Молитва старца павла таганрогского

Святой Павел Таганрогский в чем помогает?

Молитва старца павла таганрогского

На рубеже XX и XXI веков среди бесчисленного сонма православных святых появился ещё один – праведный Павел Таганрогский. Таганрог – небольшой приморский город, славу которому принесли родившиеся в нём политики, актёры и писатели – обрёл, наконец, своего Небесного покровителя, творящего о нём неусыпную молитву у Престола Всевышнего. Об этом угоднике Божьем наш рассказ.

Благочестивый отрок

Из дошедших до нас документов известно, что благочестивый старец Павел Таганрогский, снискавший неувядаемую славу своей постнической и молитвенной жизнью, родился в 1792 году в дворянской семье, проживавшей недалеко от Чернигова.

Своё имя во святом крещении он получил в честь великого подвижника христианской церкви святителя Павла Исповедника – константинопольского архиепископа, принявшего в 350 году мученическую смерть в борьбе с ересью, господствовавшей тогда в Византии.

Родители Павла были людьми весьма обеспеченными. Они владели обширными земельными угодьями, на которых жили и трудились сотни принадлежавших им крепостных. Своего сына они желали видеть в будущем таким, каким подобало быть истинному дворянину екатерининской эпохи – обеспеченным, образованным и имеющим достойное положение в обществе.

Однако Господь совсем иное положил на сердце молодому человеку.

С ранних лет будущий блаженный Павел Таганрогский шумному и разноголосому обществу своих сверстников предпочитал уединение и молитву, а светской литературе – чтение Священного Писания и житий святых.

Но настоящей его страстью было слушать рассказы странников, оставивших родные дома и с посохом в руках путешествовавших по святым местам, коими столь богата была Русская земля.

Божьи странники

Надо заметить, что в православной Руси эта форма крайней религиозности была распространена во все времена. Испокон веков тысячи богомольцев, имея в котомке за спиной лишь краюху хлеба да сменные лапти, мерили шагами бескрайние российские дороги, направляясь из одной святой обители в другую.

В холод и зной, в дожди и метели гнала их вперёд неуёмная жажда поиска Бога и Его Правды.

И не только по святой Руси пролегал их путь – доходили они в своих странствиях до пустынь египетских и стен священного града Иерусалима, где коленопреклоненно замирали перед Гробом Господним.

А затем отправлялись назад в родную сторонушку, да не самолётами компании «Эль-Аль», а ноженьками своими, в обход двух морей, кормясь по дороге Христовым именем.

Исполнитель Божьей заповеди

Их-то рассказы и определили дальнейшую жизнь Павла. Когда исполнилось ему двадцать пять лет, что, по законам того времени, считалось совершеннолетием и давало право самостоятельно распоряжаться имуществом, отец выделил ему причитающуюся часть наследства.

Она включала в себя, кроме значительных земельных угодий и ожидающей его на банковском счету денежной суммы, триста крепостных крестьян, или, как тогда было принято говорить, «душ». Столь солидный капитал позволял молодому человеку вести широкую, подобающую его дворянскому происхождению, жизнь не только в России, но и в любой из европейских столиц.

Однако не о земных благах помышлял Павел. Помнил он слова Господа о том, сколь трудно богатому стяжать Царство Небесное, и что лишь продав имение своё и раздав всё нищим, можно войти в Горний мир.

Павел Таганрогский не стал искать в тех словах иносказания, а выполнил завет Божий в буквальном смысле – крепостных крестьян отпустил на волю, выручку за проданную землицу и банковские накопления роздал нищим, а сам, благословясь у отца с матерью, отправился в странствия по святым местам.

Десять лет посвятил он странничеству. За давностью времён нет возможности узнать, где именно побывал за эти годы Павел Таганрогский.

Житие святого, написанное через много лет после его блаженной кончины, оставляет сей вопрос без ответа.

Но известно, что по завершении пути поселился он в приморском городе Таганроге, где, презрев своё дворянское происхождение, повёл простую и богоугодную жизнь, зарабатывая тяжёлым трудом кусок хлеба насущного.

На портовых причалах

В те годы основные средства к существованию жителям этого приморского города давал порт, принимавший множество торговых судов со всех концов мира. Вот на его-то причалах и проводил все дни святой праведник, тяжёлым трудом и непрестанной молитвой очищая душу от всего страстного и греховного. Был он грузчиком, а вполне ли понятно современному человеку, что значило сие в те времена?

Основным товаром, перевозимым через Таганрогский порт, был хлеб.

Прежде чем оказаться на столах румяными караваями, зерну предстояло проделать длинный путь в стандартных мешках, вес которых был строго установлен – шесть пудов, то есть девяносто шесть килограммов.

Так было принято. Даже при заключении сделок купцы указывали в бумагах не общий вес покупаемого или продаваемого хлеба, а количество мешков.

Так вот, никакой погрузочной техники в те годы не было. Просто взваливал мужик на плечи 96-килограммовый мешок и нёс его по хлипким сходням на берег или с берега в судовой трюм. А потом бегом за следующим, да не мешкая, не то артельщик увидит и взыщет за нерадивость. И так весь день. Ну-ка, нынешние качки-бодибилдеры, призадумайтесь: надолго ль хватило бы ваших мускулов?

Вот так и трудился в течение многих лет будущий святой Павел Таганрогский. Вместе со всеми появлялся он на причалах в ранние часы, когда в утреннем тумане едва угадывались очертания судов, и покидал их уже под покровом ночи. Если становилось совсем невмоготу и темнело в глазах от смертельной усталости, творил мысленно молитву Иисусову, и Господь посылал силы своему смиренному рабу.

Таганрогское житьё раба Божьего Павла

Своего дома у Павла не было, потому снимал он жильё в разных концах Таганрога, но главным образом у добрых и благочестивых людей.

Вначале довелось ему поселиться на северо-восточной окраине, в так называемой Касперовке – обширном районе, принадлежавшем некогда коменданту местной крепости генерал-лейтенанту И. П. Касперову.

Затем перебрался на житьё в саму крепость, а затем на целых двадцать лет обосновался у многодетной вдовы Е. Н. Баевой, чей дом помещался на Банном спуске.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1495822392071031720/svyatoj-pavel-taganrogskij-v-chem-pomogaet/

Святой Павел Таганрогский

Молитва старца павла таганрогского

Святой Блаженный Павел Таганрогский был обычным мирянином, причем дворянского происхождения. Святые, прославленные в лике блаженных и праведных (такие, например, как Ксения Петербургская или Симеон Верхотурский), часто пользуются особой любовью верующих, потому что кажется, будто их отделяет от нас гораздо меньшее расстояние, чем святых из священнослужителей.

Однако достичь святости, оставаясь мирянином, — великий подвиг, и совершить его способны люди, отличающиеся совершенно особым смирением и непомерной любовью к ближним. Таков и наш герой.

Блаженный Павел скромно жил недалеко от Никольской церкви Таганрога и был ее прихожанином, причем в не какие-то незапамятные времена, а всего лишь полтора века назад, но ныне его образ, значение которого с годами явным образом вырастает, приобрел в Таганроге черты почти мифические.

Странник Павел Таганрогский

Полное имя блаженного Павла — Павел Павлович Стожков; родители назвали мальчика при рождении в честь святителя Павла Исповедника. Он появился на свет в 1792 году в городе Кролевце Черниговской губернии (сейчас это Сумская область Украины).

Черниговская земля — одна из колыбелей русской цивилизации; в самом Чернигове до наших дней сохранилось пять домонгольских храмов. Здесь чувствуется особый дух православия, который, как кажется, в этих местах был меньше искажен жестоким XX веком, нежели во многих других уголках бывшей Российской империи.

Павел вырос в глубоко верующей семье. Этот факт — вкупе с местом рождения и возрастания — имел, вероятно, немалое значение в деле его внутреннего самоопределения, хотя, разумеется, всей судьбы святого этим не объяснишь.

Необычен сам жизненный путь, который избрал дворянский сын, — дворяне все-таки, в массе своей, предпочитали более «светские» варианты: как правило, военную или гражданскую службу.

Однако для Павла, находившегося в состоянии молитвенного горения, соблазны дворянской жизни не играли никакой роли.

Как заключил еще блаженный Августин, сам по себе человек не способен на веру, ее ему дает только Бог, и Павел, возможно, осознав это, всю свою жизнь посвятил служению Богу в благодарность за этот дар.

Уже в 25 лет он с благословения отца раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян, а сам отправился в долгое паломничество по русским монастырям.

Странствовал он ни много ни мало десять лет, и за это время вовсе забыл о своем дворянском происхождении, жизнь вел самую простую, а говорить стал на малороссийском наречии, что было не характерно для русскоязычных украинских дворян.

Именно таким, по виду — малороссийским крестьянином, пришел он на четвертом десятке своей жизни в приморский Таганрог и остался там навсегда. Десятилетнее странствие Павла, очевидно, дало ему то, что он искал, и Господь привел его в город, который нуждался в своем святом.

Таганрогская община Павла

В Таганроге Павел поселился в землянке, подобно местным отчаянным беднякам, но укрыться от любопытных глаз не сумел, и по городу поползли слухи о духоносном пришельце.

К святому стали приходить люди, кто — из любопытства, а кто — из искренней потребности в духовной беседе, и постепенно вокруг него сформировалась община почти монастырского типа, хотя пострига ни сам старец, ни его «послушники» (среди них были и женщины) не принимали.

Павловская община вместе с блаженным несколько раз меняла место своего обитания. Пока Павел был силен и здоров, он много и изнурительно работал в порту и на других тяжелых работах, при этом почти все свободное время посвящая молитве.

К старости подступила слабость, и он оставил физические труды, поселившись в глинобитном домике у домовладельца Ефима Смирнова. Бытовые условия везде, где он жил, оставались неизменно простыми и скромными.

Каждый день рано утром святой отправлялся на литургию, захватив с собой маленькую скамеечку, чтобы поправлять лампады, и белое полотенце, чтобы вытирать иконы. После храма шел на базар, где у него была своего рода «приемная» — там старец общался с таганрогским людом, утешал страждущих и давал наставления. Ночи же проводил в коленопреклоненной молитве в своей келье.

В настоящее время келья старца Павла превращается в музей и духовно-просветительский центр при Никольской церкви; к концу 2015 года в ней собираются окончательно восстановить обстановку, максимально приближенную к той, какой она была при земной жизни блаженного.

Часть дома, или «подворья», как теперь именуют это место, а именно комната, где жил сам старец, и соседняя с ней превращены в часовню, там — множество икон, перед которыми горят свечи в горшках с песком (так было и при старце), на аналое лежит раскрытый старинный молитвенник. В келье сохранилась узкая деревянная скамья, служившая старцу ложем.

В других комнатах жили члены сформировавшейся вокруг Павла общины во главе с послушницей Марией, деревенской девушкой, которая однажды пришла к святому с вопросом, идти ли ей замуж или в монастырь, да так и осталась при нем навсегда.

Жизнь общины отличалась крайним аскетизмом. Старец, ведший строгую жизнь молитвенника и постника, не давал поблажек тем, кто окружал его. Общинники питались простой постной пищей и посвящали многие часы молитве.

Однако это не было абсолютно герметичное образование, никак не сообщавшееся с «внешним» миром; напротив, последователи старца старались быть «социально»-активными — как могли помогали нуждающимся, утешали попавших беду, выхаживали больных.

Много они делали и для благоустроения таганрогских храмов.

В этом же домике святой мирно отошел ко Господу в 1879 году, причастившись перед этим у своего духовника отца Дамиана.

Таганрогский священник Василий Бандаков на следующий день засвидетельствовал, что видел в ту ночь ангелов, несших на небо с радостным пением святую душу.

На вопрос батюшки, чья это душа, с небес раздался голос: «Эта блаженная душа есть душа Павла Павловича». До прославления Павла Стожкова в лике блаженных оставалось еще 120 лет.

После кончины старца Павла община продолжала существовать и благодаря помощи состоятельных покровителей смогла сохранить практически неизменной обстановку жилища святого. Советская власть не обращала большого внимания на неприметную келью, и после десятилетий забвения она снова приобретает первозданный вид.

Святые Русские.

Источник: https://posmotrim.by/article/svyatoj-pavel-taganrogskij.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.