемый впоследствии монастырем Осиос Давид в Фессалонике, находящийся в верхнем городе, никак не связан с монастырем, основанным этим святым. Монастырь получил это название только в 1921 году, когда из мечети был вновь превращен в христианский храм.

Иконография

Прп. Давид Солунский, как правило, изображается в коричневой рясе, седовласым, с длинной бородой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (XVIII в.

) о нем сказано: “Старец с длинными волосами и с бородою до ступней”.

Одно из ранних сохранившихся изображений преподобного Давида – найденный в Фессалонике в 1944 году рельеф с ростовым изображением святого в позе оранта, с небольшой бородой (XIII в., Визант. музей в Фессалонике).

Преподобные Симеон Столпник и Давид Солунский. Икона. Сер. XV в. (монастырь Ватопед)

В палеологовскую эпоху появился особый иконографический тип – полуфигура или фигура прп. Давида с раскрытыми перед грудью руками, в кроне миндального дерева. Вероятно, на эту иконографию повлияли изображения столпников.

Самый ранний пример «древесного» изображения представлен в росписи северо-западной части парекклисиона монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (1316-1321): полуфигура Давида Солунского в светлой рясе с синим параманом помещена, словно в чашу, в крону дерева.

В «древесных» изображениях борода святого намного короче, чем в традиционном варианте иконографии. Аналогичные полуфигурные изображения представлены на иконе «Святые Симеон Столпник и Давид Солунский» (сер. XV в., монастырь Ватопед), в церкви Панагии Кумбелидики в Касторье в слое живописи XVI в. (с поздней ошибочной надписью: «Св. Онуфрий»).

Фигура прп. Давида Солунского в кроне дерева изображена в ряде памятников XIV-XVI вв.: в нартексе церкви прор. Илии в Фессалонике (1360-1370), в старом кафоликоне монастыря Преображения Господня в Метеорах (1484), на иконе критской школы «Святые Давид Солунский и царь Давид» (XVI в., монастырь вмц. Екатерины на Синае).

Современное изображение (1981) той же иконографии выполнено над мощами святого в храме св. Феодоры в Фессалонике.

Наряду с образами этой иконографии встречаются традиционные изображения Давида Солунского как преподобного, в рост (напр., в росписи кафоликона монастыря прп.

Дионисия на Афоне (1546) преподобный представлен с длинной бородой, в желтой рясе и коричневой мантии, с развернутым свитком в левой руке; на иконе «Преподобные Пахомий и Давид Солунский» (XVI в., монастырь прп.

Дионисия) – с развернутым свитком в левой руке).

В русском искусстве самое древнее из известных изображений в живописи – полуфигура прп. Давида на столпе в росписи церкви св. Симеона Богоприимца в Новгороде (1465) – русоволосый, с небольшой округлой головой, с крестом в правой руке. С XVI века на русских иконах-минеях на июнь получил распространение образ прп. Давида в ветвях миндального дерева, со свитком в руке.

На этих иконах просматриваются отличия в постановке фигуры святого: он может изображаться в кроне дерева (икона из ВОКМ) или на фоне дерева (икона из собрания Корина). Впоследствии эта иконография варьируется. Так, на минейной иконе 1758 г. из церкви ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе мастера Ивана Липина Д. С.

сидит у подножия дерева, на голове – скуфья, левой рукой он указывает на виднеющийся вдали град.

В русских иконописных подлинниках XVIII в. представлены два варианта изображения святого. Первый соответствует палеологовской традиции: “подобием сед, власы с ушей кратки, брада аки Евфимия Великого, мало покороче, ризы преподобническия, сей бяше от востока, житие име под амигдаловым деревом” [3].

Второй отражает иконографию поздних икон: “Cед, брада Евфимия Великого или Власиева; сидит на древе на дубу великом в ветвех, на дощечке высоко, риза преподобническая, под древом гора и езеро мало, и лесок около дуба, а с дуба висит кувшин на верви, на древе сидят три птички, а инде пишет брада Димитрия Прилуцкого” [4].

Литература

  • BHG, N 492y, 493, 493d, 493e, 493m;
  • ActaSS. Iun. T. 5. P. 176-178;
  • Joannes Moschus. Vita abbatis Palladii et senis Thessalonicensis inclusi, nomine David // PG. 87/3. Col. 2919-2924 (Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 85);
  • ᾿Αγάπιος, μον. Βίβλος καλουμένη Καλοκαιρινή, ἐν ᾗ εἰσι γεγραμμένοι μερικοὶ Βίοι ἁγίων οἱ ὡραιότεροι τοῦ καλοκαρίου. Βενετία, 18515. Σ. 118-123;
  • Leben des hl. David von Thessalonike / Hrsg. V. Rose. B., 1887;
  • Латышев В. В. О житиях прп. Давида Солунскаго // ЗапООИД. 1912. Т. 30. С. 217-251;
  • Γαλανός Μ. ᾿Ι. Οἱ βίοι τῶν ἁγίων τοῦ μηνολογίου τῆς ᾿Ορθοδόξου ῾Ελληνικῆς ᾿Εκκλησίας. Μὴν ᾿Ιούνιος. ᾿Αθῆναι, 1950. Σ. 121-122;
  • Ματθαίου. ΜΣ. Τ. 6. Σ. 332-340;
  • Δουκάκης. ΜΣ. 1964. Τ. 10. Σ. 224-231;
  • Λαούρδας Β. ᾿Ανέκδοτον ἐγκώμιον εἰς τὸν ὅσιον Δαυΐδ // Μακεδονικά. 1970. T. 10. Σ. 243-255;
  • ᾿Ακολουθία ᾿Ιωσὴφ τοῦ ῾Υμνογράφου // Μηναῖον τοῦ ᾿Ιουνίου ὑπὸ τοῦ Βαρθολομαίου Κουτλουμουσιανοῦ τοῦ ᾿Ιμβρίου. ᾿Αθῆναι, 1972. Σ. 98-102;
  • Δεληδῆμος Ε.-Ε. Βίος καὶ πολιτεία τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν Δαυῒδ τοῦ ἐν τῇ θεοσώστῳ πόλει Θεσσαλονίκῃ // ῾Η ἐπανακομιδὴ τῶν ἱερῶν λειψάνων τοῦ ὁσίου Δαυῒδ εἰς τὴν Θεσσαλονίκην (17 ᾿Ιουλίου 1978) / Εκδ. Παντελεήμων (Χρυσοφάκης), μητρ. Θεσσαλονίκης. Θεσσαλονίκη, 1979. Σ. 25-36;
  • ЖСв. Июнь. С. 609-610;
  • ῾Αγιολόγιον τῆς Θεσσαλονίκης. Θεσσαλονίκη, 1996. T. 1. Σ. 189-198;
  • ᾿Αργυρίου Α. ᾿Εγκώμιον εἰς τὸν ἐν ἁγίοις πατέρα ἡμῶν Δαυῒδ τὸν ἐν Θεσσαλονίκῃ // Μακάριος Μακρῆς. Συγγράμματα. Θεσσαλονίκη, 1996. Σ. 85-100. (Βυζαντινὰ κείμενα καὶ μελέται, 25);
  • Минея (СТ). Июнь. С. 348-356;
  • Νικόδημος. Συναξαριστής. T. 5. Σ. 280;
  • Филарет (Гумилевский). Жития. М., 2000. Май-Июнь. С. 251;
  • Καλτσογιάννη Ε., Κοτζάμπαση Σ., Παρασκευοπούλου Η. Η Θεσσαλονίκη στη βυζαντινή λογοτεχνία. Θεσσαλονίκη, 2002. Σ. 98-101. (Βυζαντινὰ κείμενα καὶ μελέται, 32).
  • Papageorgiou P. N. Zum Leben des hl. David von Thessalonike // BZ. 1893. Bd. 2. S. 287-290;
  • Vasiliev A. Life of David of Thessalonica // Traditio. N. Y., 1946. T. 4. P. 115-148;
  • Loenertz R.-J. St. David de Thessalonique // REB. 1953. Vol. 11. P. 205-222;
  • Laurent V. David de Thessalonique // DHGE. T. 14. Col. 121-122;
  • Δαβὶδ ὁ ν Θέσσαλονίκῃ // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 877;
  • Bazoche P. David, eremita a Tessalonica, santo // BiblSS. Vol. 4. Col. 515-516;
  • Kazhdan A. P., Ševčenko N. P. David of Thessalonike // ODB. Vol. 1. P. 590.

Использованные материалы

[1]  SynCP. Col. 771-772

[2]  PG. 117. Col. 512-513

[3]  Филимонов. Иконописный подлинник. С. 373

[4]  Большаков. Подлинник иконописный. С. 110

Источник: https://drevo-info.ru/articles/6298.html

Преподобному Давид Солунскому

Молитва давид у солунскому

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу: прии́м бо кре́ст, после́довал еси́ Христу́, и де́я, учи́л еси́ презира́ти у́бо пло́ть, прехо́дит бо, прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней; те́мже и со Ангелы сра́дуется, преподо́бне Дави́де, ду́х тво́й.

Пе́снь 1

Ирмос: Коня́ и вса́дника в мо́ре Чермно́е сокруша́яй бра́ни, мы́шцею высо́кою, Христо́с истрясе́, Изра́иля же спасе́, побе́дную пе́снь пою́ща.

Пе́сньми светоно́сную и боже́ственную па́мять твою́, соше́дшеся, почти́м, Дави́де преблаже́нне, све́та позна́вше тя́ и дне́, преподо́бне, насле́дника Боже́ственным Ду́хом.

Уды умертви́в, о́тче, на земли́ теле́сныя, жи́знь все́льшуюся в се́рдцы име́л еси́, Христа́, умори́вшаго диа́вола си́лу, умертви́вшаго челове́чество.

Зако́ном Влады́ки повину́яся, преподо́бне, кре́ст тво́й на ра́мо взя́л еси́ и, стопа́м Сего́ после́дуя, ты́ низложи́л еси́ возноше́ния льсти́ваго, смиря́яся.

Богородичен: Яви́лася еси́ укра́шена добро́тою доброде́телей и Христа́ кра́снаго, Де́во, породила́ еси́, челове́ки украси́вшаго кра́сными добро́тами Божества́, Присноде́во.

Пе́снь 3

Ирмос: Водрузи́вый на ничесо́мже зе́млю повеле́нием Твои́м, и пове́сивши неодержи́мо тяготе́ющую, на недви́жимем, Христе́, ка́мени за́поведей Твои́х, Це́рковь Твою́ утверди́, Еди́не Бла́же и Человеколю́бче.

Увяди́в воздержа́нием добро́ту теле́сную, зари́ прия́т Боже́ственнаго Ду́ха и безстра́стия светоза́рными облиста́л еси́ луча́ми и исцеле́ний дарова́нии, о́тче, проро́ку тезоимени́те.

Святы́х после́дуя житию́, пребога́те, ве́сь освяти́лся еси́ боже́ственными дея́нии. Те́мже освяща́еши та́йно ве́рою свято́е соверша́ющия твое́ торжество́, о́тче богоно́се всеблаже́нне.

Успи́в сла́сти теле́сныя, преподо́бне, моли́твами, и бде́нии, и по́двиги, о́тче, в ми́ре вои́стинну усну́в, почи́л еси́. Те́мже тя́ неусы́пна стяжа́хом храни́теля, любо́вию чту́щии тя́.

Богородичен: Ангелов честне́йши яви́лася еси́, ро́ждши те́х, Де́во, Созда́теля. Те́м молю́ Тя, Чи́стая: освяти́ у́м мо́й и се́рдце просвети́, о́блак страсте́й отгоня́щи.

Седа́лен, гла́с 8

Воздержа́нием стра́сти плотски́я души́ повину́в, о́тче му́дре, яви́лся еси́, блаже́нне, с те́лом Ангел: се́нь же водрузи́л еси́, я́ко пти́ца благопе́снива на садо́вне дре́ве, на высоту́ у́м впери́л еси́. Те́мже чуде́с де́йством обога́щся, преше́л еси́ ко Го́споду, Его́же от младе́нства вожделе́л еси́, Дави́де пресла́вне, моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти чту́щим тя́.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

В напа́сти многоплете́нныя впа́д от вра́г ви́димых и неви́димых, бу́рею одержи́мь безчи́сленных согреше́ний мои́х, и я́ко к те́плому заступле́нию и покро́ву моему́, Чи́стая, ко приста́нищу притека́ю Твоея́ бла́гости.

Те́мже, Пречи́стая, из Тебе́ Воплоще́нному безсе́менно моли́ся приле́жно о все́х рабе́х Твои́х, непреста́нно моля́щих Ти ся, Богоро́дице Пречи́стая, моля́щи Его́ при́сно согреше́ний оставле́ние дарова́ти воспева́ющим досто́йно сла́ву Твою́.

КрестоБогородичен:

Агнца, и Па́стыря, и Изба́вителя Агница зря́щи на Кресте́, восклица́ше, пла́чущи, и, го́рько рыда́ющи, вопия́ше: ми́р у́бо ра́дуется, прие́мля Тобо́ю избавле́ние, утро́ба же Моя́ гори́т, зря́щи Твое́ распя́тие, е́же терпи́ши за милосе́рдие ми́лости. Долготерпели́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый, умилосе́рдися и да́руй согреше́ний оставле́ние ве́рою пою́щим боже́ственныя стра́сти Твоя́.

Пе́снь 4

Ирмос: Боже́ственное Твое́ разуме́в истоща́ние прозорли́во, Авваку́м, Христе́, со тре́петом вопия́ше Тебе́: во спасе́ние люде́й Твои́х, спасти́ пома́занныя Твоя́ прише́л еси́.

Глаго́лов живото́чных Ду́ха послу́шав, сла́ное жития́ оста́вль мо́ре и ка́плями сле́з страсте́й изсуши́л еси́ пото́ки.

Ра́зума и благода́ти испо́лнен бы́в, о́тче Дави́де, в безмо́лвии поиска́л еси́ Благоде́теля все́х и Сего́ сия́ния получи́л еси́.

Житие́ твое́ ну́ждею естества́ све́тло показа́в и соде́йствием Ду́ха, от ну́жд зло́бных челове́ки изба́вил еси́, преподо́бне.

Богородичен: Пое́м Тя́, Всепе́тая Влады́чице, Препе́таго Бо́га несказа́нно ро́ждшую и ли́ки Ангельския несравни́тельно добро́тою преше́дшую.

Пе́снь 5

Ирмос: Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, к Тебе́ у́тренюю и Тебе́ зову́: ду́шу мою́ просвети́ омраче́нную, Христе́, я́ко Еди́н Благоутро́бен.

Просте́р твои́ о́чи и помышле́ния ко Иже на дре́ве Просте́ршемуся, на садо́вне дре́ве претерпе́л еси́, зно́ем пожига́емь, о́тче, и сту́дению померза́емь.

Ве́сь молниезра́чен яви́лся еси́, преподо́бне, о́гнь дла́ньми, Дави́де, держа́ и ца́рствующаго кадя́ чу́дным, всеблаже́нне, кажде́нием.

Ны́не не в гада́ниих, ниже́ мечта́нием Боже́ственную добро́ту зри́ши, всеблаже́нне, лице́м же, преподо́бне, к лицу́ па́че, разре́шшимся зерца́лом.

Гре́зн прекра́сен боже́ственнаго, Дави́де преподо́бне, виногра́да яви́лся еси́, источа́я вино́ умиле́ния от пия́нства, о́тче, страсте́й объюроде́вшим.

Богородичен: Напра́ви жи́знь мою́ и движе́ния у́мная, Богороди́тельнице, к боже́ственному хоте́нию из Тебе́ неизрече́нно к на́м Прише́дшаго.

Пе́снь 6

Ирмос: Неи́стовствующееся бу́рею душетле́нною, Влады́ко Христе́, страсте́й мо́ре укроти́ и от тли́ возведи́ мя, я́ко Благоутро́бен.

Хра́м Боже́ственнаго Ду́ха позна́лся еси́, преподо́бне Дави́де, в ма́ле хра́мине затворе́н и те́сною простра́нную искупу́я.

Зако́ном Влады́ки преклони́л еси́, о́тче, твою́ ду́шу, и све́та испо́лнен бы́л еси́, и прии́мник дарова́ний Ду́ха.

Чудесы́ житие́ твое́, богоно́се о́тче, вои́стинну укра́шено конце́м яви́ся. Те́мже ве́рно восхваля́ем тя́.

Богородичен: От чи́стых крове́й Твои́х истка́ся пло́ть, па́че естества́, Созда́вшему челове́ка, Богоро́дице. Те́мже досто́йно пое́м Тя́.

Конда́к, гла́с 1

Са́д присноцвету́щь, доброде́телей плоды́ принося́й, яви́лся еси́ на садо́вне дре́ве, я́ко благопе́снивая пти́ца; ра́й же па́че, жи́зни дре́во, Го́спода, в се́рдцы твое́м прие́м, я́ко возде́лав, богому́дре, и́мже пита́еши на́с благода́тию; при́сно моли́ о на́с, Дави́де всеблаже́нне.

Икос:

Сласте́й мои́х пе́щь вжига́ет ми́ ве́чный пла́мень, преподо́бне Дави́де, погаси́ моли́твами твои́ми, я́коже многотеку́щими слеза́ми твои́ми, вже́г у́глие любве́, блаже́нне, Зижди́теля моего́, я́коже дре́вле в руку́ твое́ю носи́в, я́ко же́ртву, и царя́ удиви́л еси́, я́ко да пою́ тебе́, светоно́сче, Дави́де всеблаже́нне.

Пе́снь 7

Ирмос: Превозноси́мый отце́в Госпо́дь, пла́мень угаси́, о́троки ороси́, согла́сно пою́щия: Бо́же, благослове́н еси́.

Стоя́л еси́ неукло́нно на ве́твех са́да, преподо́бне, напое́нии сле́з твои́х ча́сто напоя́я и поя́ немо́лчно: Бо́же, благослове́н еси́.

Все́ твое́ жела́ние к Бо́гу просте́рл еси́, все́ се́рдце твое́ прия́телище сотвори́л еси́ боже́ственных дарова́ний, богоно́се, воспева́я: Бо́же, благослове́н еси́.

Тя́, светови́дна, о́тче, бы́вша, у́глие держа́ща в руку́, я́ко ви́де ца́рь, удиви́ся и нога́м твои́м поклони́ся.

Богородичен: Разреши́ся Рождество́м Твои́м кля́тва челове́ча, еди́на Всеблагослове́нная, те́мже Тя́ славосло́вим, я́ко Благода́тную, Богоро́дице, во ве́ки.

Пе́снь 8

Ирмос: Тебе́, Вседе́телю, в пещи́ о́троцы, всеми́рный ли́к спле́тше, поя́ху: дела́ вся́кая, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Утро разу́мное су́щим во тме́ яви́лся еси́ жития́, блаже́нне, све́т разуме́ния все́м озаря́я, любо́вию тя́ чту́щим и превознося́щим Христа́ во вся́ ве́ки.

Бы́л еси́ пра́в, и смире́н, и кро́ток, Дави́да тезоимени́таго изобража́я ве́рно. Те́мже с ни́м зе́млю кро́тких, о́тче, насле́довал еси́ во вся́ ве́ки.

Богосия́нен мона́шествующих сто́лп, Дави́де блаже́нный, проро́к боже́ствен други́й яви́лся еси́, бу́дущая предглаго́ля боже́ственная явле́ния Ду́ха Боже́ственнаго.

Богородичен: Тя́, добро́ту Иа́ковлю, Де́во, Бо́г Юже возлюби́, Юже избра́, вси́ я́ко еди́ну Благослове́нную песносло́вим во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмос: Иса́ие, лику́й, Де́ва име́ во чре́ве и роди́ Сы́на Емману́ила, Бо́га же и Челове́ка, Восто́к и́мя Ему́, Его́же велича́юще, Де́ву ублажа́ем.

Свяще́нное торжество́, соше́дшеся дне́сь, ве́рнии, соверши́м, свяще́ннаго вси́ отца́, воздержа́нием возсия́вшаго и себе́ всего́ Бо́гу освяти́вшаго житие́м соверше́ния.

Якоже дре́во насади́лся еси́ на вода́х, преподо́бне, то́ки духо́вных доброде́телей нося́ плоды́, на садо́вне же дре́ве водрузи́в, я́ко оре́л, о́тче, гнездо́, к небе́сным тво́й у́м впери́л еси́.

Тво́й проро́чески узре́в, Дави́де, исхо́д, провозглаша́еши си́й лю́дем, егда́ посыла́емь, е́же на ни́х поста́вил еси́, му́дре, ца́рствующаго мно́гое негодова́ние.

Свята́я па́мять твоя́ освяща́ет дне́сь на́с, творя́щих сию́ ве́рно, преподо́бне Дави́де: свя́то бо препроводи́л еси́ твою́, свя́те, жи́знь и по успе́нии ра́дуешися со святы́ми при́сно.

Богородичен: Светоно́сну две́рь Тя́ предзря́ше Иезеки́иль, е́юже про́йде Све́т и́стинный, Христо́с, Бо́г на́ш, Его́же приле́жно моли́, Чи́стая, покая́ния ми́ две́ри отве́рсти, молю́ся.

Свети́лен

Мирска́го весе́лия, я́ко от скве́рны, уклони́лся еси́, и, неяде́нием пло́ть увяди́в, обнови́л еси́ души́ кре́пость, преподо́бне, и сла́вою обогати́лся еси́ небе́сною, сла́вне. Те́мже моля́ не преста́й о на́с Го́спода.

Богородичен:

Вои́стинну Богоро́дицу Тя́ испове́дуем, Влады́чице, Тобо́ю спа́сшиися: и́бо Го́спода неизрече́нно родила́ еси́, разо́ршаго Кресто́м сме́рть, к Себе́ же привле́кша преподо́бных собо́ры. С ни́миже Тя́ восхваля́ем, Де́во.

Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_iul/kan_9iul_david.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.