Молитва серафим и херувим что это
Херувимы и Серафимы
Скачать эту статью
Во многие православных молитвах мы часто слышим такие слова, как Херувимы и Серафимы. Например, в молитве «Достойно есть» мы видим такие слова «…Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…». Что это такое? Кто такие Херувимы и Серафимы? Каково их отличие?
Старинная икона, изображающая Херувимов и Серафимов — Небесного воинства Божия, о которых мы знаем совсем немного
Конечно, ответить одним словом кто это и что это, не получится. Разберем это более подробно.
Откуда обо всем этом мы вообще можем узнать? Богословы узнавали об этих существах, читая священное писание. Но о них можно прочитать в Ветхом Завете, а также это откровения монахов, которым они являлись в видениях.
Херувимы и Серафимы — это одни из главных ангельских чинов
Херувимы и Серафимы — это одни из главных ангельских чинов. Каждый Херувим и Серафим выполняет определенную функцию. Изображения и картинки их встречаются крайне редко, потому что никто не знает, как они выглядят.
В Небесной иерархии существует три чина, ее можно представить в виде обычной лестнице. На самом верху — находится Всевышний, а следующие ступеньки для ангелов:
- 1 ступенька — находится ближе к Богу. И на ней сидят Серафимы;
- 2 ступенька — херувимы;
- 3 ступенька — престолы.
В Небесной иерархии существует три чина. На данном фото оно представлено вовсе иначе — в виде креста Господня. На самом верху — находится Всевышний, а следующие ступеньки для ангелов
Самая первая высшая ступень после Всевышнего — Серафимы
Разберем каждую ступень отдельно, чтобы понять, что они вообще значат. Самая первая значимая ступень, после Всевышнего — это Серафимы.
Впервые о них идет упоминание в книге пророка Исайи. Вот что он пишет:
«…В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал… И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями…».
Из этого делаем свой вывод, что Серафим — это существо, с шестью крыльями. Двумя крылами они закрывали свои лица, еще два покрывали все тело, а третья пара нужна для полета. Считалось, что Серафимы закрывались крыльями, потому что издавали очень яркий свет, а это в свою очередь могло ослепить людей.
Серафим — это существо, с шестью крыльями. Двумя крылами они закрывали свои лица, еще два покрывали все тело, а третья пара нужна для полетаНо именно пророк Исаия смог увидеть Серафимов, потому что произошло это по воли Божией. Что же происходит дальше? Исайя пишет:
«…И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен…».
Сам же пророк сильно удивился, как же он смог увидеть самого Царя Господа, если он так же погряз в своих грехах. В ответ на его вопрос к нему и явился один из Серафимов.
На многих полотнах Серафимов изображают с человеческим лицом. Пример такого полотна можно увидеть ниже на фото.
Иногда Серафимы просто держат престол, на котором находится сам Господь Бог. Такие иконы всегда расписаны в красных или багряных тонах, потому что Серафимы как бы связаны с огнем и любовью. Считалось, что они призваны, чтобы обдавать жаром простых людей и подчинить ей своей воле.
Иногда Серафимы на иконах просто держат престол, на котором находится сам Господь Бог
По Дианисию Ареопагиту, воинство небесное находилось всегда в постоянном движении, вокруг всего божественного.
Именно Серафимы доносят людям о Боге, и они же призывают людей соблюдать заповеди Господни. Но самое главное, что делают Серафимы — это передают другим чинам то, что велит им Бог. Именно от них выполняют свои поручения другие.
Также Серафимы очищают души людей от грехов. Они очень легко и просто сжигают все души, при этом уничтожая все прегрешения человека. На самом деле, Серафимов можно отнести к самым могущественным и таинственным созданиям Бога.
Следующая высшая ступень после Серафимов — это Херувимы
Следующая ступень после Серафимов — это Херувимы. В книге Бытия, есть такая запись, в которой указано, что один их Херувимов — страж. Считалось, что он стоит и охраняет вход в рай. Царь Давид говорил, что Бог использует Херувимов в качестве перевозчиков, именно так он облетает свои владения.
Цель Херувимов — доносить людям мудрость Божию. Они повествуют людям о Боге, а также учат людей жить спокойной и праведной жизнью. Они не только учат простых христиан, но и учат тех, кто находится на самых нижних ступенях небесной иерархии.
Херувимы появились примерно на третий день после сотворения Богом мира. И именно они и были существами, которые поселились на земле.
На изображениях, Херувимы, также как и Серафимы изображаются с человеческим лицом и крыльями и шестью крыльямиИзображения Херувимов можно увидеть на некоторых иконах и статуях.
На них, они также как и Серафимы изображаются с человеческим лицом и крыльями. На некоторых изображениях можно увидеть и львиную морду.
А в некоторых древних источниках указано, что Херувимов изображали даже в виде быков с крыльями.
Изображения Херувимов можно увидеть на некоторых статуях, на которых они также изображены с человеческим лицом и крыльями
Если верить европейской легенде, в которой указано, что когда человек засыпает, то тело его шепчет душе о том, что было пережито за день. Затем душа передает информацию Ангелу Хранителю, а он Херувиму.
После него информация попадает еще выше, к Серафиму, а оттуда сразу к Богу. Именно так Господь и узнает то, что совершил человек за день.
Херувимы — восхваляют и воспевают Бога в своих гимнах и песнопениях.
Ангелы всегда считались самыми умными и мудрыми существами. Например, Иоанн Златоуст считал, что Херувим состоит из глаза, именно поэтому он все видит и все знает о человеке. Только так он и передает всю информацию Богу.
Но, к сожалению, негде нет точного описания, как они выглядят. Только есть два критерия — это крылья и лица. Предполагалось, что именно Херувимы должны были быть расположены на крышке Ковчега Завета, так как одновременно символизировали престол невидимого Господа и служили защитой всего Ковчега.
Престолы очень часто описывались — как колесницы с огненными колесами
Итак, что такие Серафимы и Херувимы мы разобрались. А что стоит на самой низкой ступени? Престолы — что это? Престолы очень часто описывались как колесницы с огненными колесами. У каждого из по 4 крыла.
Чуть позднее в литературе церковной было указано, что образ похож на облик Серафима. Престолы названы не просто так, считалось, что на них восседает время от времени сам Господь.
Престолы названы не просто так, считалось, что на них восседает время от времени сам Господь. Очень часто их и называли — Богоносными
Престолы также служат для передвижения Бога, именно поэтому их часто называют Богоносными.
Среднюю ступень после Ангелов составляют — Господства, Силы и Власти
Среднюю Ангельскую же иерархию составляют еще три чина: Господства, Силы и Власти. Господства управляют, по сути, последующими чинами Ангелов. Господства учат владеть своими чувствами, порабощать свою плоть духу, а также господствовать над волей, чтобы побеждать искушения.
Силы же исполняют волю Господа. Они творят чудеса и посылают благодать на угодников Божиих. Также они помогают в несении различных послушаний, дает крепость и мужество духовное.
Власти укрощают силы дьявола. Они помогают людям бороться с бесовскими искушениями, в борьбе с плохими помыслами, утверждают подвижников, а также оберегают их.
В низшую иерархию входят еще три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала управляют низшими Ангелами. Они управляют вселенной, охраняют страны и народы человеческие.
Так выглядит схематично Высший, Средний и Нижний чин в Небесной Иерархии
Архангелы оповещают о великих, и преславных. Они помогают людям открывать тайны веры, а также пророчества Бога. Они же помогают укрепить святую веру в людях.
Ангелы самые близкие к людям существа — помогают людям встать на путь истинный
Ангелы самые близкие к людям существа. Они помогают человеку встать на путь праведный и истинный. Они охраняют всех православных христиан, никогда не оставляют и всегда готовы помочь, если мы это просим.
Над всеми же девятью чинами стоит Святой Архангел Михаил. Он верный служитель Бога. В православии празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архистратиг Михаил принимал участие почти во всех ветхозаветных событиях.
Над всеми же девятью чинами стоит Святой Архангел Михаил. Он верный служитель Бога
На иконах Михаил изображен попирающим ногами дьявола. В левой руке у него зеленая финиковая ветвь, а в другой — копье с белой хоругвью, на котором начертан червленый крест.
Итак, Херувимы и Серафимы — это самые близкие к Господу Ангелы. Именно они те самые создания, которые несут людям святость и мудрость от Бога. Именно поэтому очень часто мы слышим о них в молитвах или песнопениях.
Только лишь несколько выдержек из православной литературы показывает нам, что же это были за существа. Как мы видим, эти образы очень интересны и, тем не менее, очень загадочны.Источник: //hranitel.club/1028-heruvimy-i-serafimy
Престолы, Серафимы и Херувимы — высшие чины первой сферы
Престолы, Серафимы и Херувимы — главные ангельские чины. Их представители занимают главенствующие места в небесной иерархии. Узнайте, за что они отвечают и какие функции выполняют.
В статье:
Престолы, Серафимы и Херувимы в разных источниках
Ангельская иерархия известна богословам из различных источников. Это Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, а также откровения монахов и священников, которые жили в различные времена.
Престолы, Серафимы и Херувимы упоминаются также в «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Интересно, но в бессмертном товрении Данте ангельская иерархия описана также, как и в современных богословских изданиях.
Успение Богородицы, Франческо Боттичини
Серафимы, Херувимы, Престолы занимают первое место в христианской иерархии ангельских сущностей. Это названия чинов, первый чин — Серафимы, второй — Херувимы, третий — Престолы. Все три чина относятся к первой сфере небесной иерархии, которых существует три. В каждой сфере — по три чина ангелов.
Ангелы высшего чина редко изображаются человекообразными существами. Иконографические изображения их вполне способны серьезно удивить большинство верующих людей. Четкая иерархия ангелов имеется только в христианской традиции.
Коран практически не затрагивает эту тему, поэтому в исламе не уделяется много внимания видам помощников Аллаха.
В иудаизме и каббале существует несколько версий иерархии божественных сущностей, и все они серьезно отличаются между собой.
Дионисий Ареопагит писал, что человек не может знать наверняка о том, какова иерархия небесных сил. По его мнению, известно только то, что пожелал открыть Бог. Возможно, нам доступна только часть устройства небесной божественной власти и аппарата управления нашим миром.
Высший ангел Метатрон — место в иерархии
Метатрон и аура
По преданиям, ангел Метатрон занимает главное положение среди всех остальных небесных сущностей. Он судит других ангелов, а также восседает на таком же престоле, какой имеется и у Бога. Впрочем, если верить легендам, престол стал причиной ссоры между Богом и Метатроном и последующего наказания ангела.
Метатрон не относится к чинам первой сферы — Серафимам, Херувимам или Престолам. По преданиям, когда-то он был обычным праведником. Бог вознес его на небеса живым и превратил в совершенное существо — архангела Метатрона. Архангелы занимают восьмое место из девяти среди ангельских чинов. Однако, несмотря на это, он находится ближе к Богу, чем высшие чины.
Однако, по некоторым преданиям, Бог изгнал Метатрона. Другие ангелы не желали признавать главным обычного человека.
Кроме этого, ситуация с двумя престолами, которая породила слухи о двувластии на небесах, стала причиной для изгнания Метатрона. Однако его изгнание описывают не все легенды.По некоторым из них он навсегда остался приближенным к Богу архангелом, несмотря на понесенное наказание. Соответственно, ангел высшего чина — Метатрон, единственный в своем роде.
Наивысший ангельский чин — Серафимы
Серафимы — наивысший ангельский чин. Это ангелы, которые ближе остальных, не считая Метатрона, находятся к Богу. По книге пророка Исайи, они появились перед людьми в облике шестикрылых существ. Первой парой крыльев они закрывали свои лица, а второй — тело. Два последних крыла необходимы им для того, чтобы летать.
По Еноху, один из Серафимов именует себя Серафиэль. У него голова орла. От этого божественного существа исходит настолько яркий свет, что даже другие ангелы не способны рассмотреть его внешний вид. Возможно, остальные Серафимы закрывали свои лица и тела только для того, чтобы не ослепить людей своей святостью.
Шестикрылый серафим. Мозаика собора монастыря Неа Мони на о. Хиос.
Иконы изображают представителей высшего ангельского чина с открытыми лицами. Два их крыла подняты вверх, два поддерживают Серафимов в воздухе, а двумя они закрывают свои тела от взоров людей. По канону, это ангелы, которые стоят вокруг Бога или поддерживают его престол. Преобладающий на их иконах цвет — пламенный, огненный, красный.
Дионисий Ареопагит утверждает, что природа Серафимов схожа с огнем, пламенной любовью к чистоте и святости. Они находятся в постоянном движении вокруг божественного. Их призвание — освещать своим светом и опалять своим жаром, возвышать и уподоблять себе низших существ.
Представители высшего чина в ангельской иерархии возносили хвалу Бога и рассказывали людям о его святости и необходимости веры и соблюдения христианских заповедей.
Они поклоняются Богу и служат людским нуждам. Но основная функция Серафимов — это осуществление целей Бога на земле.
Они способствуют их воплощению, отдавая приказы более низшим чинам ангелов, а также влияя на людей напрямую.
Читайте статью серафимы — сильнее только Бог.
Херувимы — второй высший ангельский чин
Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы.
Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога.
Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:
…воссел на херувимов и полетел.
В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет — «восседающий на херувимах».
По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ.
Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.
По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир.
По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога.
Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.
Читайте статью кого сейчас называют херувимами.
Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут.
По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе — львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц.
Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.
Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.
По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день.
Душа передает сведения духу, он — ангелу, ангел — архангелу, архангел — Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу.Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.
Роспись «Херувим» церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).
Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов — Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.
В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и с количеством часов в половине земных суток.
Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз — все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.
Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы — второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.
Какое место в небесной иерархии занимают Престолы
По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными.
Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.
Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.
Престолы выполняют не только функции транспорта и божественного трона. С их помощью Бог осуществляет свой суд над ангелами и людьми. Престолы занимаются и человеческими судами, помогая правителям, судьям, руководителям, которые выполняют свои обязанности на разных уровнях, в различных масштабах.
Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.
В целом, существует три чина первой сферы божественной иерархии. Это ближайшие к Богу Серафимы и подчиненные им Херувимы и Престолы. Каждый из этих божественных сущностей выполняет свои роли, помогая Богу управлять миром.
Источник: //grimuar.ru/poltergeist/angelologiya/serafimyi-heruvimyi-prestolyi.html
Текст молитвы
Многие православные верят, что слова этой чудесной молитвы были подсказаны её автору самой Божией Матерью. Действительно, история написания святого текста просто необыкновенна.
Молебен был написан в VIII веке преподобным Космой Маюмским. В Великую Пятницу его посетило божественное озарение, в результате чего святой сложил эту молитву. По преданию, сама Богородица явилась после этого Косме, выразив своё одобрение и вознеся ему похвалу.
Матерь Божия олицетворяет собой чистоту и непорочность
Чудесное дополнение получила песнь, посвящённая Царице Небесной, в Х веке в монастыре Святого Афона. Один из монахов в своей келье усердно молился.
Когда он начал произносить слова молитвы «Честнейшую Херувим», в келье внезапно появился очень красивый юноша. Он остановил монаха и пропел другое, неизвестное начало молебна. А уже потом добавил к этим словам окончание «Честнейшую Херувим».
Неизвестные дотоле слова были столь прекрасны и изумительны, что афонский инок стал просить незнакомого юношу, чтобы он написал ему начало заветной молитвы. Но в келье не было никаких письменных принадлежностей. Тогда гость попросил принести каменную плиту и рукой написал на плите пропетые им слова.
Затем он произнёс: «Отныне всегда так пойте и вы, и все православные христиане», – и стал невидим. После этого изумлённый инок понял, что это был Ангел Божий.
Так и возникла эта удивительная песнь во славу Матери Божьей, в которой человеческое творение переплелось с ангельским. Отныне, с 980 года, священный текст звучит в полном чтении.
«Молитва «Честнейшую Херувим»
В этом видео вы можете прослушать аудиозапись молитвенного песнопения.
В чем помогает молитва
Во все времена Царица Небесная является покровительницей рода человеческого перед Господом. Верующие ищут у неё утоление своих печалей и преумножение отрады.
Христиане обычно обращаются с просьбами к Богородице и произносят слова заветной молитвы, когда в жизни возникают следующие ситуации:
- неуверенность в себе, растерянность и потеря нравственных ценностей. Далеко не всегда возможно справиться с неуверенностью самому. Здесь приходит на помощь искренняя молитва;
- невозможность самому найти ответы на тяготящие вопросы;
- зависть, алчность и корыстные намерения других людей причиняют немалый вред;
- неспособность самостоятельно выбраться из тяжелой жизненной ситуации.
Матерь Божия дарует всем просящим стойкость духа, избавляет от греховных мыслей и злого умысла, направляет на путь истинный. Человек, потерявший покой, в любом бедствии может обратиться за помощью к небесам – далеко не со всеми трудностями можно справиться самостоятельно.
Матерь Божия дарует всем просящим стойкость духа
Как и когда читать молитвенное обращение
Несмотря на то, что молебен известен почти всем православным верующим, в Евангелии нет чётких и твёрдых указаний относительно места и времени его проведения. Однако многие священнослужители придерживаются некоторых правил и традиций чтения речей Богородицы. В наше время они считаются общепринятыми:
- по традициям православия молитву Богородицы «Честнейшую Херувим» принято петь на утрене между восьмым и девятым канонами;
- во время обряда каждения дьякон обходит храм, начиная со святого престола и алтаря и заканчивая царскими воротами;
- в церкви, дьякон обязательно становится по правую сторону иконостаса, возле иконы, на которой изображен божественный лик Небесной Царицы;
- после того, как священнослужитель занимает это место, начинает петь хор;
- читать молитву можно как в церкви, так и дома;
- чтение молебна необходимо произносить нараспев.
Произнося эту молитву, верующий не должен отвлекаться на посторонние вещи.
Молитву Богородицы поют на утренеПо окончании службы нужно поклониться образуВо время песнопения зажигают свечи
Текст молитвы «Честнейшую Херувим»
«Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем».Разумеется, молитва, возносимая к Божьей матери, приносит свои плоды лишь в том случае, если просящий искренен в своих помыслах и не имеет зла в душе. Сами священнослужители считают такой обряд признанием и почтением Девы Марии, а христиане посредством этой молитвы могут выразить свою благодарность Матери Спасителя за оказываемую им защиту и помощь.
, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: //MoiMolitvy.ru/molitva/glavnaya/chestnejshuyu-heruvim-2051/
Херувимы и серафимы — что это такое в православии
1001molitva.ru > Словарик > Херувимы и серафимы — что это такое в православии
Три иерархии различают в Ангельских чинах: Высшую, Среднюю и Низшую. А каждая из иерархий состоит из трех ступеней.
Серафимы и Херувимы принадлежат к первой и второй ступени высшей иерархии, третьими являются Престолы.
- Кто такие херувимы и серафимы
- Отличия серафимы херувимы престолы
- Имена серафимов и херувимов
- Изображения на иконах и отображение в литературе
Кто такие херувимы и серафимы
Самые приближенные к Святой Троице стоят Серафимы. Их название происходит от древнего еврейского слова – сараф, что в переводе означает огневой, пламенный, а еще змееподобные молнии.
Серафимы пламенеют своею любовью к Богу и побуждают людей к ней. Передают другим чинам волю Господа.
Херувимы считаются 2-ми по близости к Богу после Серафимов. В Древних писаниях (Книге Бытия) Херувим охраняет вход в Эдемский сад, с мечом из пламени.
В описании Ковчега Завета со Скрижалями тоже упоминаются Херувимы, восседающие на крышке Ковчега и закрывающие ее крыльями.
Отличия серафимы херувимы престолы
Ранние поминания о Серафимах есть уже в древних книгах (например Пророка Исайи) где описание их следующее:
- они имеют по 6 крыльев;
- 2-мя крыльями закрывают лицо (дабы не смотреть в лицо Бога);
- 2-мя крыльями закрывают свое тело, чтобы не ослепить людей своим ярким светом;
- на двух оставшихся летают.
- Серафимы беспрестанно прославляют Господа песнями: свят Бог Вседержитель!… Здесь же говорится о Серафиме, где он очищает горящим углем пророка от скверны.
В другой древней книге от Пророка Ареопагита, говорится:
- Серафимы пребывают в непрерывном быстром перемещении вблизи божественного;
- все кругом пронзают ярким огнем;
- освобождают сердца от грехов и воспламенять;
- образ их неугасим.
Визуальный точный облик Серафимов воспроизвести сложно. По пониманию преподобного Великого Антония:
- Серафим владел шестью крыльями « преисполненных очами».
- У него было четыре лица, а смотрели они в четыре стороны.
- Первое лицо было как у человека. Оно означает «верных» христиан, принявших крещение и соблюдавших заповеди Божии.
- Второе – лицо тельца. Те «верные», которые решили уйти в монашество, и где принимали тяжкий труд, дабы исполнять все правила монахов и совершать подвиги телесные.
- Третье – лицо льва. Уподобление льву означает, что «сеи сражаются с темными силами зла», после усовершенствования в порядке жития.
- Четвертое – лицо орла. После того как «верный» разгромит незримых врагов и справится после этого со страстями своими, узрит Бога. После этого приравняется лицу орла. А ум его станет зрить все вокруг, с 6-ти сторон вырастут крылья, полные очами.
После четырех стадий «верный» становился духовным Серафимом и унаследовал вечное блаженство.
Описание Херувимов в древнейших источниках и Библии разные, в одном описывается следующее:
- его название обозначает – высочайшее знание, абсолютная мудрость, через Херувимов идет освещение для истинного познания Бога;
- крылья, голова, тело, ноги – все в глазах, так как мудрость созерцает всюду;
- имеют 4 крыла и лик человеческий;
Однако есть описывание Херувимов, похожее с Серафимами. Так же описывается 4 лика: человека, льва, тельца и орла. Описывается тело схожее с человеческим, но ноги как у тельца, руки человеческие. Возле каждого лика колесо.
Престолы идут 3-им чином после Херувимов, они являются святыми бесплотными духами. На иконах их воспроизводят в виде многоглазых вихрей огня или смерчей из колес с крыльями. Считается, что Бог сидит на Престолах, как на троне. О Престолах говорят, что они Богоносные. Престолы совершенно загадочно и непонятно носят на себе Господа и служат Божию правосудию.
Имена серафимов и херувимов
Архангел Уриил – просветитель, несет огненный свет знаний и считается поставленным над Серафимами.
Обычное его изображения на всех иконах с мечем в правой руке у груди и с огнем просветителя в левой руке. Крылья его, так же как и у Серафимов, изображаются красными.
Архангел Гавриил поставлен Главным над Херувимами, согласно древним писаниям.
А по христианским традициям Гавриил открывает тайные знания Бога, тайны будущего.
Изображения на иконах и отображение в литературе
Как правило, на иконах Серафимов представляют огненно-красным цветом. Так олицетворяется их пламенная сущность, добродетель, сверхспособности. На иконах Серафимы расположены рядом с Богом.
На иконах и иконостасах, в росписях стен, сводов церквей Серафимов сразу можно увидеть по яркому красному цвету шести крыльев.
В литературе упоминания об этом Божественном чине писали в стихах:
- Пушкин А. С. «Пророк»;
- Гумилев Н. С. «О тебе»;
- По Э. «Призрачный замок».
В отличие от красных Серафимов, Херувимов в иконописи показывали светло-голубым цветом (лазоревым). Их можно видеть на многих иконах и старых росписях церквей.
Со временем художники, рисующие Серафимов и Херувимов постепенно стали стирать грани различия между ними. Остались наиболее важные черты, по мнению иконописцев, это наличия крыльев и близкое расположение к Богу.
Источник: //1001molitva.ru/slovarik/heruvimy-i-serafimy.html
Серафимы
Серафим. Изображение в Соборе Святой Софии, Стамбул
Серафимы т.е. пламенные – небесные существа, которые в видении пророка Исайи стояли вокруг Яхве, сидящем в храме на престоле высоком и превознесенном – «у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лице свое и двумя ноги свои, и двумя летал.
И взывали они друг ко другу и говорили: свят, свят, свят, Господь Саваоф!» Храм колебался от звука голоса их и наполнялся фимиамом.
Когда Исайя в тоске подумал, что он погиб, тогда прилетел к нему один из серафимов, прикоснулся к его устам горящим углем с жертвенника и объявил ему о благодати примирения, после чего Иегова послал его проповедывать (Ис 6.2 и дал.).
(Библейский словарь Нюстрема)
Древнееврейское слово «сараф» имеет несколько значений: пылающий, огненный, языки пламени; змей, летающий змей, змееподобная молния; летающий дракон или грифон. Эти значения используются в следующих местах Священного писания: «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ» (Чис. 21:6) «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя» (Чис.
21:8) «не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» (Ис. 14:29) «аспиды и летучие змеи» (Ис. 30:6) Серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога.
Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи; они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шесть крыльев: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:2-3) Серафимы прикрывают крыльями лица, чтобы не видеть лица Бога.
Несколькими строфами ниже к пророку прилетает Серафим, чтобы горячим углем очистить его от скверны: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.» (Ис.6:6) Второе упоминание о Серафимах находится в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), и дошедшие до нас на древнегреческом языке. «И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
» (Откр 4:6-9) Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте.
В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью.
Согласно толкованию Антония Великого, «Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иез. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое — лицу тельца, третье — лицу льва, четвёртое — лицу орла.
Первое лице Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащия. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжёлые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественныя видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.»
Добротолюбие, Т1, Наставления Антония Великого
Молитва Святым Небесным бесплотным Силам
Вси святии Небесные Бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои. 1. Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу. 2. Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией. 3.
Святии Бесплотные Престоли, удостойте меня различать истину от неправды. 4. Святые Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть. 5. Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией. 6.
Святии Бесплотнии Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом. 7. Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих. 8. Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа.
9.
Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвящении их в истине.Источник: //omsk-znamenie.prihod.ru/xeruvimy-i-serafimy/