Молитва в последний путь вы провожаете меня

Содержание

Как провожать в последний путь – Женская Санга

Молитва в последний путь вы провожаете меня

Статья подготовлена по рассказам моей наставницы, советам и наставлениям Кишори Кишора Даса, практики Согьяла Ринпоче, высказываниям христианских святых и других чистых душ, к которым я обращалась с этой темой. Приношу всем им низкие поклоны и сердечную благодарность за то, что раскрыли такое важное знание!

  • Что делать, когда умирает близкий человек?
  • Как помочь ему?
  • Как облегчить путь его души?

Такими вопросами задается каждый из нас хоть раз в жизни. Женщине — жрице дома и очага — важно владеть знанием о том, как помогать близким после смерти. Именно через нее могут свершаться исцеляющие обряды и духовные ритуалы. Владеющая этим знанием женщина передает его детям, тем самым лишая их страха смерти, отвечает на один из самых важных вопросов жизни.

Все мы когда-то были на похоронах. Мы знаем, что там происходит: слезы, причитания, помин с алкоголем, черная сырая земля и ощущение пустоты и безысходности. Но помогает ли это душе уходящего? Помогают ли такие проводы душе возвышаться и достигать высших миров? Легка и спокойна ли эта душа?

Рассмотрим, что происходит с личностью после смерти, и разберемся, что же на самом деле облегчает путь наших близких в других мирах.

На пороге смерти

Часто у нас бывает возможность пообщаться или побыть с личностью за несколько дней до смерти. На этом этапе мы уже можем помочь человеку, если придем к нему со спокойным настроением и благожелательностью. Если человек в сознании, то вы можете поговорить с ним, уверить его, что бояться нечего, рассказать ему о Боге, попросить думать о Нем.

Последняя наша мысль в значительной степени определяет наше следующее воплощение.

Положите у кровати умирающего листья дерева туласи: оно отгоняет злых духов и призраков, очищает душу, помогает при выходе из тела уйти в высшие сферы. Будет очень хорошо, если вы оденете на умирающего бусы из туласи.

Если человек без сознания, то читайте молитвы в вашей традиции, говорите о Боге, о том, куда уходят души после смерти и как себя там вести.

В ведической культуре можно читать девятую главу Бхагавад-Гиты, в буддийской традиции принято читать Тибетскую книгу мертвых, можно читать Библию (послания, где описывается путь души после смерти).

Можно включить спокойную духовную музыку. Вибрации святых слов очень сильно влияют на сознание.

Если человек болеет перед смертью, испытывает очень сильную физическую боль, то нужно делать пожертвования святым людям, помогать нуждающимся в его честь, кормить людей — это облегчит его карму, и в момент смерти боль отпустит его, чтобы он мог думать о Боге.

Не нужно плакать, причитать, говорить: «Что я без тебя буду делать?» Это лишь усложняет процесс отделения души от тела. Каждому отведено определенное время. Когда оно заканчивается, душа должна покинуть тело.

Это естественный процесс. Не мешайте душе близкого слезами и криком. Нужно, наоборот, успокаивать личность, говорить, что вы справитесь, что вы позаботитесь, о ком нужно, чтобы умирающий уходил спокойно и легко.

Когда смерть тела наступила

Когда душа вышла из тела, очень важно для родственников быть спокойными и умиротворенными, если они хотят блага для ушедшего. 40 дней после выхода из тела душа находится на Земле в тонком теле.

Она все чувствует и видит, но не может физически воздействовать. Если у человека очень сильное тонкое тело, то он может даже физические действия совершать, но это большая редкость.

Поэтому очень часто после фактической смерти есть ощущение, что личность где-то рядом.

В эти 40 дней личность приходит в те места и к тем людям, к которым была привязана в физической жизни. Часто они остаются в своем доме, приходят к любимым.

Именно поэтому 40 дней после смерти не нужно выкидывать вещи, делать перестановку, делить имущество, чтобы не причинять боли уходящей душе. Важно закрыть зеркала, потому что душа в тонком теле еще некоторое время ассоциирует себя с телом, которое умерло.

Но если она подойдет к зеркалу, то не увидит себя (тонкое тело невидимо), и это может ее напугать или даже разозлить, ввести в панику, что также помешает спокойно уйти из мира.

В первый день после смерти душа в тонком теле обычно находится рядом с физическим телом, потому что у большинства людей очень сильное самоотождествление с телом. Для большинства душ это огромный шок. Во многих древних традициях принято сжигать тело, чтобы у души произошло с ним разотождествление.

В противном случае, она привязывается к мертвому телу и часто не может покинуть мир, пока тело полностью не разложится. Именно поэтому на кладбищах такая жуткая энергетика: там очень часто живут души в телах призраков, ожидая полного уничтожения физического тела. Они очень несчастны, и им очень тяжело психически это проживать.

Психика ведь в тонком теле находится, поэтому призраки способны чувствовать даже в большей степени, чем люди.

Если у вас нет каких-то жестких убеждений, то лучше в качестве захоронения тела использовать кремацию, а прах можно развеять над священными реками или закопать недалеко от энергетически чистых мест.

Если же вы все же вынуждены, по убеждениям родственников, хоронить тело в земле, то рекомендуется окропить могилу водой из священных рек и посыпать туда немного сухого коровьего навоза или пыли из святых мест.

Это сильно облегчит энергетику.

Первый день

Что мы можем сделать для души, только что оставившей тело?

Нужно понимать, что личность в тонком теле испытывает огромный ужас. Наша задача — не умножать этот ужас, а успокоить его и читать священные писания о том, как жить после смерти. Это самое главное — успокоить. Вы почувствуете, когда душа успокоится. В помещении сразу сменится энергетика, будет легче и свободнее дышать, появится ощущение света.

Можно поставить тихо запись молитв истинного верующего или святого человека. Это придаст душе спокойствия. Помните: личность все еще слышит и видит вас, поэтому говорите с ней. Успокойте ее своим знанием: скажите, что будете делать для нее ритуалы и молиться, поддерживать в этом пути, что все будет хорошо, главное — помнить о Боге.

Через какое-то время душа успокоится, тогда нужно предложить ей пищу и воду.

Жажда, голод и многие другие чувства на самом деле находятся в тонком теле, поэтому ушедшие с плотного плана еще какое-то время хотят есть и пить. Кто занимался различными медиумическими практиками, мог с этим сталкиваться, когда души, которые еще не ушли далеко, обращаются с просьбой, чтобы их покормили.

Я помню случай, когда увидела призрака какого-то дедушки. Он сказал мне, чтобы внучка — назвал ее имя — покормила его, что он очень хочет есть. Просил риса или похлебки. Я написала этой девушке, и она ответила, что у нее дедушка не умирал, что он живет очень далеко. Когда она ему позвонила, оказалось, что он умер на днях…

Сварите рис (это одно из лучших блюд для ушедших) и приготовьте чистую воду, предложите это все Богу перед иконой, а затем в отдельной тарелке предложите принять подготовленное умершему (через фотографию). Ознакомьтесь с подробным описанием этой практики >>

Сорок дней

Следующие дни — это обычно похороны. Повторюсь: нужно сохранять спокойствие и умиротворенность. Не нужно никаких трагических речей, ставить любимую музыку для него и напиваться. Это не только привязывает личность к материальному миру, но и ухудшает его состояние.

В ведах говорится, что любые греховные действия в момент погребальных обрядов усугубляют положение усопшего.

Поэтому если все близкие пьют алкоголь, едят мясо и грустят, то все это берет на себя уходящая душа. Вот так «помощь», не правда ли?

Особенно важно сохранить вегетарианство на поминках, потому что если в честь умершего съедают какое-то животное, то эта энергия переходит к нему, и он может даже в следующей жизни воплотиться в теле такого животного. Поэтому пусть на поминальном столе будет как можно больше освященной вегетарианской пищи. Чем больше освященной пищи съедят, тем больше блага уходящему.

Со дня смерти по девятый день очень благоприятно ежедневно предлагать освященную пищу фотографии умершего. Также можно читать священные писания, которые готовят его к пути в иные сферы, совершать ради этого человека пост или аскезы и плоды отдавать ему. Все это улучшает благочестивую карму и помогает уйти в светлые миры.

На санскрите сын называется «путра», а дочь — «путри», что дословно переводится, как «освобождающие от оков ада». И это неслучайно: потомки могут вытащить своих предков из ада на любом этапе их нахождения там. Это происходит через очищение кармы рода и благочестивые поступки.

Когда мы освобождаем своих предков и родственников от низших миров, они дают нам свои благословения. Род начинает процветать.

Поэтому в древних культурах всегда заботились о душах предков. Это можем делать и мы.

40 дней душа на земле вспоминает свои уроки, осознает свои ошибки, к ней приходят важные понимания и осознания. Поэтому чем больше духовной энергии будет у ее родственников, тем более глубокие и светлые реализации будут у нее.

На еще более глубоком сакральном уровне первые 40 дней дух идет к Богу смерти, или в Чистилище, где будет решаться его судьба в связи с тем, как он прожил жизнь. И на этой дороге он видит свои ошибки, грехи.

Очень многое зависит от помощи родственников: они могут сильно облегчить его карму своими подношениями и сделать этот путь легким и спокойным. Именно поэтому первые 40 дней нужно особенно сильно молиться о близком.

Судьба души

На 41-й день выносится вердикт.

И этот день также является очень важным.

Сейчас нужно совершить серьезное пожертвование, хорошо накормить большое количество людей освященной едой, раздавать подаяния, сажать деревья, помогать священнослужителям, держать серьезную аскезу или сухой пост в его честь, способствовать строительству храмов и проведению духовных встреч. Это улучшит его благочестивую карму, ведь там мы расплачиваемся силой своего благочестия.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим: вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст.

В 41-й день определяется дальнейшая судьба души, ее следующее воплощение на основе того, что он сделал в жизни, и запаса хорошей кармы.

После 41-го дня многие души получают новые воплощения, поэтому вы можете начать разбирать их вещи, освобождать их комнаты и т.д.

Но даже после воплощения в другом теле энергетическая связь с родственниками остается и влияет на нас, поэтому, сколько бы времени ни прошло с момента ухода родных, никогда не поздно начать помогать им через подношение пищи и чтение молитв.

Цитирую свою наставницу: «Особую роль женщина играет в предложении пищи умершим родственникам. Связь между умершими людьми и их потомками остается очень долгое время. И качество жизни на тонких планетах напрямую зависит от качеств потомков, живущих в этом мире.

Если потомки греховны, то предки могут пойти в ад за то, что не смогли воспитать достойное потомство. Энергетическая связь не исчезает даже тогда, когда предки воплотились в новых телах. Эта связь остается, и женщине нужно сорганизовать мужчин, чтобы они предлагали умершим.

Умершим не нужна грубая физическая пища: им нужна тонкая составляющая этих подношений. Культура Китая и Кореи очень мудра. Они заботятся о предках, делают большие подношения на протяжении всей жизни. В Индии каждый день предлагают умершему освященную пищу.

Освященная пища помогает жить на тонких планетах и даже пройти мимо ада, который был ей предназначен».

Ритуалы можно делать всей семьей и поодиночке, они в любом случае будут иметь силу.

Ритуалы во благо ушедших душ

Резюмирую и перечислю все действия, которые благоприятно совершать после ухода души из тела.

  • Предлагать освященную пищу и воду.
  • Молиться за эту душу.
  • Всякий раз, как умерший будет «приходить» вам в голову, читать молитву или мантру в его честь.
  • Посадить деревья.
  • Накормить людей освященной пищей в качестве помина.
  • Жертвовать священникам и на развитие духовности.
  • Держать аскезу или пост.
  • Посылать свет и любовь этой душе.
  • Читать Библию / 9-ю главу Бхагавад-Гиты / Тибетскую книгу мертвых.
  • Включить запись голоса святой личности, повторяющей мантры или молитвы.
  • Сохранять спокойствие и благодарность.
  • Отказаться от употребления мяса, рыбы, яиц и алкоголя.
  • Очень благоприятно кормить коров от лица умершего.
  • Сильной аскезой считается отрезать волосы.

Все это делать можно не только для умерших взрослых людей, но и для самоубийц и абортированных детей — они также являются полноправными членами рода.

Сохранять культуру погребальных ритуалов необходимо: от нее очень многое зависит не только в грядущей жизни нашего родственника, но и в жизни нашего рода и наших детей. Женщины держат это благополучие в своих руках. Управляйте им, станьте светочем в своем роду!

Источник: https://womansanga.ws/kak-provozhat-v-poslednij-put/

В последний путь. православное поминовение усопших

Молитва в последний путь вы провожаете меня

Умер кто-то из близких… Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.

Только вот порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ни гроб, ни поминки не требуются. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли. И только одно ему от пас нужно, и нужно чрезвычайно. Это молитва.

Как помочь ближнему на смертном одре


Пути Господни неисповедимы. Случается так, что человек, всю жизнь проживший без Бога, на пороге смерти обретает веру, желает принять Крещение – то самое Таинство, о котором сказал Спаситель: “Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3, 5). Но нет рядом священника…

 В такой ситуации долг всякого православного христианина – совершить Крещение “страха ради смертнаго”. Для этого нужно освященной или даже обычной водой трижды омыть (окропить) болящего, произнося при этом: “Крещается раб Божий (полное православное имя), во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь” .

Это Крещение считается действительным, и если больной выздоравливает, оно восполняется уже в храме таинством Миропомазания. Крестить человека, находящегося в бессознательном состоянии, против его воли, пользуясь его телесной слабостью, ни в коем случае нельзя. Цель не оправдывает средства.

Бывает и так, что крещеный, но далекий от Церкви человек на пороге смерти хочет покаяться в грехах. И здесь каждый православный христианин, конечно, если совсем невозможно позвать священника, обязан принять исповедь умирающего.

Спросить о тяжких грехах – убийствах, абортах, супружеских изменах, разврате во всех формах, воровстве, пьянстве, участии в сектах, связи с сатанинскими силами посредством астрологов, экстрасенсов и знахарей. После исповеди, тайну которой надо сохранять до гроба, вознести Богу горячую молитву о том, чтобы Он помиловал кающегося.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении – только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Заказать в монастыре в Иерусалиме

Наша помощь усопшему


Умер кто-то из близких… Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.

Только вот порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ни гроб, ни поминки не требуются. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли. И только одно ему от пас нужно, и нужно чрезвычайно. Это молитва.

После смерти тела душа или наследует вечное блаженство, или отходит на вечную муку. Это зависит от того, как была прожито земная краткая жизнь. Но немало зависит и от молитвы за умершего.

Есть в Житиях Святых рассказ о преподобном Макарии Великом, который молился за всех, ушедших в мир иной. Однажды в пустыне он увидел череп, который силой Божией поведал Макарию о том, что даже самые лютые грешники по его молитвам получают некоторые облегчения от страданий.

Первейшей и непреложной обязанностью всякого верующего является организация отпевания своего усопшего сродника.

Экономить можно на чем угодно, но только не на отпевании! Оно должно совершаться на третий день смерти, не раньше (при этом день кончины – первый, даже если человек умер за несколько минут до полуночи); лучше, если оно произойдет в храме или на кладбище. В крайнем случае можно отпеть заочно.

Во чтобы то ни стало нужно предать усопшего земле. Кремация – чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культур. Даже если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту волю не грешно.

 В девятый и сороковой день после смерти нужно заказывать в храме панихиды – моления о прощении грехов усопшего. Особенно важен сороковой день, в который совершается частный суд Божий над душой, определяется ее участь до Второго Пришествия Христа.

Заупокойная молитва будет действеннее, если в памятные дни кто-либо из родственников почившего причастится Святых Христовых Тайн.

Панихиды нужно совершать и в дальнейшем, в дни рождения, смерти, именины покойного. Подавать записки в алтарь и ставить свечи о упокоении можно каждый день.

На кладбище нельзя оскорблять память почившего пьянством, лить водку на могильный холм. Лучше затеплить свечу, помолиться, прибрать могилу. Дома, на поминках, русские люди вкушают особую пищу – кутью (рис с медом или изюмом), блины, кисель. В постный день и пища должна быть постной.

Хорошо заказывать в храме долгосрочные поминовения – на сорок дней (сорокоуст), полгода или год. В монастырях принимаются вечные (пока стоит обитель) поминовения усопших.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой  милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка.

И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги.

Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Заказать в монастыре в Иерусалиме

Можно ли отпевать иноверцев?


Этот вопрос неоднократно поднимался и в прошлом, и в наши дни. Обратим внимание на то, что спрашивается не о том, можно ли вообще молится об умерших иноверцах, а можно ли их отпевать и служить по ним панихиды.

Необходимо различать эти два вопроса: просто молитвы за умерших инославных христиан и совершении над ними православного чина. Частная, келейная молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы…

Но чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый есть верный член Православной Церкви.

Охраняя чистоту своего Православного учения и всего богоустановленного порядка жизни, Церковь искони запрещала епископам, клирикам и мирянам вступление в молитвенное общение не только в храме, но и на дому со всеми еретиками, раскольниками и отлученными от церковного общения.

Строгость, с какой Церковь оберегала своих чад от опасности заражения какой-либо ересью, простиралась до того, что священнослужителям было возбранено совершать молитву или срященнодействие даже только в присутствии еретиков.

В основе этих канонических постановлений лежит вечное слово Христово: “аще и Церковь не послушает (брат твой), буди тебе, якоже язычник и мытарь” (Мф. 17,18).

Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.

Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивляющей бескровной жертвы и никакой молитвы вообще: последняя явно возбраняется апостольским словом (1 Иоан. 5, 16).

Следуя апостольским и отеческим заветам, Церковь молится только о упокоении православных христиан, в вере и покаянии скончавшихся – как живых членов Тела Христова.

Сюда могут относиться и те, кто прежде были в числе отпадших, но потом раскаялись и соединились с Церковью.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений.

Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички.

Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Заказать в монастыре в Иерусалиме

Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения

SocButtons v1.5

Источник: http://simvol-veri.ru/xp/v-posledniie-put.-pravoslavnoe-pominovenie-usopshix.html

Час разлуки мне настал. Как Алтай проводил в последний путь своего артиста

Молитва в последний путь вы провожаете меня

В церкви жарко от свечей, кто-то распахивает двери и подпирает их кирпичом. Женщина в черном платке и пестрой куртке скороговоркой читает отходную молитву:

— Аллилуйя, аллилуйя, слава тебе, Господи…

Мимо гроба идет и идет народ, «деревенские русские люди». Лицо Золотухина темным воском выделяется на венке из белых цветов. Цветов очень много: дорогие, в красивых корзинах, охапкигвоздик и роз, наивные бумажные пионы.

У гроба сидят Тамара Золотухина, Ирина Линдт с Ваней, племянница Валерия Сергеевича Надежда, другие близкие, друзья, коллеги: «Мы большой делегацией приехали, полторамикроавтобуса», — говорят актеры Театра на Таганке. Тамара держит прямую осанку скрипачки, Ирина, в черном платке, сгорбилась, наклонилась над Ваней и, не отрываясь, смотрит на покойного. Ваня очень утомлен, он все время клонится к матери.

В алтарь проходит Дионисий, священник, старший сын Валерия Сергеевича.

— И сыновья его, внуки Валерия, здесь, все здесь, — объясняет Наталья Федоровна. — А Дионисий, он же нам на Пасху куличи святил, и мне его слова запомнились. Бабушки пришлии говорят: «Наш батюшка не так святит». А он сказал: «Я не знаю, где ваш батюшка учился, я в Московской семинарии. Меня как научили, так я и делаю, а как правильно — один Богзнает».

— Правильно, золотые слова, — соглашаются все.

— В Интернете люди с ума сходят, наследство делят: хоромы здесь, дома в Барнауле, — негромко рассказывает друг Золотухина Олег Гурьев. — Не было у него ничего этого. У насбыстроистокское землячество в Барнауле, Валерий был наш почетный президент. Он всегда был с нами, а мы были с ним…

Разговор поддерживают: у каждого есть своя история про Золотухина (простой, песни пел), в его дома-хоромы никто не верит.

На улице холодно, с грязно-серого неба падают колючие снежные крошки.

Больше тысячи человек из Быстрого Истока, Бийска, Покровки и соседних деревень облепили ограду и крыльцо районнойадминистрации — оттуда хорошо видно, что происходит во дворе храма.

А там мужики укрепляют дно могилы какими-то досками, устанавливают сингуматор — лифт для гроба. Холм земли укрытеловыми ветками, на которые брошена красная гвоздика, неподалеку простой деревянный крест.

— Хорошо, он такое завещание сделал, чтобы его здесь похоронили, — говорит кто-то в толпе. — Некоторые говорят: зря, надо было к отцу-матери положить. Не зря, мы вот из Покровки: приехал, подошел, поклонился. А кладбище у них далеко.

Погода еще портится, становится совсем уж ноябрьской. Люди кутаются в капюшоны и шарфы, не расходятся, переговариваются:

— Это сестра его там сидит? Похожа.

— А сам он не походит на себя. Но лежит: ни морщинки, ничего. Такой хороший. Господи! А ведь сегодня уже шестой день.

— А вон тот мощный, в очках, и есть священнослужитель Дионисий.

— Денис?

— Да. Он так всем и сказал: «Мы Ванечку не оставим, поможем».

Разговоры сводятся в основном к одному: уходят последние актеры из золотой плеяды советского кино, уходят люди из светлого прошлого, свидетели времени, когда все были молоды и счастливы, а в каждой деревне кипела жизнь:

— А сейчас что? В нашей Покровке сорок три человека от самогонки померло, детей все в город отправляют. Скоро ничего не останется.

В церкви продолжается служба. Все по очереди подходят к гробу, прощаются. Ваня целует отца в макушку, гладит его по голове.

— Ванечка устал, — шепчут женщины.

— Вчера ему вообще плохо было.

— Совершим краткую литию, чтобы Господь успокоил его в селениях райских в надежде на воскрешение и жизнь вечную, — говорит епископ Барнаульский и Алтайский Максим.

— Господи помилуй, господи помилуй, — поднимаются к куполу прекрасные женские голоса.

Владыка говорит о духовном пути Золотухина: он старался быть прихожанином, незаметным и скромным, это был человек, которому господь позволил построить храм, — не каждый допускается до этого богоугодного дела.

Потом вперед выходит близкий друг Валерия Сергеевича Виталий Кирьянов:

— Друзья, земляки… односельчане! Сегодня очень скорбный день, и трудно подобрать слова, трудно выразить то, что на душе не только у меня. Сегодня мы провожаем Валерия Сергеевичав последний путь в этом храме, который он построил, — как он и просил, как завещал.

Больше пятидесяти лет назад он уехал из Быстрого Истока на пароходе покорять Москву, и мало кто верил, что он достигнет таких вершин. Прославляя Россию, он прославлял свой духовный Алтай, он прославлял свою малую родину Быстрый Исток. И когда он приезжал на родину — а приезжал он сюдачасто, — он брал здесь силы. Он останавливался у этой Исток-речушки, откуда начинался его творческий путь.

И я знаю, что каждый свой день он начинал с молитвы. –
Виталий проводит ладонью по лицу сверху вниз, выдыхает: — Тяжело.

— И сотвори его вечную память… — потрескивают восковые свечи, сильно пахнет ладаном.

Мужчины подхватывают гроб на плечи, спускаются по ступенькам вниз, все идут за ними крестным ходом вокруг церкви.

Люди за оградой начинают хлопать в ладоши — земляки провожают своего артиста аплодисментами.

Юрий Ардашев, режиссер, актер Театра на Таганке, смотрит на аплодирующих людей, оглядывается на храм:

— Вот… Построил себе Валерий Сергеевич место, откуда его в последний путь провожают…

Близкие еще раз подходят проститься, гроб опускают в могилу, все бросают по горсти холодной мокрой земли.

— У него тут родня — сноха, братова жена, брата Володи. Будут ухаживать за могилочкой, — объясняет вполголоса пожилая женщина.

Звонят-заливаются колокола: прошло больше 50 лет, и его пароход вернулся из далеких морей обратно к Исток-речушке. Не зря он держался за свою землю всеми пальцами: не было у него, видно, иногопристанища.

Последний поклон

Барнаул, 4 апреля. У Молодежного театра прохожих останавливает большой портрет артиста, очеркнутый черной полосой, рядом оповещение: прощание начнется в 11 часов.

В 9.30 люди уже теснятся на входе в театр, многие с красными гвоздиками в руках. Стоят и смотрят, как мимо то и дело проносят венки.

В раскрытые двери комнаты охранников видно директора театра Татьяну Федоровну Козицину. Она смотрит в окно, по ее лицу катятся слезы.

«Да, — вздыхает кто-то, — Золотухин для всех нас был… как Шукшин».

К людям выходит артист Игорь Кошкарев: «На улице холодно, кассовый зал открыт, проходите туда, если что».

Зеркала в фойе закрыты черной тканью, напротив двери установлен большой портрет Валерия Сергеевича: он сдерживает улыбку, из-под пижонского шарфа в мелкую клетку выглядывает бантгеоргиевской ленты.

Козицина показывает большую тетрадь в линейку: «Мы тут сделали Книгу Памяти». Вскоре в ней появятся первые записи: «От б-истокских земляков низкий поклон тебе, ВалерийСергеевич, за то, что научил любить малую родину».

Режиссер Дмитрий Егоров щурит воспаленные от бессонницы глаза — прилетел из Петербурга на одни сутки проститься.

Накануне все обсуждали некролог, опубликованный им в «Петербургскомтеатральном журнале»: «Надо было ехать на фестиваль, а театру не давали денег на выезд — он звонил губернатору.

Надо было приехать и подстраховать возможно неугодный спектакль —он приезжал и подстраховывал. Надо было сыграть — он приезжал и играл».

Другого художественного руководителя в этом театре не будет: невозможно заменить Валерия Золотухина.

…Гроб стоит на сцене, и сразу вспоминается, как еще в ноябре Валерий Сергеевич вместе с учениками выходил сюда в спектакле «С любимыми не расставайтесь». Сейчас он лежит в гробу, а его ученики, все в черном, сидят рядом — прощаются.

Сцена уставлена венками: «…от сына Дениса с любовью», «…любимому художественному руководителю» — написано на лентах.

В 10.12 в зал пускают людей — они медленно проходят к сцене, поднимаются, проходят мимо гроба. Многие останавливаются поклониться, перекреститься, некоторые успевают сказатьсоболезнования Тамаре и Ирине.

Люди идут весь день — такое чувство, что пришел весь город. Цветы укладывают сначала на специальную приступочку, потом — вдоль всей сцены, потом собирают их в огромные охапки.

Экран на сцене показывает беззвучные кусочки фильмов, где молодой Золотухин хохочет, поет, скачет на коне, пляшет… Победитель, герой, друг самых лучших мужчин и возлюбленный самых красивых женщин,артист, способный держать любой зал; но все это в прошлом, все кончилось, и теперь он на сцене своего театра в последний раз.

Очередь к театру растет, змеится далеко по Советской — церемонию прощания продлят, но все равно зайти и попрощаться смогут не все. Без очереди проходят какие-то организованные колонны:«Сколько привилегированных», — вздыхают люди на крыльце и говорят, что это не то сотрудники налоговой инспекции, не то чиновники какой-то районной администрации.

Те, кто уже попрощался, задерживаются на выходе из театра, разговаривают:

— Наши сибиряки сильные личности! Это даже не обсуждается. Живем мы нище, но марку держим, Верок Сердючек наши артисты не играют. Они самые лучшие, один Валерий Золотухин чегостоил…

Факт

Валерий Золотухин умер 30 марта на 72-м году жизни. 4 апреля с ним прощался Барнаул. 5 апреля артиста похоронили на родине, в Быстром Истоке.

Источник: https://altapress.ru/zhizn/story/chas-razluki-mne-nastal-kak-altay-provodil-v-posledniy-put-svoego-artista-105604

Провожая близкого человека в последний путь, не делайте этого, пожалуйста

Молитва в последний путь вы провожаете меня

К сожалению, жизнь устроена так, что всем нам приходится терять близких. Это очень трудно и больно, а еще неминуемо влечет за собой целую вереницу обрядов. Все их нужно выполнить, чтобы оказать последнее уважение умершему. При этом важно сделать всё правильно, ничего не упустить, чтобы не навлечь беду на себя и свою семью.

Погребальный обряд

Похороны — это событие трагическое и очень болезненное, а еще оно наполнено мистицизмом. Ведь это время, когда границы между мирами истончаются, по мнению экстрасенсов. Во всём этом процессе есть свои правила, суеверия, традиции, о которых нужно знать и помнить.

Занавесить все зеркала в доме

Пожалуй, самая известная примета. Это уже даже не примета, а строгое правило. Сразу после смерти в доме умершего нужно занавесить все зеркальные поверхности плотной тканью. Это нужно, чтобы душа покойного не провалилась в зеркальный мир и не оказалась в этом мире навсегда. На протяжении 40 дней зеркала не открывают, ведь считается, что душа всё это время находится в нашем мире.

Родственникам нельзя нести гроб

По обычаю, гроб умершего нужно нести на руках, но родственникам этого делать ни в коем случае нельзя, чтобы покойник не думал, что его смерти рады. Хотя некоторые немного иначе трактуют эту примету: родные не должны нести гроб, чтобы не отправиться следом. Ведь кровь тянется к крови.

Мерку с покойника вместе с ним и кладут

Это касается всех вещей, которые контактировали с уже мертвым человеком. Поэтому мерку, которую снимали для гроба, веревки, которыми были перевязаны руки и ноги покойного, обязательно кладутся в гроб. Все эти вещи часто используются в магических ритуалах, поэтому оставлять их очень опасно.

Еловые ветки у порога

Эта традиция соблюдалась всегда. Считалось, что нужно положить возле порога еловые ветки, чтобы родственники и друзья, которые пришли попрощаться с усопшим, не унесли смерть в свой дом.

Нельзя оставлять покойника одного в доме

И не только в доме, а даже в комнате. С усопшим постоянно должен кто-то быть. Считается, что душе усопшего нужна поддержка, поэтому возле гроба нужно читать псалмы и молитвы.

После того, как из дома вынесли гроб

Тот, кто последний выходит из дома, заметает и моет полы за покойником. Метут и моют только от порога, а не наоборот. После того, как это всё сделано, веник и тряпку обязательно выкидывают. Пока гроб находится в доме, нельзя убирать и подметать.

Расческа усопшего

Гребень, которым причесывали покойника, либо кладут вместе с ним в гроб, либо потом выбрасывают в речку. Эта вещь считается нечистой, ее нельзя ни отмыть, ни отчистить. Лучше всего выбросить ее в речку. Важно, чтобы этой расческой больше никто не расчесывался.

Вернувшись с похорон

По возвращении домой, нужно притронуться к печке. Эта примета возникла очень давно и связана с тем, что печь отождествляет стихию огня. Старшие люди говорят, что, прикоснувшись к печке, можно сжечь все плохие приметы. Если нет печи или чего-то подобного, нужно зажечь свечу, она тоже поможет сжечь всё плохое.

Детям и беременным на похороны ходить нельзя

Действительно, такая примета существует, и сохранилась она еще с давних пор. Даже если умер очень близкий человек, на кладбище малышам и женщинам в положении идти не рекомендовалось. Но это не строгий запрет, по крайней мере сейчас.

Уходя с кладбища, нельзя оборачиваться

Считается, что после похорон, когда все уже уходят с кладбища, нельзя оборачиваться назад, даже если тебя окликнули.

Перевернуть мебель

Предмет мебели (лавку, стулья, стол), на котором стоял гроб, нужно перевернуть вверх ножками, когда его повезут на кладбище. Поставить мебель обратно можно только спустя сутки. Еще есть примета, которая предписывает положить топор на то место, где стоял гроб. Всё это нужно, чтобы в доме не было еще одного покойника.

Похоронная процессия

Как говорят обычаи, если мимо твоего дома проходит похоронная процессия, нельзя, чтобы в доме кто-то спал. Говорят, что покойник может утащить спящего за собой. Нельзя смотреть в окно на процессию, лучше задернуть шторы и побыть в тишине. Нельзя перебегать дорогу похоронной процессии. Считается, что, если покойный болел, перебежавший дорогу может забрать его болезнь себе.

День похорон очень сложный и болезненный, но провести его нужно правильно, как бы то ни было. Важно соблюдать все правила, провести поминальный обед и отдать дань уважения усопшему. Некоторые свято верят в эти приметы, а другие считают их суеверием. Для себя ты волен решать сам.

Источник: https://korysno.pro/provozhaya-blizkogo-cheloveka-v-poslednij-put-ne-delajte-etogo-pozhalujsta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.