Молитва в иудейской традиции

Иудейское богослужение

Молитва в иудейской традиции

общее наименование литургических традиций иудаизма раввинистического.

В научной лит-ре также используется термин «синагогальное богослужение», но он менее удобен, поскольку, с одной стороны, исключает из рассмотрения домашние обряды и личные молитвы, играющие в иудаизме большую роль, с другой – не принимает во внимание то обстоятельство, что на раннем этапе истории И. б.

синагоги как социальные институты не контролировались раввинами, к-рые, хотя и пользовались авторитетом в народе, были по сути лишь мудрецами – знатоками Закона Моисеева, вокруг к-рых собирались небольшие группы учеников (см. в ст. Иудаизм раввинистический).

История изучения

Научное изучение И. б. долгое время было затруднено отсутствием ранних источников. До нач. XX в. ученые (В. Гейденгейм, Л. Цунц, А. Берлинер, Д. Кауфман и др.) могли опираться в основном лишь на сведения талмудической лит-ры и небольшое число средневек. литургических книг и толкований (все старше IX в.).

Поскольку они исходили из представлений об устойчивости и о консервативности иудейской традиции, позднеантичные и средневек. обычаи часто проецировались ими на период Второго храма, что приводило к искаженному пониманию не только истоков И. б., но и его места среди др.

литургических традиций того периода (что в свою очередь отражалось и на понимании истоков раннехрист. богослужения).

Новый этап изучения начался с публикации документов из Каирской генизы. Издание этих памятников, медленно продвигавшееся в течение XX в. (Ш. Шехтер, Л. Гинзберг, Дж. Манн, И. Дейвидсон, И. Эльбоген, Л. Финкельштайн), показало, что процесс формирования раввинистических обрядов и молитвословий был постепенным. Хотя мн.

элементы богослужения появились в период Второго храма, фиксация и окончательное оформление И. б. произошли только в талмудическую и даже постталмудическую эпоху (период гаонов). После детального изучения сохранившегося корпуса молитвословий периода Второго храма и сравнения его с корпусом средневек.

иудейских молитв стало очевидным, что проследить эволюцию одних текстов в другие, установить оригиналы тех или иных молитв, объяснить переход от одних форм богослужения к другим с помощью традиц. методов историко-лит. критики практически невозможно. Поэтому мн.

ученые от поисков прототекстов перешли к выявлению структурных оснований и моделей, по к-рым строились молитвы и литургические чинопоследования (Й. Хайнеманн, Э. Д. Голдшмидт, Э. Флейшер, Ч. Джираудо, Р. Кимельман, К. Леонхард и др.).

Этот подход позволил выявить внутреннюю логику в построении древних молитв, идентифицировать архаичные структуры внутри средневек. чинопоследований и т. д. Слабой стороной этого метода было то, что исследователи оперировали абстрактными категориями (тип молитвы, структурный элемент и т. п.

), тогда как фактический материал показывает, что «чистых» типов или жанров молитв и гимнов в древности не существовало, а структурные элементы могли сочетаться в самых разных комбинациях. Кроме того, этот метод плохо учитывает многообразие течений внутри иудаизма периода Второго храма.

До нач. 90-х гг. XX в. исследователи И. б. почти не привлекали кумран. свитки (исключение составляют работы Ш. Тальмона и Д. Флуссера). Огромное значение этих находок заключается в том, что впервые ученые получили подлинные литургические и гимнографические тексты, датируемые II в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.

, прежде были известны лишь «литературные» варианты молитв и гимнов в составе девтероканонических и апокрифических книг (в отношении к-рых всегда существовало сомнение в том, что они использовались на практике в реальном богослужении). Хотя кумран.

свитки имеют «сектантское» происхождение, они отражают общие для иудаизма Второго храма тенденции развития богослужения: значительная часть литургических текстов не содержит следов свойственного кумранитам богословия и, вероятно, является наследием периода, предшествующего разрыву кумранитов с иерусалимским священством (Falk. 1998).

Анализ этих рукописей показал, что практика регулярного чтения установленных молитв (как суточного, так и годового цикла) существовала в иудейской традиции уже во II в. до Р. Х., хотя тексты молитв еще были подвижны и, видимо, различались в разных общинах.

Эти молитвы содержали формулы, заимствованные из библейских книг, но были в значительной мере ориентированы на актуальные темы (в т. ч. религиозно-политические) и реальные нужды молящихся. Полученные данные позволили совр. исследователям сделать вывод о том, что И. б.

развивалось не линейно, а по разным траекториям, раввинистическая же традиция формировалась на основе соединения неск. предшествующих традиций – храмового богослужения, синагогальной традиции, богослужения «пиетистских» общин, домашних обрядов и молитвословий периода Второго храма (С. Рейф, Л. Шиффман, Л. А. Хоффман, И. Д. Та-Шма, К. Ньюсом, Б. Ницан, Э. Хазон, Дж. Давила, Д. К. Фальк и др.).

Этапы развития и литургические источники

Источник: http://www.pravenc.ru/text/1237769.html

Вечерняя молитва иудеи

Молитва в иудейской традиции

Самое подробное описание: вечерняя молитва иудеи – для наших читателей и подписчиков.

В разных религиях предполагается сходное действие — обращение к божеству, совершаемое по определённым правилам. От многолюдных церемоний в огромных культовых постройках до совершаемых в полном уединении дома, молитвы являются частью жизни верующих людей. Традиции их произнесения складываются векам.

Вечерняя молитва у иудеев появилась самой последней. Арбиф (также «аравит» или самый известный вариант «маарив») произносится безотносительно к жертвоприношениям, свершавшимся в разрушенном позднее Иерусалимском храме. В этом его главное отличие от других обязательных в современном иудаизме обращений к Богу.

Традиция приписывает его возникновение эпизоду Торы, рассказывающем об Иакове, отправившемся из Вирсавии в Харран и заночевавшем в пути после захода солнца.

Особенности древнееврейского языка позволяют толковать совершённое персонажем как «ушёл» и «молился». В храме вечером обычно сжигали остатки дневных жертвоприношений, что вызывало необходимость дополнительной молитвы.

Перед большими праздниками и наступлением субботы в порядок её чтения вносятся специфические дополнения. Ответ: арбиф.

Молитва о дожде

Правоверный иудей должен ежедневно иметь 3 молитвы и в вечерней молитве есть часть, которая называется “молитвой о дожде” с осенних праздников (Суккот – праздник кущей) до Пасхи (Песах).

А в летний период (с Пасхи до праздника Кущей) эта молитва называется “молитвой о росе“, потому что с апреля по октябрь дождей просто не бывает.

Некоторые христиане молились бы за дождь в любом случае. Но евреи понимаю, что это глупо. Вы не можете молиться за то, чтобы летом была зима, а в Израиле дождь, что у нас снег. Мы не можем изменить сезоны, но можем участвовать в том, чтобы зима была мягкой, а лето урожайным и т.п.

В Израиле выпадает менее 1000 мл осадков в год. Для сравнения, в Европе – 2500 мл или больше.

Так что в Израиле выпадает минимум. Если будет меньше, страна станет пустыней. Потому так важна молитва о дожде.

О дожде в Израиле молятся евреи по всему миру.

Должна произносить каждый день.

Слушай Израиль (текст на русском)

Благословенно славное имя царства Его во веки веков!

1-я строчка молитвы из Втор. 6:4, вторая – иудейская традиция

Шма Йисраэль (иврит)

ברוך שם כבוד מלכותו לעולם ועד

ШМА ЙИСРАЭЛЬ, АДОНАЙ ЭЛОНЭЙНУ, АДОНАЙ ЭХАД

БАРУХ ШЕМ КВОД МАЛХУТО ЛЕОЛАМ ВАЭД!

Аароново благословение (текст на русском)

Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!

Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!

Биркат коханим (иврит)

ְבָרֶכְךָ֥ יְהוָ֖ה וְיִשְׁמְרֶֽךָ׃

יָאֵ֙ר יְהוָ֧ה׀ פָּנָ֛יו אֵלֶ֖יךָ וִֽיחֻנֶּֽךָּ׃

יִשָּׂ֙א יְהוָ֤ה׀ פָּנָיו֙ אֵלֶ֔יךָ וְיָשֵׂ֥ם לְךָ֖ שָׁלֽוֹם׃

ЙЕВАРЕХЕХА АДОНАЙ ВЕ ЙИШМЕРЕХА

ЙАЭР АДОНАЙ ПАНАВ ЭЛЕЙХА ВИЙЭХУНЕХА

ИСА АДОНАЙ ПАНАВ ЭЛЕЙХА ВЕЙАСЭМ ЛЕХА ШАЛОМ!

Евреи раскачивают на молитве

Это потому что молиться надо духом, душой и ТЕЛОМ.

Потому тело тоже должно молиться, вырабатывая тепло.

Маарив (вечерняя молитва)

Маарив (מַעֲרִיב; от עֶרֶב, вечер), также Арвит (עַרְבִית) — вечерняя молитва в иудаизме, одно из трех обязательных ежедневных богослужений.

В Талмуде и в позднейшей раввинистической литературе эта служба называется Арвит (Бр. 2а; Майм., Яд Хилхот тфилла 1:6; Ш. Ар. ОХ 58:5 и др.). Ее популярное название Маарив стало применяться (видимо, в 16 в.

) по выражению hа-маарив аравим (`приводящий вечера`) в начальной и заключительной частях первой ее бенедикции.

Время чтения Маарив — с появления трех звезд на небе до полуночи (в случае запоздания — до утренней зари).

Главные компоненты Маарив — Шма и Амида. Однако, поскольку вечерняя служба не соответствовала какому-либо из установленных в Храме жертвоприношений, включение в нее Амиды долгое время, вопреки мнению Гамлиэля II (Бр. 27б), не считалось обязательным.

Вечерняя молитва должна исполняться с захода солнца и до полyночи.

В своей настоящей форме Маарив начинается с провозглашения кантором установленной Ишмаэлем бен Элишей формулы «Барху эт Адонай hа-меворах» (Бр.

7:3; «Восхвалите Господа достохвального»), на которую молящиеся отвечают: «Восхвален Господь достохвальный во веки веков» (Сиф. Втор. 306).

В молитвенном ритуале сефардского толка формуле Барху предварены стихи 78:38 и 20:10 из книги Псалмы и, отдельно, набор девяти стихов из различных ее глав, после которых кантор читает полукаддиш (см. Каддиш).

За этой вступительной частью следует первая бенедикция Маарив на смену времен суток, и вторая, выражающая благодарность Богу за Его любовь к Израилю и за заповеди и уставы, дарованные Им.

Концептуальная связь этой бенедикции с приуроченной к вечернему времени службой выражена в словах: «… ложась и вставая будем размышлять о законах Твоих… о них будем мыслить день и ночь».

После этого следуют Шма и славословие Эмет ве-эмуна (`Истина и правда`) на освобождение Израиля из-под ига египетского, заканчивающееся бенедикцией Барух атта Адонай гаал Исраэль (`Благословен Ты, Господь, освободивший Израиль`) и бенедикция Хашкивену (`Уложи нас [Господь] на покой`), содержащая мольбу о ниспослании мира и об охранении от всевозможных зол и бедствий. Кантор произносит полукаддиш, а молящиеся читают про себя Амиду. В отличие от молитв Шахарит и Минха, Амида Маарив, ввиду ее первоначально необязательного характера, не повторяется вслух кантором, а заключается им чтением полного каддиша. Служба завершается чтением Алейну и поминального каддиша. Текст Амиды вечерней службы, отмечающей наступление субботы или праздника, отличается некоторыми весьма существенными деталями. Подробней см. Каббалат Шаббат, Праздники, Иом-Киппур и Рош hа-Шана.

На исходе субботы или праздника Маарив следует обычному образцу, но в четвертую бенедикцию Амиды включается формула, открывающаяся словами «Атта хонантану» (`Ты даровал нам`) и подчеркивающая отделение священного от будничного, света от тьмы, Израиля от других народов, дня седьмого от шести дней творения. Перед молитвой Алейну молящиеся читают еще стихи 90:17-91:16 из книги Псалмы и отрывок из славословия У-ва ле-Цион гоэл (`И придет избавитель в Сион`).

  • Шахарит (Утренняя молитва)
  • Минха (Дневная молитва)

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МААРИВ в ЭЕЭ

Последние изменения на 22:59 13 января 2014

Раби Акива (? – 135 г. н.э.)

Образ раби Акивы давно превзошел по масштабу его историческую фигуру. Во.

Рабби Исраэль Баал Шем Тов

Еврейская философия как наука, отстаивающая ценности и мировоззрение еврейской традиции, по.

Раби Меир — ближайший ученик р. Акивы. Происходил из семьи праведного ге.

Ежедневные молитвы

В синагоге каждый день проходят три богослужения: шахарит – утренняя молитва, минха – дневная молитва, иарвит – вечерняя молитва.

Все эти три молитвы были установлены, основоположниками иудаизма. Авраам начинал читать молитвы с утра, Ицхак произносил молитвы днем, прекращая все работы и отдавая все свое время Богу. Иаков служил Богу на исходе дня, в благодарность Богу за поддержку в течения дня.

В синагоге время этих молитв совпадает с принесением в жертву в древнем Храме.

Евреи приносили в жертву один раз в первые часы дня, а вторую жертву перед заходом солнца. Этим и обуславливается время чтения утреней молитвы шахариты и дневной молитвой минха. Эти ежедневные жертвы продолжали гореть на алтаре до появления солнца следующего дня. В этом интервале времени иудей читал вечернюю молитву.

Самая главная молитва это – Шма. Ее составляющая – это три фрагмента из Торы. Молитва начинается с провозглашением о единстве Бога, любви к нему и обязательным исполнения его заповедей. Эта молитва произноситься во время утренних и вечерних служб. А также читают ее перед сном.

Но если вас интересует такое учение как буддизм, приглашаем посетить страницу сайта http://www.osho.ru.

Источник: https://xn----7sbbh1acsciho3aw6kyb.xn--p1ai/vechernyaya-molitva-iudei/

Иудейские раввины о молитве за усопших и о почитании святых

Молитва в иудейской традиции
m_e_l_n_i_k_o_vМолятся ли современные иудеи об упокоении душ усопших? Искать ответ на этот вопрос меня побудила беседа с одним знакомым неопротестантом, которая затронула, между прочим, и православную традицию молитвы за умерших.

Единственный явный прецедент подобной молитвы в Писании мы находим в неканонической книге 2Мак. 12:39-49. Но является ли этот эпизод правилом? Быть может Иуда Маккавей сделал то, что до и после него никогда не совершали иудеи? Для разрешения этого недоумения я решил обратиться к современному иудаизму.

В процессе поиска мне удалось найти ответ одного раввина на вопрос о молитве за усопших и в качестве бонуса ответ другого раввина на вопрос о почитании святых. В современном иудаизме не только молятся за усопших, но считают возможной молитву, обращенную к усопшим праведникам.

Мне этот аргумент представляется весомым и полезным тем, кто периодически общается с протестантами. Итак, привожу цитаты.

Вопрос

Какую молитву читают за упокой души умерших родственников? 

Отвечает Рав Реувен Пятигорский

В среде российских евреев эта молитва называется изкор, но ее полное название — азкарат нешамот, поминовение душ умерших людей. Читается она четыре раза в год в синагоге (или в присутствии не менее десяти молящихся взрослых евреев) перед молитвой Мусаф сразу после чтения по свитку Торы.

По ашкеназскому обычаю: в последний день пасхальной недели, а также на Шавуот (за границей — на второй день праздника), Йом-Кипур и Шмини-Ацерет. Любопытно, что некогда в России и Польше изкор читали каждую субботу (если среди молящихся не было жениха или в этот день не происходило обрезание). Но со временем этот обычай отменили.

В этой молитве мы просим успокоения души умершего. Молитва очень короткая. Она красива и несколько торжественна. Впрочем, произносится она индивидуально. Люди, у которых живы оба родителя, во время ее произнесения выходят из зала. Обычно поминаются покойные души отца и матери.

А также других родственников, если после них не осталось сыновей, которые прочли бы молитву; причем каждый упоминается отдельно. В завершение ведущий общественную молитву поминает вслух души уважаемых людей общины и всего еврейского народа, а также жертв Катастрофы и других трагедий. Во многих общинах заведен свой порядок поминовения.

После упоминания имени умершего молящийся произносит: «Да приобщится эта душа к легиону живущих вечно — к душам Авраама, Ицхака и Яакова, Сары, Ривки, Рахели и Леи вместе с душами других праведников и праведниц, обитающих в Ган-Эден. И скажем: амен». Завершается поминовение молитвой «Ав Арахамим» (Милосердный Отец).

Даже те, кто, как правило, не посещают синагог по праздникам и субботам, стараются прийти и прочесть изкор по своим умершим родителям в указанные четыре дня года. 

Вопрос

Молятся ли евреи к усопшим об их заступничестве за нас перед Богом? Если это возможно, дайте ссылку. 

Отвечает Рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Анатолий!Посылаю Вам отрывок из книги моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера зацал «Беседы о Торе» – об обращении к усопшим:Почему Всевышний скрыл место погребения Моше?

Вероятно, для того, чтобы люди не впадали в грех, приходя молиться на его могилу. Ведь молиться можно только Творцу. Нельзя просить помощи ни у ангелов, ни у покойных родственников. Это отдает идолопоклонством. Можно только сказать: “А вы, святые души, просите за нас Создателя”.

Точно так же, как мы просим друг друга: “Вспомни обо мне в своей молитве”.То, что мы посещаем могилы, читаем там отрывки из псалмов и молимся своими словами Б-гу, объясняется тем, что эти места наиболее располагают к молитве.

Надо думать, нашлось бы немало людей, которые в беде бежали бы на могилу Моше с воплями: “Моше, великий друг еврейского народа! Ты вывел евреев из Египта, помоги нам!” — и совершали бы тем самым большой грех.

Сказать можно лишь: “Проси за нас Всевышнего”.

m_e_l_n_i_k_o_vВам приходилось беседовать с протестантами о православной практике обращения к святым? Зачастую, получив ответ на упрек в «поклонении» святым, услышав цитирования Писания о том, что у Бога все живы и почитав вместе с православными книгу Откровения, протестант не успокаивается, но задает три вопроса:- Почему вы уверены, что святой слышит вас?- Почему вы уверены, что святой, которому вы молитесь спасен?- Почему вы уверены, что святой будет молиться за вас?Конечно, на эти и другие вопросы, задаваемые протестантами, имеются простые ответы, приводить которые будет излишним в данной короткой заметке. Вместо этого я хочу поделиться собственным вопросом, который можно задать протестанту в ответ на его упреки: «Почему вы считаете греховным обращение к своему Ангелу Хранителю?».И в самом деле, Писание вполне однозначно говорит о наличии у христианина своего Ангела.

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матф.18:10).
«…и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян.12:14,15).

Писание так же повествует о предназначении некоторой части Ангелов: «ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» (Пс.90:11).

Именно поэтому Ангела призванного служить отдельному верующему человеку называют Хранителем. Он всегда рядом и слышит нас, потому, что поставлен охранять. Ангел, несомненно, спасен и «всегда видят лице Отца…» (Матф.18:10).

И неужели мы будем сомневаться в том, что он не молит за нас Бога? Так почему же протестанты обходят его своим вниманием? Разве к нему нельзя обращаться? Конечно – можно и Библия полна упоминаниями об общении людей с Ангелами.

Мы не видим Ангела? Так и Бога большинство из нас никогда не видели телесными очами, что не мешает нам, однако, веровать в Него и Ему молиться.

Если Вы будете общаться с протестантом о молитве святым, обязательно спросите у него, почему он обделяет вниманием собственного Ангела? Ведь протестант не только ни о чем не просит своего Ангела, но даже не благодарит. Быть может, Ангелу стоит хотя бы иногда говорить спасибо? Он считает это грехом? – попросите обосновать.

Page 3

m_e_l_n_i_k_o_vПротестанты любят обвинять православных в неправильном употреблении библейского термина «святой» и, ссылаясь на Писание, приводят многочисленные стихи, в которых Апостолы обращались к поместным церквям подобным образом: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям» (1Фесс.5:27).

Апостолы именовали всех христиан святыми, и протестант, указывая на это, обвиняет православных в неправильном выделении части праведников из общества христиан: «Мы все святы, искуплены, оправданы, имеем вмененные одежды праведности, почему вы называете святыми лишь некоторых?».

Для разъяснения этого недоумения достаточно обратится к значению слова «святой» и Писанию. В переводе с греческого слово αγιαν – святой, посвященный, благочестивый, праведный, как сущ. святыня.

Термин «святой» может применяться ко всем христианам, указывая на их призвание, отделение от мира и посвящения себя Богу: «церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа…» (1Кор.1:2).

В Новом Завете есть и другие эпизоды, когда слово святой применялось во втором своём значении: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:14-16).
Апостол Петр призывает святых быть святыми? Разве они уже не святы? Совершенно очевидно, что в этом случае термин «святость» имеет значением качественную характеристику отдельного христианина. Если в 1Кор.1:2 нельзя выделить одного христианина-святого из общества других, то в 1Пет.1:14-16 такое выделение очевидно: «будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». Каждый творит волю Божию в определенной мере и именно поэтому в Православной Церкви именуются святыми те, которые своей жизнью подтвердили слова Апостола.
Православный термин «преподобный» так же имеет своим основанием Священное Писание: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18). Православный подвижник, именуемый преподобным, являет собой миру образ Христа, Которому он уподобился через единение с Духом Святым, пребывающим в его преображенной душе.В Православии сохранились оба значения термина «святой». Так, например, на Литургии звучит возглас священника «Святая святым» – святыня Евхаристии преподается каждому православному христианину. Тем не менее, чаще используется второе значение: святой – подвижник веры, праведник, носитель Святого Духа.Протестанты второе значение слова «святой» очень редко применяют к качественной стороне собственной жизни, но привыкают именовать себя святыми по праву принадлежности к обществу христиан.

Данные смысловые значения, вкладываемые православными и протестантами в одно и то же слово, наглядно иллюстрируют духовность обеих моделей христианства. Православный старается всеми силами достичь идеала святости и спасения, имея примером жития сонма святых, стяжавших благодать Святого Духа.

Протестант практически всегда мнит себя оправданным, спасенным, достигшим вмененной святости, не имеет глубокой мотивации к собственному исправлению, аскетического учения.

В данном случае православные намного ближе по духу к Апостолу Павла, чем современные протестанты: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил.3:13,14).

Page 4

?

|

m_e_l_n_i_k_o_vРекомендую к прочтению диссертацию Селивановского В.В. на соискание ученой степени кандидата философских наук «Движение Веры» в современном протестантизме». В данной работе автором была рассмотрена генеалогия протестантского харизматического течения «Движение веры»: продемонстрирована преемственность идей Нового Мышления и Христианской науки, проанализированы эксклюзивные аспекты вероучения, имеющие, по мнению автора, пантеистические и магические признаки, побуждающие верующих данного течения к оккультным практикам. Диссертация касается вопроса организационной структуры ДВ, повествует о наиболее колоритных его представителях.Представляемая научная работа будет полезна как тем, кто занимается изучением харизматического течения ДВ, так и его представителям, которые, в свою очередь, столкнутся с серьезной и аргументированной критикой собственных убеждений.

Скачать диссертацию.

Источник: https://m-e-l-n-i-k-o-v.livejournal.com/15905.html

Как молятся в разных традициях?

Молитва в иудейской традиции

Молитвы являются частью духовных практик практически всех религий, однако исполнение молитвенных правил в разных традициях различно. Отличаются и тексты, и способы чтения, и даже мотивы.

Христианство

Прямые указания на необходимость молитвы неоднократно встречаются в Евангелии. В Евангелии от Матфея, наставляя учеников, Иисус Христос говорит им: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».

В Евангелии от Марка: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время», в Евангелии от Луки: «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь».

Призывали к молитвам и апостолы. Апостол Павел в Первом послании к Фессалоникийцам призывает: «Непрестанно молитесь».

В христианской церкви, сверх литургии, издревле установлены 8 ежедневных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы с междочасиями. Для мирян традиционно считаются обязательными утренние и вечерние молитвенные правила. Они могут быть полными и краткими.

Отношение к молитве в православии, католицизме и протестантизме различно.

Идеалом в православном исихазме является молитва безОбразная. Преподобный Мелетий Исповедник говорил: «Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога».

В католичестве, а тем более в протестантизме молитва носит более «личный» и «объектный» характер.

В ордене иезуитов Игнатия Лойолы, католического святого, была даже своего рода медитация особого характера: «Представить мысленно огромные языки пламени и души как бы заключенные в раскаленные тела. Услышать упреки, плач и вопли, предание проклятию Иисуса Христа и святых Его».

В православии отношение к молитве прямо противоположное. Феофан Затворник писал: «Когда размышляете о Божественном, тогда можно вообразить Господа, как потребуется. Но во время молитвы никаких образов держать не следует. Если допустите образы, то есть опасность – начать молиться мечте».

христианская молитва – «Отче наш», или Господня молитва. Она приводится в Евангелиях от Луки и в Евангелии от Марка.

Также одна из самых употребляемых – Иисусова молитва, имеющая основополагающее значение в практике исихазма. Она также называется умно-сердечным деланием, деланием сердца, умно́й молитвой, тайной молитвой, священной молитвой, сердечной молитвой, затвором ума и сердца, трезвением, хранением ума.

В христанстве (и в православии, и в католицизме, и в протестантизме) для удобства чтения молитвенных правил дозволяется использовать четки. В католицизме даже существуют виды молитв (розарий, венчик), предназначенные для чтения по четкам.

В православии четки скорее атрибут монахов, мирянам рекомендуется просить благословения на их использование. Исторически четки в православной традиции стали атрибутом верующих из-за низкой грамотности, когда молитвы читались по пямяти. Обязательное использование чёток-лестовок сохранено старообрядцами.

Католические четки (розарий) состоят из 50 зёрен, разделённых на пять декад. Также могут использоваться чётки с 33 и 150 зёрнами. Розарий символически означает «венец веры» из роз.

В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка — чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Иудаизм

До эпохи Второго царства в иудаизме не было регулярных обязательных молитв. Иудей мог обратиться к Господу в любое время в произвольной форме. Основную часть богослужения составляли жертвоприношения.

Молитвенные правила иудаизма были регламентированы в VI веке до н.э. после эпохи Вавилонского пленения.

Главной молитвой в иудаизме является амида, которую также называют «Шмоне́-Эсре́», что переводится как «18» (число входивших в неё частей-благословений). Во II веке к этим восемнадцати благословениям было добавлено ещё одно – против еретиков и доносчиков, однако старое название сохранилось.

Так как чтение Амиды является заменой храмовых жертвоприношений, её читают три раза в день — в утренней (шахарит), дневной (минха) и вечерней (маарив) молитвах.

Часто ошибочно главной еврейской молитвой называют «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»), однако в Сефер мицвот (Книге заповедей) обязанности молиться и читать Шма перечислены как разные заповеди.

Шма правильнее называть декларацией иудейской веры, это литургический текст, состоящий из 4 цитат из Пятикнижия. В нем декларируется единственность Бога, любовь к Нему и верность Его заповедям («Господь — Бог твой, Господь — един»).

В иудаизме чтение некоторых молитв можно совершать только в миньяне – группе из десяти евреев старше 13 лет. По поводу того, кто может входить в миньян в галахической литературе ведутся бесконечные споры.

Так, дискуссионным является вопрос, считать ли участником миньяна спящего человека, а также может ли входить в миньян человек в состоянии опьянения.

Насчет последнего, исключение делается для запойного пьяницы, если остальные члены миньяна могут подтвердить, что он «все понимает».

В истории иудаизма было множесто интересных моментов, связанных с историей молитвенного богослужения. Так, государственные власти нееврейских стран, где жили евреи, с подозрением относились к молитве «Коль нидрей» («Все обеты»), в которой евреи накануне Судного дня отказываются от обетов, зароков и клятв, данных в течение года.

В Российской империи во всех молитвенниках «Коль нидрей» печаталась с обязательным разъяснением, что речь идет исключительно о религиозных обетах, и «сохранит Бог каждого помыслить, будто мы разрешаем нарушать клятвы и присяги, даваемые правительству или перед судом и вообще в отношении к интересам другого лица».

С возникновением хасидизма молитва заняла еще более важное место в религиозной жизни евреев.

У хасидов молитва имеет значение как путь познания Творца и приобщения к транцендентному. В книге «Тания» (основополагающей книге хасидизма) прямо указывается, что в наше время основная форма служения Всевышнему – не изучение Торы, а именно молитва.

Ислам

В исламе существует два вида молитв: намаз (обязательные молитвы) и дуа (произвольные молитвы).

Обязательными и самыми важными в исламе являются 5 ежедневных ритуальных молитв:Фаджр (предрассветная молитва), Зухр (полуденная молитва), Аср (послеполуденная молитва), Магриб (закатная молитва) и ночная молитва Иша.

Значимость молитвенного правила в исламе очень велика. Пророк Мухаммед говорил: «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является молитва!».

В одном из хадисов также сказано: «Первое, о чем человек будет спрошен в день Суда – это о вовремя совершенном намазе».

Если есть возможность, то праведные мусульмане должны стремиться к молитве в мечети, если такой возможности нет, то для намаза подходит практически любое место.

Перед обязательной молитвой звучит призыв к ней – Азан, являющийся проявлением благочестия.

Для чтения намаза необходимо соблюдение нескольких правил. Во-первых, перед молитвой правоверный мусульманин должен совершить омовение (полное, либо частичное), во-вторых, молитва должна совершаться в неоскверненном месте, свободном от нечистоты – наджасы. Верующий должен быть обращен по направлению к Каабе, мусульманской святыне.

Важна также чистота одежды мусульманина, а также её соразмерность: одеяние должно прикрывать аурат – места, которые по шариату должны быть закрыты (у мужчины – часть тела от пупка до коленей, у женщины – все тело, кроме лица, кистей рук и ступней ног).

При совершении намаза верующий мусульманин должен обладать искренним чистым намерением, а также находиться в трезвом рассудке, поскольку алкоголь и наркотики в исламе находятся под строгим запретом. Это – харам.

Дуа (произвольные молитвы) в исламе есть на все случаи жизни. Праведные мусульмане знают, что Аллах слышит любую молитву, поэтому разрешены как устные, так и «молчаливые» дуа, которые произносятся вслух или «про себя» на том языке, на котором верующему удобнее изъясняться.

Также в исламе существует зикр – духовная практика, заключающаяся в многократном повторении молитвенных формул, прославляющих Аллаха.

При совершении зикра обычно используются мусульманские четки (кроме ваххабизма), которые называются субха, мисбаха или тасбих. Обычно они состоят из 99 бусин, по числу имен Аллаха.

Буддизм и индуизм

Среди религиоведов до сих пор нет единого мнения по поводу того, можно ли считать индуистские, буддистские, джайнистские и кришнаитские мантры молитвами. Спорно и то, можно ли считать молитвой механический процесс вращения молитвенных барабанов в ламаизме.

Мантры – это священные тексты на санскрите, принятые в вышеперечисленных религиях. Как правило, от верующих требуется точное повторение её звуков.

Значение имеют как слова мантры, так и каждый звук в них. Одна из наиболее известных мантр — сакральный звук «Ом».

Российский богослов Алексей Ильич Осипов считает, что мантры отличны от православных молитв. Он пишет: «Мантры, будучи чем-то внешне похожими на молитву, точнее на молитвенные заклинания, имеют совершенно другой характер.

Они сопряжены с верой в действенность самих произносимых слов, часто, безотносительно к пониманию их смысла.

Это находим в индуистской практике, например, в мантра-джаппа, призывающей человека как можно больше, чаще, быстрее произносить имя божие, которое само по себе очищает человека, приводит его в состояние самадхи».

Чтение мантр часто проходит при помощи четок. В буддизме традиционное количество бусин в четках — 108. Каждая бусина четок используется дважды: в первый раз, когда практикующий произносит полный круг мантр — 108, во второй, когда количество начитанных мантр превышает 1000, то есть 10 раз по 108.

Индуистские чётки-ожерелье (рудракша) обычно содержат 108, 54 или 50 (по числу букв индийского алфавита) зёрен.

В индуизме также существует практика ранголи, которую иногда также условно соотносят с молитвой. При её совершении на плоскости красками или песком рисуется определенный орнамент. Тибетские монахи при помощи практики ранголи создают песочные мандалы.

Источник: https://cyrillitsa.ru/actual/27369-kak-molyatsya-v-raznykh-tradiciyakh.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.