Молитва уходящему из жизни человеку

Содержание

Как правильно проводить усопшего по православной традиции

Молитва уходящему из жизни человеку

«Умершие надеются», говорит блаженный Августин, «получить помощь через нас: ибо время делания отлегло от них; взывают ежеминутно души, вверженные в темницу, и нет им утешителя».

Накануне смерти

В православной традиции каждый искренне верующий человек всю жизнь ежедневно молится о достойной кончине, просит Бога не дать ему неожиданной смерти, не забирать неготовую душу, дать возможность раскаяться в грехах до перехода в Вечность.

На всех богослужениях возносятся молитвы о достойном конце христиан «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим. Подай, Господи». Но легкая кончина даруется Богом не всегда.

Нередко человек перед смертью болеет — и это всегда шанс ему еще немного измениться, очиститься, серьезно что-то осознать перед лицом перехода в Вечность.

Если человек перед смертью болеет

Венецианов А.Г. Причащение умирающей. 1839

Некоторые «милосердные» родственники скрывают от больного его близкую кончину. Напротив, гуманно было бы, чтобы человек знал о скором переходе в мир иной и мог достойно подготовиться – исповедаться и причаститься. Также полезно пособоровать больного. Для этих целей на дом или в больницу приглашается священник.

За тяжело больного человека необходимо подавать записки о здравии на литургию (чем чаще, тем лучше), заказывать молебны о здравии, ежедневно давать ему просфору и святую воду. У постели больного можно читать Псалтырь (с поминанием о здравии на Славах).

Если человек не крещен, но находится в сознании, его необходимо покрестить, а затем причастить. В бессознательном состоянии человека не крестят, поскольку крещение должно быть свободным выбором каждого человека, нельзя насильно присоединять его к Церкви.

Если нет возможности позвать священника, или вероятно, что он не успеет доехать, то покрестить умирающего имеет право любой православный мирянин, и не только право – это его священный долг и обязанность.

Как покрестить человека самому: необходимо произнести крещальную формулу без искажений:

«Крещается раб(а) Божий(ая) (Имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь», при этом при произнесении каждого «аминь» нужно омывать голову крещаемого святой водой (если ее нет, то простой водой).

После этого человек считается полноценным христианином, и за него можно подавать записки в храме.

Если после крещения человек по неведомому Божьему помыслу не умрет, то необходимо закончить обряд крещения, обратившись к священнику. Он дочитает необходимые молитвы и совершит таинство Миропомазания.

В момент смерти

В самый момент смерти и непосредственно накануне ее душа человека испытывает томление. Зачастую человек начинает видеть нечистых духов со страшными лицами, слышит ужасные голоса. И тем интенсивнее эти кошмары, чем грешнее душа человека.

Поэтому принято максимально смягчить душе момент перехода. Для этого окружают человека благочестивыми предметами, иконы и крест ставят так, чтобы умирающий мог их видеть.

Принято рядом с умирающим, возле икон, возжигать «страстную» свечу (это свеча, с которой стояли на утрени 12 Евангелий).

Как читать «Канон молебный на исход души»

Если признаки умирания становятся явными, следует облегчить переход в Вечность чтением так называемой «отходной молитвы» — это «Канон молебный на исход души». В идеале ее читает священник.

Но если священника не удается позвать, мирянин также имеет право читать «отходную», кроме молитвы в конце канона «от иереа глаголемой на исход души».

Канон читается от имени умирающего, «от лица человека, с душею разлучающегося и не могущего глаголати».

Если канон читает мирянин, начинать следует с возгласа «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Затем предначинательные молитвы (с «Трисвятое» по «Отче наш»), затем канон. При чтении канона следует зажечь лампадку или свечу перед иконой. Канон не читается для умирающих детей до 7 лет по причине отсутствия грехов.

«Канон молебный на исход души» не обязательно читать у постели умирающего. Его можно также читать и дома, когда умирающий находится в больнице.

Если человек умирает во время чтения канона, то следует дочитать канон, а затем добавить «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего… ».

После оставления душей тела, усопшему следует закрыть глаза, выпрямить туловище, подвязать челюсть и накрыть с головой.

Сразу после смерти, немедленно читается «Последование по исходе души от тела».

Если человек долго болеет и тяжело страдает

Когда человек долго страдает перед смертью, мучается сам и мучает окружающих, то существует практика чтения специальных молитв, в которых содержатся просьбы к Богу поскорее забрать душу. Это «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждает». Читать его можно только по благословению священника.

Как приготовить усопшего к погребению

Омовение тела. Омывать тело умершего человека нужно с молитвами – «Трисвятое» или «Господи, помилуй». Следует зажечь лампаду или свечу, и гореть они должны непрестанно, пока тело находится в доме. После омовения следует одеть тело в чистые (и по возможности, новые) одежды, надеть крестик. Женщины в период месячных не должны участвовать в омовении.

Возложив тело на специально отведенное для этого место, нужно покрыть его специальным покрывалом. Это так называемое «погребальное покрывало», его можно купить в храмах, на нем изображены крест, лики святых, написаны молитвы.

Глаза покойного должны быть закрыты, руки сомкнуты, правая сверху. Чтобы руки не расползались, их связывают.

В руки усопшего кладут погребальный крест, на грудь – икону (мужчинам – Иисуса Христа, женщинам – Пресвятой Богородицы). На лоб кладется венчик – образ Небесного венца, который, возможно, получит душа.

Венчик – это полоска бумаги с изображением Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя, надписями молитвы «Трисвятое».

Перед тем, как положить тело в гроб, следует окропить святой водой и тело, и гроб (изнутри и извне). Под голову в гроб кладут специальную подушку, набитую опилками или соломой. Некоторые верующие заранее готовят себе «погребальную подушку» — собирают веточки вербы (с Вербного воскресенья) и листья берез (с праздника Троицы).

Гроб принято ставить в центре комнаты перед домашним иконостасом, лицо усопшего должно смотреть на выход. Вокруг гроба следует зажечь 4 свечи: у головы, в ногах и побокам на уровне скрещенных рук. Это символ креста.

Затем у гроба следует начать чтение Псалтыри с молитвами об упокоении («Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшегося раба Твоего…»). По возможности следует заказать Панихиды.

Существует ошибочное мнение, что Панихиды не заказываются до отпевания. Напротив, следует их заказывать и до, и после отпевания, и даже в нескольких храмах сразу.

Ведь душа покойного нуждается в срочной помощи, ей приходится совсем непросто после разлучения с телом.

Сорокоуст об усопшем

Следует как можно раньше заказать сорокоуст об усопшем. Можно также заказать чтение Неусыпаемой Псалтыри – на полгода или год.

Но родственникам также следует регулярно молиться об усопшем, не «перекладывать» всю работу на других. Самостоятельное моление об усопшем очень полезно как его душе, так и душе молящегося.

Следует продолжать дома читать Псалтырь, а также можно читать Евангелие в память об усопшем.

Вынос тела и отпевание

В православной традиции похороны совершаются на 3-й день после смерти, при этом сам день смерти считается за первые сутки, даже если человек умер за несколько минут до полуночи.

За недолгое время до выноса гроба из дома следует еще раз прочитать «Последование по исходе души от тела». Перед самым выносом – прочитать литию. Гроб несут в храм, постоянно молясь молитвой «Трисвятое».

Участвующие в траурной процессии должны нести зажженные свечи. Впереди процессии – крест или икону. Заказывать оркестр – не приветствуется при православном погребении.

При вносе тела в храм, по Уставу должен звонить колокол – особым погребальным звоном.

В процессе отпевания священник читает особую разрешительную молитву: с ее помощью с усопшего снимаются запрещения и грехи, в которых он покаялся или не смог вспомнить при жизни (т.е. ведомые и неведомые). Не снимаются специально утаенные грехи. Текст этой молитвы вкладывают в руки усопшего.

Затем родственники прощаются с умершим последним целованием, и священник посыпает его крестообразно землей. Поется «Вечная память».

На кладбище гроб опускается в могилу головой к востоку, совершается краткая заупокойная Лития.

Поминальная трапеза

На поминальной трапезе должно отсутствовать спиртное. Основное блюдо на поминках – кутья (коливо). – отваренные зерна пшеницы или риса с медом (а также изюмом и курагой). Затем традиционно подают блины и кисель. А затем, по возможности, все остальные блюда.

Кутью перед употреблением следует освятить. Существует специальный чин освящения кутьи священником. При отсутствии священника, кутью следует покропить святой водой.

За поминальным столом следует вести благочестивые беседы, вспоминая усопшего добрым словом, рассказывать о его добрых качествах.

Что не относится к православной традиции:

  • занавешивание зеркал;
  • отказ от вилок во время поминок;
  • ставить стакан с водой (или, еще хуже, с водкой) для покойного;
  • пожелание «пусть земля ему будет пухом»

Всего этого не следует делать, вместо пожелания о «пухе» следует взывать «Упокой, Господи, душу раба Твоего…»

После похорон следует продолжать регулярно помогать душе усопшего. Но  об этом – в другой статье.

смерть

Источник: https://sbogom.kiev.ua/provodit-usopshego/

Молитвы на избавление от проблем и неудач

Молитва уходящему из жизни человеку

Наличие тяжелых проблем говорит о том, что человек сбился с истинного пути. Восполнить силы, укрепить веру и преодолеть трудности поможет молитва.

С древних времен Бог и его Святые угодники помогали людям бороться с различными напастями. Терзающиеся души всегда находят утешение в благодатном Божьем заступничестве. Обращаться к Создателю следует согласно церковным канонам, с любовью в душе и искренностью в словах.

Почему появляются проблемы

В первую очередь несчастья настигают людей, которые сбились с верного курса. Господь указывает на это через череду невезения и неудач, тем самым уберегая от совершения новых ошибок.

Но есть и исключения: порой наш Создатель хочет, чтобы мы набрались терпения и смогли вынести все, что уготовано нам судьбой.

В том и другом случае Всевышний воспитывает личным участием каждого из нас, желая только самого лучшего.

Зло ежедневно испытывает душу каждого человека. Люди, которые забыли о вере и стали заложниками собственных искушений, рано или поздно встретят гнев Божий. Спасение каждый отыщет в милости Создателя. Необходимо обращаться к Богу и его Святым угодникам ежедневно в молитвенной просьбе и благодарности.

Молитвы на избавление от проблем помогают всем и всегда, поскольку обращены они к самым сильным Божьим Угодникам. Произносить молитвы можно в моменты грусти, упадка сил, в час, когда пошатнулась вера или вы чувствуете, что сбились с пути.

Всем и каждому, независимо от возраста и пола, бывает необходима Высшая помощь. Не говоря уже о тех случаях, когда человек лицом к лицу столкнулся с невезением, напастью и проблемами. Бог не оставит вас в трудную минуту.

Просить Господа и его Приближенных об избавлении от проблем следует с прочтения молитвы Отче Наш.

Оберегающая молитва Ангелу-Хранителю

Кто, как не ваш Ангел-Хранитель, может помочь укрепить личные силы и уверовать в собственные возможности? Он был приставлен к вам Господом во служение, дабы оберегать вашу душу и направлять в моменты отчаянья. Священный текст звучит таким образом:

«Ангел Божий, Хранитель мой. Ты и твое заступничество были даны мне свыше. Молю о помощи Твоей, озари все препятствия на пути моем ярким светом, сохрани душу мою от всякого зла и наставь меня на благие деяния. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Молитва Собору и 12 апостолам, оберегающая от проблем и беды

Данная молитва убережет от возникновения любой беды. К прочтению лучше всего подходить в моменты терзания души. Могущественная сила двенадцати апостолов возведет вокруг вас несокрушимую никакими несчастьями стену.

«О, Святые апостолы, Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков, Иуда, Симон и Матфий! Услышьте молитвы наши, грешных рабов Божьих, сердцем сокрушенных.

Помогите нам (имя), замолите грехи наши перед Господом и умолите его избавить нас от бесовского вмешательства, зла и лицемерия.

Наделите верой преданной и непоколебимой, дабы Всевышний узрел всю любовь нашу и помог преодолеть беды, несчастья и горести, оградил бы своим заступничеством жизни и сердца наши. Преклоняем колени перед силой Собора, славя Господа Бога во веки веков. Аминь».

Молитва Николаю Чудотворцу на избавление от неудач

Заступничества у Николая Чудотворца просят все: и христиане, и ученые, глубоко верующие и атеисты. Даже люди другой религии обращаются к Святому с благоговением и просьбами. Причина столь сильного почитания Божьего Угодника известна — могущественная помощь не заставляет себя долго ждать. Молитва подле образа Николая Чудотворца:

«О, Великий Николай! Пастырь Божий и учитель всех верующих, услышь молитвы наши, обращенные к заступничеству Твоему. Избавь грешных рабов Божьих от проблем, влекущих беды и страдания. Огради и сохрани своим святым участием от мирских неудач, трусости, лености и нашествия невзгод.

Умоляем Тебя, Чудотворец, защити от сглаза, избавь от голода, огня, мятежа, войн и других напастей. Ты, Великий, избавил уже не одного человека от лютых бед, так приди и ко мне (имя) на помощь. Избавь меня от гнева Божьего и вечных мук, замолив за меня перед ним все грехи мои. Призываю к Твоему милосердию.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Молитва на избавление от проблем животворящему Кресту

Верующие склоняют головы перед крестом, на котором распяли Спасителя нашего. Телесные муки, испытываемые Христом во имя нашего счастья и вечной жизни, до конца дней будут пребывать в памяти каждого. Данная молитва поможет сдержать удары судьбы с тем смирением, с которым Иисус терпел муки.

«Да воскреснет Господь и исчезнет враз все то, что боится взора Всевышнего. Подобно дыму улетучится все непристойное из жизни праведной. Всякое зло снизойдет обратно в пучину тьмы и греха. Крестное знамение напоминает нам о боли Христа, о мучениях его и о могуществе духа.

Сошедший во ад Спаситель наш сравнял силы добра и зла и помог обрести жизнь вечную каждой Божией твари. Дарованный крест прогонит всякую печаль, боль, несчастье от того, кто удостоился носить его на груди своей. Помогите мне, Святой Сын Господа, и Дева Мария со всеми Святыми во веки.

Аминь».

Каждый святой имеет определенную силу, полученную от Господа при жизни. С помощью молитв можно не только укрепить собственную веру, получить заступничество Всевышнего, но и изменить свою судьбу. Успехов вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Среди двенадцати апостолов особым почетом и уважением пользуется святой Иоанн Богослов. Молитва перед иконой этого …

Чудотворный образ, написанный в честь святого апостола Иакова, последователя Иисуса Христа, обладает несокрушимой силой. В …

Известно, что жизнь можно улучшить при помощи искренних молитв. Высшие силы обязательно услышат и откликнутся …

В православии есть множество разных молитв. Некоторые из них посвящены просьбам о благополучном начале любого …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/molitvyi-na-izbavlenie-ot-problem-i-neudach/

Молитвы при умирающих и молитвы за усопших — Молитвенник — Библиотека Конгрегации Кларетинов

Молитва уходящему из жизни человеку

Молитвы при умирающих
       Литания
       Молитвы возле умирающего
       Бдение у тела усопшего
       Молитва-литания об усопшем
       Заключительное славословие

Молитвы за усопших
       Поминовение усопших
       За умершего после продолжительной болезни
       За умершего внезапно
       За усопших родителей
       За усопших, в годовщину смерти
       Ежедневная интенция за усопших

Каждый христианин, облёкшийся во Христа в Крещении, на земле разделяет с Ним свои труды и старания, и в Нём умирает. Для христианина, как и для каждого человека, смерть связана с болью, но освещена надеждой воскресения. Господь Иисус Христос говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Ин 11, 25).

Ибо христианин, облёкшийся во Христа в этой жизни через веру и любовь, пребывает с Ним также и в смерти. Подобно Христу он переходит с земли в вечность, дабы сочетаться с Ним навечно.

Для того, чтобы сделать своё участие в смерти Христовой более полным, христианин в таинстве Крещения возлагает на себя обязательство неустанно умирать для греха и жить новой жизнью.

Церковь, сопутствующая христианину во все важные моменты его жизни, не оставляет его и в смерти. В эту важную и тяжёлую минуту человеческой жизни Церковь предлагает Последнее Напутствие (Виатик) — Евхаристию, по слову Господа: «Сей-то есть хлеб, сшедший с небес… ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин 6, 58).

Семья обязана позаботиться о том, чтобы больной, находящийся при смерти, мог получить Виатик, даже если он однажды уже принял его в подобных обстоятельствах.

Умирающему следует вложить в руку свечу или поставить её рядом с ним. Если умирающий находится в сознании, следует напомнить ему о том, что при совершении таинства Крещения он воспринял подобную свечу с напутствием, дабы с душою, исполненной освящающей благодати, он вышел навстречу Божественному Жениху.

Собравшиеся у одра умирающего должны прилежно и ревностно молиться.

Литания

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Христе, помилуй. Христе, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Христе, внемли нам. Христе, услышь нас. Пресвятая Мария, молись о нём (о ней). Пресвятая Богородица, молись о нём (о ней). Пресвятая Дева над девами, молись о нём (о ней). Святые Михаил, Рафаил и Гавриил, молитесь о нём (о ней).

Все святые Ангелы Божии, молитесь о нём (о ней). Святой Иоанн Креститель, молись о нём (о ней). Святой Иосиф, молись о нём (о ней). Святые Пётр и Павел, молитесь о нём (о ней). Святой Андрей, молись о нём (о ней). Святой Иоанн, молись о нём (о ней). Святая Мария Магдалина, молись о нём (о ней). Святой Стефан, молись о нём (о ней).

Святой Игнатий Антиохийский, молись о нём (о ней). Святой Лаврентий, молись о нём (о ней). Святой Адальберт, молись о нём (о ней). Святой Станислав, молись о нём (о ней). Святые Борис и Глеб, молитесь о нём (о ней). Святой Максимилиан Кольбе, молись о нём (о ней). Святые Перпетуя и Фелицитата, молитесь о нём (о ней). Святая Агнесса, молись о нём (о ней).

Святой Григорий, молись о нём (о ней). Святой Амвросий, молись о нём (о ней). Святой Августин, молись о нём (о ней). Святой Афанасий, молись о нём (о ней). Святой Николай, молись о нём (о ней). Святой Василий, молись о нём (о ней). Святой Иоанн Златоуст, молись о нём (о ней). Святой Мартин Турский, молись о нём (о ней).

Святые Кирилл и Мефодий, молитесь о нём (о ней). Святой Антоний Великий, молись о нём (о ней). Святой Бенедикт, молись о нём (о ней). Святые Антоний и Феодосий Печерские, молитесь о нём (о ней). Святые Франциск и Доминик, молитесь о нём (о ней). Святой Сергий Радонежский, молись о нём (о ней). Святой Антоний Падуанский, молись о нём (о ней).

Святой Франциск Ксаверий, молись о нём (о ней). Святой Викентий де Поль, молись о нём (о ней). Святой Иоанн Мария Вианней, молись о нём (о ней). Святой Иоанн Боско, молись о нём (о ней). Святая Екатерина Сиенская, молись о нём (о ней). Святая Тереза Авильская, молись о нём (о ней). Святая Тереза Младенца Иисуса, молись о нём (о ней).

Святой Владимир, молись о нём (о ней). Святой Серафим Саровский, молись о нём (о ней). Святой Людовик, молись о нём (о ней). Святой Казимир, молись о нём (о ней). Святая Ольга, молись о нём (о ней). Святая Анна, молись о нём (о ней). Все святые Божии, молитесь о нём (о ней). Будь милостив, избавь его (её), Господи. От всякого зла избавь его (её), Господи.

От всякого греха избавь его (её), Господи. От козней диавольских избавь его (её), Господи. От гнева, ненависти и всякого злого желания избавь его (её), Господи. От смерти вечной избавь его (её), Господи. Ради Воплощения Твоего избавь его (её), Господи. Ради святого Воскресения Твоего избавь его (её), Господи.

Ради ниспослания Святого Духа избавь его (её), Господи. Прости нам наши грехи, Тебя молим, услышь нас, Господи.

К истинному покаянию приведи нас, услышь нас, Господи.

+

Христе, внемли нам. Христе, услышь нас.

Молитвы возле умирающего

Если приближается смертный час, кто-либо из присутствующих может прочитать следующие молитвы:

Душа христианская, ты оставляешь этот мир во имя Бога Отца всемогущего, Который тебя сотворил; во имя Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Который за тебя страдал; во имя Духа Святого, Который на тебя снизошёл. Да упокоишься сегодня и поселишься на священном Сионе с Пресвятой Богородицей Девой Марией, со святым Иосифом и со всеми Ангелами и святыми.

Дорогой брат (дорогая сестра), отдаю тебя Богу всемогущему, Творцу твоему, чтобы вернулся (вернулась) ты к Тому, Кто тебя создал из праха земного. Когда ты покинешь эту жизнь, пусть выйдут тебе навстречу Пресвятая Богородица Дева Мария, все Ангелы и святые.

Да избавит тебя Христос, пострадавший за тебя на кресте. Да избавит тебя от смерти вечной Христос, отдавший за тебя жизнь. Да приведёт тебя Христос, Сын Бога Живого, в рай, и да причислит тебя Пастырь истинный к овцам Своим. Да отпустит Он тебе все прегрешения и примет тебя в число избранных Своих.

Да увидишь ты лицом к лицу своего Искупителя и утешишься созерцанием Бога во веки веков. Аминь.

+

Прими, Господи, раба Своего (рабу Свою) в месте спасения, на которое он (она) надеется по милосердию Твоему.

Все: Аминь.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою) от всякой тревоги.

Все: Аминь.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты спас Ноя от потопа.

Все: Аминь.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты вывел Авраама из земли Халдейской.

Все: Аминь.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Иова от его страданий.

Все: Аминь.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Моисея от руки фараона.

Все: Аминь.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Даниила, брошенного в ров со львами.

Все: Аминь.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил трёх отроков из печи огненной и от царя неправедного.

Все: Аминь.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Сусанну от лживого обвинения.

Все: Аминь.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Давида от царя Саула и от Голиафа.

Все: Аминь.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), как Ты избавил Апостолов Петра и Павла из темницы.

Все: Аминь.

Избавь, Господи, раба Своего (рабу Свою), через Иисуса Христа, нашего Спасителя, принявшего за нас смерть и даровавшего нам жизнь вечную.

Все: Аминь.

+

Господи Иисусе Христе, вверяем Тебе раба Твоего N (рабу Твою N) и молим Тебя, Искупитель мира, прими милостиво его (её) в Своё Царство и одари вечной радостью, ради Своего милосердного сошествия с небес.

Можно также спеть или прочитать антифон:

Славься, Царица, Матерь милосердия, жизнь, отрада и надежда наша, славься. К Тебе взываем, изгнанные чада Евы. К Тебе воздыхаем, стеная и плача в этой долине слёз. О Заступница наша! К нам устреми Твои милосердные взоры, и после этого изгнания яви нам Иисуса, благословенный плод чрева Твоего. О кроткая, о благая, о сладостная Дева Мария.

Когда больной испустил дух, священник произносит:

С. Придите, святые Божии, поспешите навстречу, Ангелы Господни.

Все: Примите эту душу, превознесите её пред лице Всевышнего.

Помолимся: Тебе, Боже, мы препоручаем брата нашего (сестру нашу) N и просим Тебя, Отче милосердный: отпусти ему (ей) грехи, которые он совершил (она совершила) по слабости человеческой, дабы умерший (умершая) для мира жил(а) для Тебя. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Рядом с усопшим ставятся зажжённые свечи в знак веры в жизнь вечную. Те, кто приходит проститься с усопшим (усопшей), молятся о вечном покое для него (неё).

Бдение у тела усопшего

Во многих приходах сохраняется древний обычай молитвы у гроба усопшего и песнопений, возносимых родственниками и знакомыми. Новейшие литургические правила рекомендуют служение Литургии Слова, которую может возглавить мирянин.

Ниже предлагается образец подобного служения.

Предстоятель: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Боже, Твой Сын расторг узы смерти и восшёл на небеса; удостой усопшего раба Твоего (усопшую рабу Твою) участия в этой победе над смертью, чтобы он мог (она могла) вечно лицезреть Тебя, своего Творца и Искупителя. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

(следует заупокойное песнопение)

Предстоятель: Боже, открой наши сердца навстречу Твоему слову, чтобы мы во тьме обрели свет, в наших сомнениях — уверенность, происходящую из веры, в нашей печали — утешение. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Затем читаются 2 или 3 фрагмента из Священного Писания. Прем 3, 1-9; Прем 4, 7-15; 2 Макк 12, 43-45; Рим 6, 5-9; 1 Кор 15, 51-57; 2 Кор 4, 14-15; 2 Кор 5, 1. 6-10; Флп 3, 20-21; 1 Ин 3, 1-2; Мф 11, 25-30; Мф 25, 1-13; Лк 7, 11-17; Лк 12, 35-40; Ин 5, 24-29; Ин 6, 37-40; Ин 6, 51-58; Ин 12, 23-26; Ин 14, 1-6.

Между чтениями можно петь рефрен «Верю, что жив мой Искупитель», После чтения следует приведённая ниже литания.

Молитва-литания об усопшем

Хоть наши сердца преисполнены скорби, возблагодарим Бога за все блага, которыми Он одарил усопшего (усопшую) N, и возгласим: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.

Все: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.

С. За все годы и дни, которые N прожил (прожила) с нами.

Все: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.

С. За великий дар святого крещения, благодаря которому N стал (стала) Твоим сыном (Твоей дочерью).

Все: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.

С. За способности (и знания), которыми Ты его (её) одарил.

Все: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.

С. За его (её) служение благу семьи и других людей.

Все: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.

С. За его (её) терпение к нашим ошибкам.

Все: Благодарим Тебя, Боже, Отче наш.

С. Помолимся Богу, чтобы Он принял в Свою славу нашего усопшего брата (нашу усопшую сестру) N и воззовём: Просим Тебя, Господи.

Все: Просим Тебя, Господи.

С. Пусть благие дела N принесут обильные плоды.

Все: Просим Тебя, Господи.

С. Пусть то, что он (она) начал (начала), будет продолжено.

Все: Просим Тебя, Господи.

С. Прости ему (ей) грехи, которые он (она) совершил (совершила).

Все: Просим Тебя, Господи.

С. Пусть память о нём (о ней) живёт в наших сердцах.

Все: Просим Тебя, Господи.

С. Помолимся Богу, чтобы Он укрепил веру и надежду страдающих, и воззовём к Нему: Господи, приумножь нашу веру.

Все: Господи, приумножь нашу веру.

С. Через Сына Твоего, ставшего человеком.

Все: Господи, приумножь нашу веру.

С. Через Сына Твоего, Иисуса Христа, бесконечно возлюбившего нас.

Все: Господи, приумножь нашу веру.

С. Через Сына Твоего, принявшего смерть за наши грехи и воскресшего ради нашего спасения.

Все: Господи, приумножь нашу веру.

С. Через Сына Твоего, открывшего нам путь к небесам.

Все: Господи, приумножь нашу веру.

С. Вместе со всеми верными, которые предварили нас в небесной обители, помолимся, как научил нас Спаситель:

Все: Отче наш…

Заключительное славословие

Богу Отцу, Творцу нашему, Иисусу Христу, в Котором наше воскресение, жизнь и мир, и Святому Духу животворящему, всякая честь и слава во веки веков. Аминь.

Также у гроба усопшего можно читать молитву св. Розария.

Молитвы за усопших

Всемогущий Боже, услышь наши молитвы, возносимые с верой в Воскресшего Твоего Сына, и укрепи нашу надежду на то, что вместе с усопшим рабом Твоим (усопшей рабой Твоей) и все мы удостоимся воскресения. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог вовеки веков. Аминь.

+

Боже, Отче Всемогущий, тайна креста — наша сила, а Воскресение Сына Твоего — основание нашей надежды; освободи усопшего раба Твоего (усопшую рабу Твою) от уз смерти и сопричти его (её) к лику спасённых. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Поминовение усопших

Вечный покой даруй усопшим, Господи, и да сияет им свет вечный. Да покоятся в мире. Аминь.

За умершего после продолжительной болезни

Боже, Ты соделал, что наш брат N служил (наша сестра N служила) Тебе среди страданий и болезней, участвуя таким образом в Страстях Христовых; просим Тебя, удостой его (её) участия и в славе Спасителя. Через Христа Господа нашего. Аминь.

За умершего внезапно

Боже, Ты видишь нашу скорбь из-за того, что внезапная смерть унесла из жизни нашего брата N (нашу сестру N); яви Своё безграничное милосердие и прими его (её) в Свою славу. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

За усопших родителей

Боже, заповедавший нам почитать отца и мать; смилуйся над моим отцом и матерью (нашими родителями), прости им грехи и вознагради их за труды, а мне (нам) позволь лицезреть их в блаженстве вечного света. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

За усопших, в годовщину смерти

Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего N (рабы Твоей N) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.

Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего N (рабы Твоей N), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Ежедневная интенция за усопших

Господи Иисусе Христе, в единении со Страстями Твоими, по предстательству Скорбящей Твоей Матери, жертвую все мои молитвы, труды, страдания и добрые дела за души усопших. Аминь.

Источник: http://www.claret.ru/liturgy/molitvennik_d.htm

Дайте мне умереть спокойно: как быть, если умирающий отказывается от помощи? | Милосердие.ru

Молитва уходящему из жизни человеку

Нестеров М.В. «Больная девушка», 1928 г.
Фото с сайта www.liveinternet.ru

Как быть близким, если умирающий страдает и просит не длить его мучений? Молиться о том, чтобы Бог забрал его или делать все, чтобы он протянул подольше? Что будет милосерднее? Отвечает священник больничного храма святого благоверного царевича Димитрия (Москва) Роман Бацман:

Милосердие к умирающему: взять на себя полноту ответственности

— Молитва о смерти не всегда предосудительна. В священническом требнике есть «Чин, бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет», и из самого названия очевидно, что мы можем просить Бога закончить мучения больного и забрать его к Себе. В этом чине есть молитвы, которые может читать и мирянин.

Но здесь очень важен мотив, которым руководствуется молящийся. Действительно ли он хочет, чтобы прекратились мучения больного? Или просто устал и хочет побыстрее скинуть со своих плеч тяжкий груз ухода за страждущим? Или присутствует и тот, и другой мотив – тогда важно понимать, что все-таки первично.

Важно прислушиваться к ответам своего сердца, а для этого нужно быть очень внимательным и иметь подготовку в духовной жизни. Человек, ведущий духовную жизнь, читающий Евангелие, регулярно исповедующийся, имеет навык отличия ложных помыслов от истинных.

А вот тот, кто духовную жизнь не ведет, с большой вероятностью может ошибаться. Конечно, в такой ситуации надо перепроверить себя, обратиться к священнику: духовнику больного (если он есть), к своему духовнику.

Можно посоветоваться и с опытным больничным священником.

Неверующий человек может просто спросить человека, который находится рядом и знает его, чтобы тот откровенно ему ответил, каков его истинный мотив. По выражениям лица, взглядам, интонации и мимике другие могут увидеть то, что мы скрываем от самих себя.

Бывает, что темные силы, желая искусить человека, играют на его мнительности и нашептывают ему, что молитва «на разрешение души от тела» – свидетельство того, что человек думает лишь о себе и своих удобствах, а это, конечно, грех. И лучше оставить все, как есть. Но на самом деле, у молящегося таких эгоистичных чувств может и не быть, поэтому нужно как следует испытать себя и взвесить, ради чего ты просишь.

Достаточно тяжелые вопросы встают перед ухаживающим и в том случае, если сам умирающий начинает просить его не длить мучения, а дать спокойно уйти. Или отказывается принимать обезболивающие препараты, желая страданиями очиститься перед смертью.

Иной не хочет ехать в больницу, где у него есть шанс пожить подольше, а хочет остаться дома, среди родных, среди икон, перед которыми он молился, где к нему приходит священник. А другой умирающий отказывается от медицинской помощи и больницы из-за уныния, апатии или даже обиды на Бога и людей.

Кто-то отказывается из гордости, кто-то впадает в прелесть «Бог меня излечит без врачей», неверующие порой ставят Богу условия «если Господь есть, то Он меня вылечит».

Здесь также важно понимать мотив, который двигает умирающим в той или иной его просьбе. Но, выясняя мотив, надо не допустить несколько ошибок. Во-первых, не следует говорить «я знаю, что ты чувствуешь».

Здоровый человек не знает, что чувствует глубоко больной и страдающий.

Кроме того, все считают, что их страдания уникальны и подобные, казалось бы, сочувственные слова больной воспримет как обесценивание своих переживаний.

Кроме того, если человек сам явно говорит о своих мотивах (например: я хочу пострадать, чтобы примириться с Богом), мы не должны лезть к нему в душу и выпытывать подробности, так ли это или нет.

Это – дело его совести и Бога. Но мы можем рассказать такому больному случаи из патериков, когда люди порой говорили об одних мотивах, а на самом деле – руководствовались совсем другими.

Такие рассказы могут помочь взглянуть на себя со стороны.

Если больной – человек верующий, и имеет духовника, обязательно надо с ним посоветоваться. Если духовника нет, но больной вообще «не против священников», можно предложить такую встречу.

Только обязательно нужно предусмотреть возможность всевозможных суеверных страхов, мол, священника зовут перед самой кончиной, я умираю! Надо объяснить, что священник – это человек, с которым можно поговорить по душам о смысле жизни, разобрать какие-то волнующие вопросы, найти ответы. Но не надо предлагать больному исповедаться и причаститься, это должен делать священник.

Если мотив больного понятен, то нужно действовать, исходя из него. В состоянии уныния, гордыни и прелести опасно отпускать человека в Вечность, нужно ему помочь примириться с людьми и Богом, а для этого нужно время – и, значит, медицинская помощь. А если человек по всему примирился с Господом и ближними и уже готов к переходу в Жизнь Вечную, то следует уважить его желание.

Милосердие предполагает учет желания человека, его мнения и настроения. А то получится, что мы хотим человеку, как лучше, а на самом деле – длим его мучения и лишаем его свободы воли и выбора.

Если медицинское вмешательство себя исчерпало, а человек чувствует себя подготовленным к переходу, то нужно принять его выбор, а не стараться изо всех сил продлить его физическое бытие из неких этико-медицинских соображений.

Иначе милосердие становится псевдомилосердием.

Однако важно проводить очень четкую грань: мы не помогаем человеку умереть, мы не мешаем ему это сделать, если он этого хочет и к этому готов. То есть, речь идет не об эвтаназии и намеренном сокращении его жизни: речь идет о прекращении вмешательства в естественное течение событий.

Если болящий отказывается от обезболивающих препаратов, то, как бы это ни было тяжело для ближних, нужно уважить его право пострадать перед смертью. Но важно, чтобы в этих страданиях не было озлобленности, чтобы они не привели к отчаянию.

Безусловно, кажется, что милосерднее дать таблетку, подождать, пока он уснет, и заняться своими делами. Гораздо тяжелее слушать, как он мучается и кричит. Но, возможно, от этого будет больше пользы не только больному, но и ухаживающему.

Бывают ситуации, когда человек уже сам не свой от страданий и мучений, он не может ни спать, ни есть, все время кричит от боли. Конечно, в идеале родные и близкие заранее узнают у него о том, как им следует поступить в такой ситуации, и руководствуются его волей.

Все-таки болезнь обычно идет по нарастающей, и болящий, представляя себе, что его ждет, заранее говорит близким, как поступить в том или ином случае.

Тогда они должны уважить его обозначенный заранее выбор и сделать в соответствии с ним: давать обезболивающее или нет, когда прекращать поддерживать жизнь в его теле или держать до последнего.

Если же такой воли заранее объявлено не было, то перед родными встает очень тяжелая задача: поступить в соответствии с характером человека, исходя из того, как он (будучи в здравом уме) мог бы захотеть.

Конечно, даже когда человек в бессознательном состоянии, в коме, его душа все равно живет и развивается, и Господь лучше знает, когда его призвать к Себе.

Но, если мы хорошо знаем человека, то можем сострадать ему, не продлевая его мучений и не препятствуя ему уйти.

И здесь сложнейшая проблема, связанная с тем, что люди обычно не склонны брать на себя ответственность, предпочитают действовать согласно общепринятым схемам, дескать, путь идет как идет, зато мои руки будут чисты.

Совесть, может, и чиста, но в таком поступке нет ни милосердия, ни любви.

А это тот самый случай, когда акт любви и милосердия к умирающему будет в том, чтобы не побояться, в каком-то смысле пожертвовать собой, своим душевным покоем и спокойными снами и эту страшную ответственность на себя взять.

Как, ухаживая за умирающим родственником, не умереть самому

Забота об умирающем, особенно о тяжело умирающем человеке – тяжелое физическое и психологическое испытание для его ближних. Понятно, что без помощи Божьей очень тяжело ухаживать за больными людьми.

Примером здесь для нас могут быть святые, такие, как святитель Лука, архиепископ Крымский (Войно-Ясенецкий), который помогал всем, никому не отказывал, с любовью и терпением.

Без помощи Божией человек может что-то делать лишь до поры, до времени.

Но такая ситуация, как ни была бы она тяжка, может послужить ухаживающим на пути их духовной жизни. Когда приходят такие испытания, то как никогда ясно становится, где предел наших сил, где начинается помощь Божья, в чем мы бессильны без поддержки свыше, в чем наше смирение, когда мы просим помощи, а в чем наша гордость, когда мы эту помощь отвергаем.

Проблемы возникают, когда внешние действия человека сильно опережают его внутреннюю готовность. Это так в любом деле, не только уходе за больным.

Человек возлагает на себя по гордости слишком много, а сил и смирения не хватает. Внешние дела должны не сильно опережать наше внутреннее состояние, чтобы внутреннее удобно подтягивалось за внешним и наши силы росли.

Не надо взваливать на себя слишком большой груз, отказываться от помощи.

Ухаживая за больным, пусть даже самым жертвенным образом, нельзя совершенно забывать о себе. Хотя бы потому, что наши силы – это не только наше достояние, они принадлежат больному и мы обязаны заботиться об их своевременном восполнении. Конечно, это не значит, что мы должны бросать болящего близкого и идти развлекаться.

Но при возможности нужно дать себе отдых: выйти погулять, посидеть с книгой, подремать. Это не эгоизм, а напротив: забота о больном, которому нужны наши силы, забота о тех, кого мы должны подменять у ложа умирающего.

Эгоизм начинается там, где мы искусственно ставим пределы и преграды своим возможностям и не хотим делать больше очерченного, даже если в состоянии.

Когда тяжело больной умирает, то ухаживающие часто испытывают громадное облегчение и такое же громадное чувство вины за это облегчение. Но облегчение вполне объяснимо: если человек долго и тяжело трудится, то естественно, что он чувствует облегчение, когда этот труд закончился. Здесь мы опять же возвращаемся к мотивам.

Для чего этот труд закончился? Чтобы забыть этого человека, пойти развлекаться и жить для себя? Или для того, чтобы сменить один труд на другой? Ведь теперь, когда не надо ухаживать и мучительно сострадать его боли, можно больше и усерднее за него молиться.

Можно проанализировать свое внутреннее духовное состояние: что ухаживающий получил за время ухода за больным, в чем споткнулся, чему научился.

Когда человек уходит из жизни, у нас всегда остается чувство, что мы что-то недодали: недоухаживали, недолюбили. Это понятно, мы люди греховные и далекие от совершенства. Но у нас есть прекрасное средство, способное восполнить эти недочеты – молитва. Молитва может все исправить, в ней мы можем воплотить то, что не смогли сделать при жизни умершего близкого.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/dajte-mne-umeret-spokojno-kak-byt-esli-umirayushhij-otkazyvaetsya-ot-pomoshhi/

Молитва о самовольно ушедших из жизни

Молитва уходящему из жизни человеку

Детально: молитва о самовольно ушедших из жизни – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Полное собрание и описание: молитва о самоубийцах повешенных для духовной жизни верующего человека.

Молитвы о самоубийцах

Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года (журнал № 87).

Предисловие

Церковные каноны запрещают “приношение и молитву” за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления.

Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи “вне ума”, хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами.

Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и “приношения” о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Примечание МС. На чтение данной молитвы нужно взять благословение священника. Желательно это делать во время многодневных постов, и при этом часто приступать к исповеди и Причастию.

Из-за возможных искушений (в том числе и ухудшения здоровья) не рекомендую молиться за самоубийц (и тем более за некрещеных самоубийц) болящим, беременным и кормящим женщинам, имеющим малых младенцев до 4 – 5 лет.

При возникновений серьезных искушений, лучше прекратить чтение молитвы, и положиться на благой промысл Бога.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, Любвеобильне, Человеколюбче, Милостив, милостив, милостив буди нам, о, вся Объемлющий и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, Любвеобильне, Человеколюбче, Милостив, милостив, милостив буди нам, о, вся Объемлющий и всех Приемлющий!

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон. Чт., п. 8, тр. 4).

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом.

Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Выбери жизнь со Христом!

“Ибо так возлюбил Бог мир,

что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин.3:16)

“Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…” (Втор. 30:19-20)

Читайте другие публикации раздела “Православие о самоубийстве (суициде)”

Источник: https://1000-molitv.ru/molitva-o-samovol-no-ushedshih-iz-zhizni/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.