Молитва перед иконой умиление псково печерская

Содержание

День Псково – Печерской иконы Божией Матери Умиление празднуют 20 октября

Молитва перед иконой умиление псково печерская

В христианской вере почитается множество икон Пресвятой Богородицы, которая изображена как с Младенцем, так и без него. Одной из них, глубоко почитаемой, является икона Умиление.

Изображается Дева Мария на такой иконе по пояс, со сложенными крестообразно руками, как будто в молитве. Глаза ее опущены вниз, а голова слегка наклонена в сторону.

Икона изображает радостное событие, когда Пресвятая Дева Мария узнала от архангела Гавриила, который явился ей ночью, что родит Сына Божьего.

Изображение пронизано радостью и кротостью, именно теми чувствами, которые испытывала Дева Мария в тот момент.

Праздник Псково-Печерской иконе Божией Матери Умиление 20 октября

Икона эта в Печерской летописи называется еще Владимирской, так как она есть список с известной чудотворной иконы Божией Матери «Владимирской», которая Владимирским князем Андреем Юрьевичем Боголюбским была привезена из Киева в 1154 году во Владимир (на Клязьме), а 26 августа 1395 года, великим князем Василием Дмитриевичем перенесена была в Москву в Успенский Собор.

Список был сделан в 1521 году благочестивым иноком Арсением Хитрошем. В Псково-Печерский монастырь принесена в 1529-1570 годах, купцами Василием и Феодором, во время игуменства преподобного Корнилия. С тех пор не один раз являла икона свою милость и чудодейственную помощь православному народу.

В 1524 году во Пскове и окрестных землях появились сообщения о чудесных исцелениях, приписываемые иконе:«Не только православным подаёт Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходящим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Её образу, подает исцеление».

Особую известность и почитание по всей России она приобрела после того, как, по преданию, Богородица через эту свою икону избавила Псков от осады войсками польского короля Стефана Батория.

В 1581 году польский король Стафан Баторий бомбардировал город Псков калеными ядрами с колокольни Мирожского монастыря, одно из них попало в икону Божией Матери, принесённую в Псков по приказанию царя Ивана Грозного и поставленную на забрале стены, и «тихо паде пред иконою», не повредив не только её, но и окружающих её защитников города. Поражение под Псковом вынудило Великое княжество Литовское заключить с Россией перемирие.

Помощи и заступлению Пресвятой Богородицы, ради её чудотворной иконы «Умиления», находящейся среди войск I корпуса в 1812 году, приписывает командир этого корпуса отнятие во время нашествия войск Наполеона у французов города Полоцка.

По молитвам перед этой иконой не раз получали исцеление слепцы.

Так, 28 мая 1587 года, когда икона Умиления Божией Матери была во Пскове, вдова Мария Терентьева с Подкопорья, из-за Невы, не видевшая два года девять месяцев, помолившись перед этой иконой в соборном храме Живоначальной Троицы, шла за иконой к печерскому подворью и — вдруг прозрела.

26 марта 1603 года, по молитве перед этой иконой, получил прозрение крестьянин Потапий Григорьев, Луцкого уезда, Надвинского стана, бывший слепым 6 лет. По молитве перед этой иконой почти в то же самое время получил исцеление боярский сын Иван Ступицын, у которого два года сведены были жилы левой руки.

Ежегодно, с 1892 года по 1914 год, в период с 8 по 30 сентября, Псково-Печерская чудотворная икона «Умиления» Божией Матери пребывала в Риге и была поднимаема почти во все православные рижские храмы и многие частные дома.

Молитва перед иконой икона Божией Матери Умиление Псково-Печерская

“О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный.

Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби.

Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца.

Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.”

Икона Божией Матери Умиление имеет свое значение и во многом помогает

Первоначально икона Божьей Матери Умиление была выполнена на холсте, который крепится к доске из кипариса. Николай II подарил для иконы Умиление драгоценную ризу. Который способен был видеть не только чистоту сердец, но и душу каждого человека, потому то, как раз таки он и мог просить исцеление для православных людей.

Горящее возле святыни масло из лампадки имело лечебные свойства, благодаря чему смазывая больных Святой Серафим, мог исцелять от разных хворей. Сам Преподобный умер прямо перед чудотворным изображением стоя на коленях.

Затем в 1991 г. лик передали Патриарху Алексею II в Москву для размещения ее в патриаршей церкви, однако для поклонения святыню ежегодно переносят в Богоявленский собор. Постепенно с божественного образа начали делать множество копий, а некоторые из них обладали не менее целебными свойствами, нежели оригинал.

Она исцеляет страждущих, утоляет печали и горести, даёт надежду на лучшее будущее.

На сегодняшний день икона Божией Матери Умиление находится во многих храмах

В соборе Серафима Саровского находится та самая икона, которая была преподнесена в качестве подарка Преподобному Николаем ІІ. Сам собор построен в Голицыно.

Данная икона была написана в позапрошлом XIX веке. Более сорока лет она находилась в доме художника, который ее написал.

Но со временем, когда начали возводить собор Преподобного Серафима Саровского, художник передал икону именно ему в Голицыно.

В Троицком соборе Серафимо-Дивеевского храма тоже находится один из наиболее почитаемых и значимых ликов Пресвятой Девы Марии. В честь него был освящен предел. В конце ХХ века монахинями монастыря был написан этот святой образ, который прославился множеством совершенных чудес по молитвам мирян перед образом Богоматери.

Еще один почитаемый образ, который широко известен среди православных христиан, находится в Патриаршем Богоявленском Соборе.

Чудеса, сотворенные образом Умиления Пресвятой Богородицы

В летописи 1337 года описывается случай, которые произошел в Новгороде. В те времена в городе был ужасающий мор, который ежедневно забирал большое количество человеческих жизней. Придя в отчаяние, весь оставшийся народ прошествовал в Троицкий собор.

Так христиане начали слезно воздыхать и вопить о спасении, читая молебен, которая бы спасла их город от жестокой болезни. После их отчаянный молитв, эпидемия отступила, а в память этому событию начали ежегодно совершать в Троицкую обитель крестный поход.

Также не единожды были случаи полного исцеление онко больных людей, которые усердно молились перед иконой, находящейся в семье Виктора и Наталии Ремезовых, в поселении Локоть, Брянской области. После того, как одна женщина долгое время пламенно молилась перед образом, ей отменили предстоящую операцию по удалению опухоли, ведь ее попросту не нашли. Она бесследно исчезла.

Псково – Печерская икона Божией Матери Умиление имеет свое предназначение

По сути, чудотворный образ считается женским, а потому его действие в основном направлено на помощь и оберегание женской половины человечества. Значение иконы «Умиление» важно для молодых девушек, старающихся сохранить чистоту и добрый нрав с целомудренностью.

Считается, что если обратиться с просьбой к Богородице, она непременно поможет. О чем же следует молиться? Икона Божией Матери Молебен помогает в зачатии ребенка и облегчает процесс родов. Освобождает от многочисленных болезней. Святыня избавляет от тягостей души и помогает легче пережить переходный возраст.

Смягчает злобные сердца, придает гармонию и избавляет от безнравственных мыслей. Девушки могут получить помощь в поиске надежного молодого человека и счастья в личной жизни. Эта святыня унимает психологические расстройства и дурные мысли. Она помогает избавиться от заболеваний и напастей любого рода.

Перед ликом Богородицы стоит помолиться, когда утрачена радость жизни, и человек потерял свое истинное предназначение. Для большинства православных значение изображения Богородицы важно. Образ трогателен и нежен, он способен уберечь от тягостных уныний.

Настроение проникает точно в сердце и помогает обрести душевный покой во времена суровых испытаний.

Но икона Умиление Божьей Матери значение и молитва перед ней предназначены не только для женщин. У неё могут просить о помощи и юноши, и мужчины, ведь они не меньше нуждаются в безусловной любви и защите, которыми Пречистая Дева одаривает всех, кто приникает к Её святыне.

Поддержка и сопереживание, которые получает человек, преклонивший колени у образа, не зависят от пола – только от желания очиститься и прийти к спасению. А ещё чудотворная икона Богородицы может защитить Ваших любимых и близких людей, оберечь их от опрометчивых поступков, недобрых мыслей и неблагоприятных событий.

Её сила и благодать станут духовным щитом для Вашего дома, хранящим мир, счастье и спокойствие в семье!

Источник: http://www.1rre.ru/189897-20-oktyabrya-otmechayut-den-pskovo-pecherskoj-ikony-bozhiej-materi-umilenie.html

Псково-Печерская икона Умиление – покровительница северо-западных русских земель

Молитва перед иконой умиление псково печерская

Псково-Печерская икона Умиление – один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Божьей Матери, который получил славу благодаря особому заступничеству Северо-Западных земель России. Печерская летопись называла эту икону Владимирской.

Это было сделано неслучайно, ведь по сути Псково-Печерская икона «Умиление» является изводом святого чудотворного образа Богородицы Владимирской. Ее привез (1154 год) князь Андрей Юрьевич Боголюбский из Киева во Владимир.

26 августа 1395 года икону с почестями перенесли в московский Успенский собор.

Иконографический тип «Умиление»

«Умиление» – один из трех основных иконографических типов богородичных икон, принятых православными церковными канонами (два других: Оранта/Знамение и Одигитрия/Путеводительница).

Русское название является свободным (неточным) толкованием с греческого «Елеуса» (έλεουσα), что буквально значит «милостивая», «сострадающая». Изначально так именовали саму Деву Марию еще во времена Византии.

Позже определение перешло на конкретную иконографическую схему. Греческое название икон «Умиление» – «Гликофилуса» («Сладкое лобзание»).

Этот тип изображений наиболее трогательный, лиричный. Он показывает близость общения, духовную связь между Пречистой Богородицей и Сыном – Младенцем Иисусом. Композиционно икона «Умиление» представляет собой поясное (чаще всего) изображение двух фигур: Матери Божией и Христа, сидящего на ее руке. Они нежно прильнули ликами друг к другу. Мария склонила голову к голове Сына.

Христос рукою обнимает шею Матери. Такое положение символично и неоднозначно, оно выражает глубокую богословскую идею. Пречистая Богородица предстает перед нами в двух ипостасях: во-первых, она любящая Мать, которая ласкает Сына, во-вторых, это христианская Душа, которая близко общается с Богом.

Богоматерь «Умиление» считают наиболее интимной иконой, наполненной мистическим содержанием.

Появление нового чудотворного образа

Псково-Печерский образ Богородицы «Умиление», как свидетельствует предание, был написан благочестивым монахом Арсением (Хитрошем) в начале XVI века.

Иконописец постился, просил помощи, благословения Богородицы, вкладывая в мазки любовь, смирение, талант, чтобы выполнить работу, как приличествует по отношению к Богу, применяя добрые и честные краски, тщательно.

Некоторое время спустя (1521 год) два псковских купца Феодор и Василий принесли икону преподобному игумену Корнилию, тогдашнему настоятелю Псковско-Печерского монастыря.

Святой богородичный образ прославился чудодейственной силой, помощью христианам. Он поддерживал православных в непростые моменты жизни. Начиная с 1524 года, в городе Псков и многих других землях вокруг него распространились рассказы о случаях чудесных исцелений, которые были ниспосланы молящимся на обращение к Псковско-Печерской иконе «Умиление».

Первые исцеления по молитве иконе «Умиление»

Росла и ширилась слава Псковско-Печерского образа, приходили люди, ставили свечи, склонив голову, делились с Богородицей своими горестями, радостями, просили у Пречистой помощи, поддержки, заступничества. А получив ответ на молитвы, возвращались к святому лику, чтобы восславить Господа и поблагодарить Заступницу Небесную.

Исцеление слепцов

Чудесное исцеление было даровано слепцам по их молитвам. Вдова Мария Терентьева, которая проживала в Подкопорье за Невой, ослепла. Женщина уже два года и девять месяцев ничего не могла видеть.

Она с верой и надеждой пришла поклониться иконе, рассказать о своей беде.

Совершив молитву образу Приснодевы с Младенцем Христом в церкви Живоначальной Троицы, слепая следовала через двор к чудодейственной иконе, и внезапно ей было даровано прозрение.

Благодаря искренней праведной молитве 26 марта 1603 года вернулось зрение крестьянину Григорьеву Потапию. Он был жителем Луцкого уезда, что в Надвинском стане, и до чудесного вмешательства не видел почти шесть лет.

Сын боярина Иван Ступицын истово превозносил молитвы Богородице, прося помощи. У молодого человека из-за сведения жил, левая рука практически перестала работать. По молитвам, смирению Ивану было даровано исцеление.

Иноки святой обители по крупицам собирали свидетельства о Божественной помощи и случаях исцелений, вели записи в специальных церковных книгах.

Сегодня древние летописные свидетельства рассказывают нам, что Божья Матерь помогала не только православным, получив свидетельства о чудодейственности святого образа, к ней направлялись иноверцы, латиняне, выходцы из немецкой земли.

Милостивая Заступница даровала помощь всем, кто приходил с искреннею верою. Свидетелями этого были жители Великого Новгорода и Пскова.

Икона Божией Матери Умиление Псково-Печерская не только милостиво помогала людям в их житейских проблемах, работе, отношениях, исцеляла недужих. Она укрепляла рабов Божиих в их ратных делах, укрепляла веру, помогала быть самоотверженными защитниками своей земли.

Помощь иконы в Ливонской войне

При царствовании Иоанна Грозного во время непростой Ливонской войны войско литовского князя польского короля Стефана Батория подходило (1581год) к оплоту северо-западных российских земель, городу Пскову.

В это время благочестивому старцу Дорофею явилась Пресвятая Богородица, чтобы предупредить о надвигающейся опасности осады. Приснодева сокрушалась, что за людские грехи, жителей города может настичь большое несчастье.

Дева Мария сказала старцу, что следует делать для спасения. Старец поведал о видении и наказе архиепископу, который призвал игумена Псковско-Печерской обители благочестивого Тихона со святыми иконами «Умиление» и «Успение».

Священники с игуменом и образами Богородицы совершали множественные молебны во всех специальных местах, на которые указала явившаяся Заступница.

И вот август 1581 года. Стефан Баторий со своим 100-тысячным польско-литовским войском взял в осаду Псков. Враги собирались быстро сломать защитников города, чтобы двигаться дальше к Великому Новгороду и Москве. Историки утверждают, что тогда Псков населяло почти 20 000 горожан.

Практически все взрослые жители города занялись защитой. Мужчины взяли в руки оружие с намерением сражаться до самого конца. Женщины с детьми, как могли, помогали оборонять стены родного города. Гарнизон составлял всего 13-16 тысяч военных.

Для поддержки осажденных в Псков переправили чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» и «Успение».

Начался штурм. Враги нещадно обстреливали стены города тяжелыми калеными ядрами. Пушки установили на колокольню Мирожской обители, поэтому некоторые преодолевали оборонительные укрепления, попадая за стену.

Одно из ядер, даже попало в образ Пречистой Девы, помещенный на стену, но настолько была сильна защита Богородицы, что икона не пострадала, стена осталась целой и люди на ней. Осада продолжалась пять долгих месяцев.

Тридцать раз польские войска пытались захватить город, но каждый раз терпели неудачу.

Длительная осада обессилила защитников Пскова и польское войско, враги отступили. Январь 1582 года.

Великое Литовское княжество было вынуждено заключить Ямпольский мир – договор о перемирии с Россией 10 лет.

С благодарностью за поддержку и помощь в наиболее тяжелые времена православные украсили Псковско-Печерский образ «Умиление» драгоценным окладом с алмазами, аметистами, изумрудами, отборным жемчугом.

Традиции Крестных Ходов

Знаком почитания Великой Заступницы Псковско-Печерской иконы «Умиление» стала хорошая традиция.

Каждый год в седьмую Пасхальную неделю устраивают крестный ход с иконами, хоругвями, песнопениями от Псковско-Печерского монастыря до Пскова, а точнее к соборной апостольской церкви Животворящей Пресвятой Нераздельной Троицы.

Будущие поколения не должны забывать о славной истории, следует знать настоящие народные реликвии, которые помогли выстоять в часы испытаний, победить неприятеля.

Псково-Печерская обитель издавна известна своими крестными ходами. В одной из старых монастырских летописей есть отдельная глава, посвященная порядку и традициям проведения крестного хода. Его написали именно после установления вышеуказанного действия. Этот обычай беспрерывно соблюдали с 1601 до 1918 года.

Октябрьский переворот внес изменения в уклад жизни православных, наступило сложное время. Только в 1997 году традицию возродили. В наше время Псково-Печерскую икону Божией Матери «Умиление» носят крестным ходом внутри монастыря – в Михайловскую церковь из Успенской, а затем обратно.

Совершают его в осеннюю пору 7 (по старому стилю 20) октября на храмовый праздник святого чудотворного образа.

Псковско-Печерский образ «Умиление» в войне 1812 года

Много раз иноземные завоеватели посягали на православные земли и народ. С начала XVII века к стенам монастыря подходили литовские, шведские, польские завоеватели. Они каждый раз коварно пользовались внутренними разногласиями, неурядицами и шли с огнем и мечем на русскую землю.

Отечественная война 1812 года была направлена против французских войск Наполеона. Он победно прошел по Европе и полагал, что Российская территория пополнит список завоеваний. Итак, 17-18 августа 1812 года войска Бонапарта заняли Полоцк. Угроза захвата Пскова стала реальной как никогда раньше. Псковичи, как всегда, в тяжелой ситуации, уповали на Заступницу.

По просьбе горожан, из святой обители принесли образы Богородицы «Умиление», «Успение», а также старинную хоругвь, на которой был изображен Спас Нерукотворный. Крестный ход с участием псковичей, монахов, священников со святынями провели 7 октября.

Общая молитва была услышана – русские воины сумели вернуть себе Полоцк, а родному городу Пскову уже ничего не грозило.

Во славу этого исторического события Печерский монастырь получил еще один новый храм, посвященный святому Божьему Архистратигу Михаилу (1815-1827 год). Чудотворный образ Девы Марии «Умиление», одну из важнейших христианских святынь Псковско–Покровской обители, поместили на хранение у правого клироса.

Икона в XX веке

XX век сразу выдался непростым для людей, церкви и страны. Две войны стали огромным потрясением. Псково-Печерская обитель, несмотря на лишения, бережно хранила вековые традиции.

Этому способствовало то, что, согласно условиям Тартуского договора (2 февраля 1920года), монастырь с городом Печоры находился до 1940 года в подчинении буржуазной Эстонии. Таким образом, монастырь избежал разорения, уничтожения.

Он стал одним из немногих храмов, которые не прекращали служения Господу.

После окончания Великой Отечественной войны монастырские сооружения оказались повреждены или разрушены. Но иноки не опускали рук, молитва укрепляла их дух, придавала силы, чтобы отстроить, отремонтировать строения, вернуть обитель к жизни.

Псковско-Печерский образ Богородицы в Риге

Каждый год, начиная с 1892-го и вплоть до 1914-го, в сентябре (8-30) Псково-Печерская чудотворная икона «Умиления» Божией Матери отправлялась в Ригу. В городе образ с почетом и молитвой поднимали во все православные храмы города, а также в частные дома. При встрече, провожании иконы нужно было следовать определенной, четко сформированной процедуре.

  • Время пребывания образа в Риге устанавливался с 8 сентября до 30, точное время должно быть согласовано с расписанием поездов Псково-Рижской ж/д.
  • Накануне 8 сентября в Благовещенскую церковь из Алексеевского и Александровского храмов следует доставить церковную утварь для крестного хода (хоругви, кресты, иконы, фонари).
  • Городское духовенство с крестным ходом встречают святую реликвию. Затем сопровождают святыню до Собора.
  • Возле Собора собирается второй крестный ход во главе с Высокопреосвященнейшим Владыкой. Икону вносят в Собор, совершая Божественную литургию, молебное пение Пресвятой Богородице.
  • По окончании посещения (30 сентября) чудотворный образ вносят в Собор к Литургии. Прибывают священники, монахи, Архипастырь. Совершается молебен. В часовне, расположенной поблизости Риго-Двинского вокзала, снова служат молебен.
  • Икона вносится в вагон.
  • Для встречи и проводов духовные лица берут наилучшее облачение.
  • Во время встречи и проводов бьют в колокола Александровской, Благовещенской, Всесвятской и Соборной церквей.

Празднование святого образа «Умиление»

Праздник иконы «Умиление» отмечают 7 октября. Он приурочен памяти спасения города Пскова от захвата и разграбления французскими войсками в Отечественной войне 1812 года. Кроме того, празднования чудотворной иконы установлены в дни 26 августа, 21 мая, 23 июня.

Источник: http://obikonah.ru/pskovo-pecherskaja-ikona-umilenie-pokrovitelnica-severo-zapadnyh-russkih-zemel.html

Икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

Молитва перед иконой умиление псково печерская

Избранней Заступнице рода христианского, покрывающей и спасающей люди правоверныя, иноком благоскорбящим Подательнице вечнаго радования, благодарственная от души восклицаем пения. Ты же, яко нарекшаяся Умиление, призри на ны милостивно и умиление нам даруй, да со дерзновением воспеваем Ти радостно:

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Икос 1

Ангели и Архангели и множество сил небесных немолчно восхваляют Тя, Царицу всех и Владычицу. Ты же сподобила еси и нас бренными устнами воспевати дарованную Тобою радость в явлении чудныя Твоея иконы с предвечным Младенцем. Сего ради приими от нас похвалы сия:

Радуйся, Архангели певаемая; радуйся, Ангели славословимая.

Радуйся, небесными силами возносимая и окружаемая; радуйся, славо преподобных и мученик.

Радуйся, верных чад Церкви несумненное радование; радуйся, иноком в подвизех поспешествующая и наставляющая.

Радуйся, Умиление нарекшаяся; радуйся, умиление просящим дарующая.

Радуйся, единая Надеждо наша; радуйся, Отрадо в смертный час.

Радуйся, непрестанно Сына Твоего умоляющая.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 2

Видяще небожители Тя, Всеблагую Матерь, непрестанно молящуюся пред Престолом Божиим за человеческий род, прославиша Господа, даровавшаго таковую Заступницу верным, хвалебною песнию: Аллилуиа.

Икос 2

Разум даровася верным, чудотворный лик Твой зрящим и чудеса Тобою изливающаяся, слагати песни и пения ко прославлению имене Твоего честнаго, Всеблагословенная. Ты же милостивно приими от нас похвалы сия:

Радуйся, чудо чудес православия; радуйся, возводящая нас на небо.

Радуйся, Милостивая, нас милующая; радуйся, Своим омофором от зла покрывающая.

Радуйся, Господь с Тобою и Тобою с нами; радуйся, вся воздыхания наша милостивно приемлющая.

Радуйся, в час скорби единая наша Отрадо; радуйся, грешных усердная Споручнице.

Радуйся, кающихся твердый столпе; радуйся, о падших слезы проливающая.

Радуйся, защищающая сирых и вдовиц.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 3

Сила Господня осени Тя и подвиже на помощь и заступление всем, к чудотворней иконе Твоей прибегающим и поклоняющимся ей. Видяще сие, людие с трепетом припадаша Ти и песнопояху Бога песнию: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи древняя обитель Псково-Печерская Твой образ святый, Преблагословенная Богородице Дево, токи чудес источающий и обитель ограждающий от всякаго зла, исполнишася велия радости и утешения. Се бо Матерь Света крылома Своея Материнския любве ограждает ны, вопиющих умильно:

Радуйся, радосте наша пресветлая; радуйся, ликование верных сердец.

Радуйся, свет нам возсиявшая; радуйся, обитель милостию Твоею посетившая.

Радуйся, в залог любве икону Твою ей даровавшая; радуйся, яко тою иконою точатся исцеления.

Радуйся, обитель Свою охраняющая; радуйся, живущим в ней присная Помощнице.

Радуйся, иноков Мати чадолюбивая; радуйся, обетов иноческих страж неусыпный.

Радуйся, радость всему миру носящая.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 4

Бурею злочестивых нашествий одержимии, благовернии людие града Пскова, Тя чтуще и цельбоносную Твою икону «Умиление» приемши, воздвигша ту на стены града противу воев Баториевых. Ты же, чудо деющи, защитила град от смертоносных стрел вражиих и подвигла верных пети благодарне рожденному Тобою Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша жителие града Пскова и всея страны Российския величие чудес Твоих, како явила еси их во испытании бывшим от воев зверонравных, прославиша Тя, великую Заступницу страждущих, пении сими:

Радуйся, скорби наша на радость претворяющая; радуйся, прибегающим к Тебе скоро помогающая.

Радуйся, града Пскова ограждение; радуйся, злую дерзость воев поправшая.

Радуйся, стены града охранившая; радуйся, от смертоносных стрел врага покрывшая.

Радуйся, теми люди Твоя возвеселившая; радуйся, надеждою православных снабдевшая.

Радуйся, крепосте наша и защищение; радуйся, благоуханная Цевнице Небеснаго Царя.

Радуйся, кроткая горлице мира.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 5

Боготечную звезду, честную икону Твою, показала еси обители и веси Печерстей, Владычице Мира! К нейже, вернии, зряще и любовию ю лобызающе, взываем: буди нам щит и ограждение, да вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша ближнии и дальнии, како Твой образ святый «Умиление» точит исцеления всем немощствующим, прибегоша к Тебе в скорбех и болезнех, и никто же от Тебе тощь и неутешен отъиде, и бысть во отраду Твой образ святый. Сего ради вернии благодарне зовут:

Радуйся, немощей наших отгнание; радуйся, смертоносных язв исцеление.

Радуйся, в бедах скорая Утешительнице; радуйся, бесов Прогонительнице.

Радуйся, града Печер украшение; радуйся, обители Печерския стено и ограждение.

Радуйся, иноков Небесная Игумение; радуйся, о добродетельном житии промыслительно пекущаяся.

Радуйся, в напастех стено нерушимая; радуйся, отчаянных грешников пристане.

Радуйся, недоумевающих разуме.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 6

Проповедницы быша чудеса от святыя иконы Твоея, Владычице, ибо слепии прозирают, болящии исцеления получают, сего ради вернии людие во множестве во обитель стекахуся, чающе получити милости Твоя, Всеблагая Царице небесе, лики своя со иноческими гласы совокупляху и в веселии зваху: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия благодать Божественная чрез икону Твою чудотворную, Владычице, верою и любовию Тя Матерь Божию исповедующим, в нейже приемлюще и душевных недуг врачевание и к Царствию Небесному приобщение, смиренно возгласиша Ти сице:

Радуйся, не тела токмо, но и души спасительнице; радуйся, слезы чад Своих отирающая.

Радуйся, силу любве нам являющая; радуйся, безприютных вечный чертоже.

Радуйся, бездны греховныя бане; радуйся, чаше, омывающая совесть.

Радуйся, веры лучезарное сокровище; радуйся, надежды на спасение каменю.

Радуйся, адаманте Христовой любве; радуйся, скорбящим подательнице вечнаго радования.

Радуйся, покрове чистоты и девства.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 7

Хотяще оставити мир сей растленный, на святей горе боголюбезнии старцы преподобнии Марк и Иона подвизастася и обитель Святыя и Пречистыя Девы создаста, преподобный же игумен Корнилий образ Владычицы ту водвори, да вернии надежную Помощницу имут и взывают согласно: Аллилуиа.

Икос 7

Новую и преславную Твою икону «Умиление» видяще, на ограждение обители Псково-Печерския предпосланную, и радующеся вельми, боголюбивии иноцы и вернии людие возопиша прилежне:

Радуйся, славо пророков прекрасная; радуйся, благодатное небо.

Радуйся, в скудости пище обильная; радуйся, духовною радостию всех питающая.

Радуйся, в подвизе поста Помощнице; радуйся, печали всякия утоляющая.

Радуйся, злобная сердца умягчающая; радуйся, наша пред Сыном споручнице.

Радуйся, с Богом принесшая мир; радуйся, тайны от века явление.

Радуйся, цвете благоуханный девства.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 8

Странное и преславное чудо бысть Твой лик, Преблагословенная, верным с иконы сияющий: еще бо преподобный Корнилий пред образом Твоим моли Тя, да оградиши верных чад обители от всякаго зла, нас же научиши воспевати Всеблагому Богу, даровавшему нам Тебе, Матерь Свою: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе грехми отягчен и отчаян в своем житии кающийся грешник, в слезной молитве к Тебе прибеже, прося, да испросиши пред Сыном Твоим и Богом прощение грехов его, и восклицаше званьми сими:

Радуйся, кающихся грешников утешение; радуйся, грехов прощение.

Радуйся, всяку слезу отъемлющая; радуйся, солнце, согревающее люди.

Радуйся, отрадо, даруемая верным; радуйся, христиан Небесная Мати.

Радуйся, нераскаянных грешников исправление; радуйся, благоухание Небеснаго Царя.

Радуйся, молитве нас научающая; радуйся, помощь в бедах обильная.

Радуйся, страх нощный прогоняющая.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 9

Всяких сил ангельских превысшую Деву немолчно Тя хвалят наша сердца, Тя истинно чистейшую светлостей солнечных непрестанно величают. Ты же Ходатаица о нас буди в день Страшнаго Суда к Сыну Твоему и Богу, воспомяни тогда грешных моления и сподоби пети Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витий многогласных язык не возможет воспети достойно Твой сладостный лик, о, Дево и Мати Владычице. Чудных Твоих даров и неизреченных красот умножение сердца исполняет умиления и дарует очесем источники слез, и подвизает вопити в сокрушении:

Радуйся, сердец росо умиления; радуйся, надеждо всех безнадежных.

Радуйся, всех правды лишенных прибежище; радуйся, демонов злых прогонительнице.

Радуйся, грозно бесом запрещаеши; радуйся, унылых духом востание.

Радуйся, яко вся возможна Тебе; радуйся, стропотных душ вразумление.

Радуйся, палице спящим сном греховным; радуйся, сладость всем, в горьких работах сущим.

Радуйся, всех скорбящих Радосте.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 10

Спасти хотящи верныя люди, явилася еси о них Предстательница пред Богом на стогнах града Пскова, милость Свою явльши, икону Твою чудотворную предпостави изряднее воем Баториевым. Людие же, чудо видяще, велиим гласом пеша Тебе: «Царице моя Преблагая!» и восклицаша Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси иноком, Пречистая Дево, от вражиих козней, от бед, скорбей и напастей, Тебе бо вручи нас преподобнии Марк, Иона и Корнилий, бысть же ходатаица и праведная Васса. Сего ради смятенный наш дух возносим в смиренной мольбе, взывающе:

Радуйся, верных Твоих утверждение; радуйся, чад Своих любящая.

Радуйся, граде Царя, всеми прославляемый; радуйся, Церкве Святыя похвало и радование.

Радуйся, горних умов ликование; радуйся, неверных ко Христу приводящая.

Радуйся, Заступница наша усердная; радуйся, спасающая сущих в бедах.

Радуйся, нечестивых воев попрание; радуйся, добродетельми украшенная.

Радуйся, иноков ликование обильное.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 11

Пение хвалебное приносяще Ти, Всепетая, неудобства всякаго избавляемся. Твой образ честный усердно целующе, молим Тя: даруй нам веру несумненную, братолюбие и мир душам нашим ниспосли, да в мире и тишине вопием: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемная свеща была еси, Пречистая Дево, светом небесным озаряющи наш путь, и далече отступи от нас всякая неправда и беззаконие. Сего ради благодарственно вопием Ти:

Радуйся, свете немеркнущий жития нашего; радуйся, Лествице, возводящая к небесам.

Радуйся, облаче всесветлый; радуйся, скиние Небеснаго Царя.

Радуйся, рождшая Зиждителя вселенныя; радуйся, Тя бо блажат вси роди.

Радуйся, воспеваемая Херувимы и Серафимы; радуйся, дождю, орошающий благочестивыя души.

Радуйся, кладезю любве и милосердия; радуйся, грозная отмстительнице клянущихся всуе.

Радуйся, от клеветы нас избавляющая.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 12

Благодать Ти дана от Господа Своим святым покровом покрывати Церковь Православную от неверия, ересей и раскола, чад же верных Церкве миром ограждати и вразумляти на добродетели, да непрестанно славят Бога песнию: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Тя, Дева Всепетая, и чтуще чудотворную икону Твою «Умиление», во обители Псково-Печерстей сущую, радуемся по долгу, видяще Тя, Заступницу и Помощницу усердную всем, хотящим жати спасение и воспевати на всяк день:

Радуйся, Мати, Тебе мое моление; радуйся, крине удолия рая.

Радуйся, райския пищи приемнице; радуйся, сею пищею и нас питающая.

Радуйся, иноком благоскорбящим подательнице вечной радости; радуйся, праведных жен украшение.

Радуйся, краю благих желаний; радуйся, мученик всех дерзновение.

Радуйся, Церкве хоругве пречестная; радуйся, жития сокровище вечное.

Радуйся, свещниче веры златый.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Царице небесе и земли! Иноков благая Вратарнице, верных покрове и умиление! Нынешнее приемши пение, от всякаго избави ны злаго обстояния и не лиши ны радости Царства Небеснаго, да вопием прилежно: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангели и Архангели…» и 1-й кондак «Избранней Заступнице…».

Молитва

О, Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный.

Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи, и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческия скорби.

Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца.

Согрей нас дыханием Твоея любве и никогдаже отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей, да, чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославляти Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-umilenie-pskovo-pecherskaja

Осада Пскова королём Стефаном Баторием в 1581 году. К. Брюллов, 1843

В августе 1581 года 100-тысячная польско-литовская армия польского короля Стефана Батория осадила Псков, намереваясь в случае успеха идти на Новгород Великий и Москву. По оценкам историков, в Пскове тогда проживало около 20 000 человек.

Значительная часть взрослого мужского населения взялась за оружие, чтобы оборонить город. Даже женщины и дети принимали активное участие в обороне. Общая численность гарнизона не превышала 12-16 тыс. человек.

Из Псково-Печерского монастыря в город были отправлены чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление».

Поляки бомбардировали город Псков калеными ядрами с колокольни Мирожского монастыря, одно из них попало в икону Божией Матери, поставленную на забрале стены, не повредив не только её, но и окружающих её защитников города. За 5 месяцев осады поляки 30 раз штурмовали Псковский кремль, но города так и не взяли.

Осада Пскова войсками Стефана Батория. Контратака псковского гарнизона

Поражение под Псковом вынудило Великое княжество Литовское заключить с Россией 10-летнее перемирие (Ям-Запольский мир, январь 1582 года).

В память чудесного избавления города Пскова, при царе Феодоре Иоанновиче святой образ был украшен жемчугом и каменьями – алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами.

В начале XVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

В 1812 году Русской земле угрожали французские войска. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк (17—18 августа 1812г.). Угроза оккупации нависла и над Псковом.

Тогда, по просьбе псковичей, в город принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение», «Умиление» и хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями.

В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности.

Петер фон Гесс. Битва под Полоцком (1812 г.)

В память этого события в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815–1827), у правого клироса которого хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умиление» (1524 года), одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря.

Михайловский собор Псково-Печерского монастыря

В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7-ю неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой Умиление во Псков.

В XX веке Псково-Печерскому монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена.

Псково-Печерская обитель вместе с городом Печоры промыслом Божиим была по Тартускому договору от 02.02.1920 г. была отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там, вплоть до 1940 года, чем была спасена от всеобщего разорения и осквернения.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — одна из немногих русских православных обителей, не прерывавших в XX веке своего молитвенного предстояния Богу.

И хотя не щадили монастырь ни революции, ни войны (в мае 1945 года он лежал буквально в руинах), труд и молитва монастырской братии одолевали очередную разруху и снова приводили обитель к благоустройству и благолепию.

Иконописный образ Божией Матери типа Елеуса

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» относится к иконописному типу Елеуса. Елеуса (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи.

Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична.

Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

Празднование иконе «Умиление» совершается 7/20 мая, 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 августа/8 сентября и 7/20 октября (в память избавления Пскова от нашествия Наполеона в 1812 году).

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (2403) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2014/10/15/umilenie-pskovo-pecherskaya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.