Молитва в торжество православия

Содержание

Торжество православия 17 марта 2019

Молитва в торжество православия

В первое воскресенье Великого поста верующие отмечают празднество, именующееся Торжеством православия. Узнав о традициях и особенностях этого праздника, вы сможете провести его правильно.

Начало Великого поста считается самым строгим временем для каждого верующего человека. Каждый день первой седмицы имеет особое назначение, а порой даже и исторический подтекст, который следует знать всем.

Первый воскресный день Великого поста был назван Торжеством православия. Праздник несет в себе важный духовный смысл и посвящен победе православного мира над ересью иконоборчества. Событие отмечается 17 марта 2019 года.

К оглавлению

История праздника

Празднество посвящено событиям Константинопольского собора. В далеком прошлом, а именно в восьмом веке, началось восстание иконоборцев, затянувшееся в итоге почти на сто лет.

Конец ереси иконоборчества положила царица Феодора. С ее помощью святые иконы были возвращены в свои обители, а гонения православных христиан закончились.

С тех пор осталась традиция встречать праздник и проводить праздничное богослужение.

К оглавлению

Как отмечается Торжество православия

В 2019 году Торжество православия выпадает на 17 марта. Этот праздник посвящен победе не только над иконоборчеством, но и над другими расколами, которые переживали православные верующие.

Традиции праздничного дня

В современном мире во всех храмах и церквях 17 марта состоятся праздничные службы во славу Господа. На ней священнослужители возлагают анафему всем отступникам и еретикам, которые оскорбляют православную веру. В завершении службы анафема налагается на всех, кто своими действиями и высказываниями выступает против религии:

  • утверждающих, что мир создан не с помощью Божественного провидения;
  • говорящих о Боге как о простом человеке, который не был призван в наш мир для спасения всего человечества;
  • отрицающих и отказывающихся от соблюдения правил православной жизни;
  • не верящих в непорочное зачатие Девы Марии;
  • отрицающих кары небесные, существование Ада, Рая и Страшного Суда;
  • высмеивающих иконы и отказывающихся верить в их чудотворные способности.

Анафема снимается с тех, кто раскаялся в своем заблуждении, принял Господа как своего Учителя и Покровителя. В некоторых случаях церковь может снять анафему уже посмертно, учитывая праведные деяния отступника.

Празднование начнется с вечера 16 марта. Прихожане соберутся в храмах на всенощное бдение. После праздничной литургии в центре церкви церковнослужители установят святые иконы Христа и Богородицы. Они станут напоминанием о том, что каждый верующий имеет право поклоняться иконам и служить Господу. После этого все желающие смогут помолиться святым перед их чудотворными образами.

В день празднования церковь разрешает верующим отступиться от сухоядения, предписываемого постом, и побаловать себя блюдами, приготовленными на пару. Разумеется, ни о каком мясе и молоке речи и быть не может — эти запреты по-прежнему актуальны.

К оглавлению

Три главные молитвы

Торжество Православия является значимым событием в православном мире. В этот день посетите церковь вместе со своими близкими, вознесите молитвы Высшим Силам и попросите у них покровительства. Тем, кто не может отправиться в храм Божий, можно помолиться дома, перед иконой Богоматери или Господа.

Есть три молитвы, которые произносятся в различных жизненных ситуациях. Они способны помочь найти выход из любого положения.

Молитва о защите и помощи

  • «Господи Всемогущий! К Тебе обращается раб Твой верный (имя). Спаси, Господи, в немощи моей. Дай увидеть путь, во тьме от меня сокрытый. Помоги в сомнениях моих не погрязнуть, защити от противников моих и злопыхателей. Не дай свернуть с дороги, Твоим светом озаренной. Укрой меня от происков диавольских, да не посягнут они на душу мою, Тобой данную. Аминь».

Молитва для обретения счастья

  • «Богородице Дево! Ты, Богом избранная для миссии святой, в веках прославленной. К Тебе за помощью обращаюсь. Благослови, Дева Мария, раба Божьего (имя), да помоги обрести счастье истинное, трудами праведными достигаемое. Не отврати взора своего да благослови на успех моих исканий. Да не в обиду роду людскому, не корысти ради и не по наветам тружусь я. Во благо себя и семьи своей, да для счастья своего и ближних моих. Помоги, Мати, огради от бед и горестей да помоги обрести любовь истинную, Богом данную. Аминь».

Молитва о прощении грехов

  • «Господи Боже! К Тебе взываю. Душу свою и тело вручаю Тебе, все свои чувства и дела. Милосердный Боже, избави меня от греха, направь помыслы мои на благодеяния да не оставь в час сомнений и робости пред противниками моими и делами неразрешимыми. Грехи мои на моей совести, помоги, Господи, очистить душу от черноты, меня снедающей. Руководи мной, да не иссякнет сила моя под взором Твоим. Наставь на путь истинный да убереги от дьявола, меня на злобу и предательство совращающего. Аминь».

Эти молитвы вы можете произносить в любой момент, когда чувствуете необходимость в поддержке.

Открывайте свои сердца и души перед Небесами и всеми силами сопротивляйтесь злу внешнему и внутреннему.

Священнослужители напоминают, что в Великий пост важно не только соблюдать все предписания церкви, но и ежедневно молиться, а также читать Священное Писание.

Православные верующие вступают в пост с намерением отказаться от всего неправильного, неправедного, греховного.

Поэтому необходимо бороться с искушениями и стремиться к свету, чтобы очистить душу перед самым важным христианским праздником — Пасхой.

Источник: http://krasa-lady.ru/torzhestvo-pravoslaviya.html

Неделя 1-я Великого поста. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Молитва в торжество православия

Празднование Торжества Православия было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 году, когда на Константинопольском соборе был принят догмат о почитании икон.

Особую заслугу в этом стоит отдать византийской императрице Феодоре (815— 867 гг.) – жене императора-иконоборца Феофила, регентше (842 — 856 годы) при своём сыне императоре Михаиле III.

История установления праздника Торжества Православия

VII Вселенский Собор (787г.) закрепил почитание икон. Но иконоборческая ересь, появившаяся вскоре в Греции, распространилась по многим странам. Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты своего времени.

Иконоборческая эпоха делится на два периода: с 726 по 787 г. (от указа Льва Исавра до VII Вселенского собора, созванного при императрице Ирине) и с 813 по 843 г. (с воцарения императора Льва V Армянина до созыва Константинопольского собора, установившего праздник Торжества Православия).

Миниатюра из Хлудовской псалтири: аллегорическое изображение иконоборчества. «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Художник комментирует действия иконоборцев, сопоставляя их с евангельскими событиями.

Распятие на горе Голгофе; иконоборцы, замазывающие известью икону Христа. Воин справа подносит Христу губку, напитанную уксусом, другой воин пронзает Христа копьём.

У подножия горы иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силлейский

Первым актом иконоборчества было уничтожение по приказу императора иконы Спаса, висевшей в Константинополе над воротами в императорский дворец. Видя эту кощунственную акцию, возмущенный народ растерзал чиновника, исполнявшего приказ. На это император ответил репрессиями. Борьба из сферы теоретической перешла в открытую войну.

Более 100 лет продолжавшаяся борьба породила новых мучеников, кровь которых теперь была на руках и совести христиан. Это была уже не просто борьба за христианскую веру, как в первые 300 лет до Константина, а борьба за непорочное христианство.

В первые три века христиан гнали за то, что они не хотели поклоняться идолам, и решили иконоборцы, что иконы – те же самые идолы. И пошли императоры с патриархами опять гнать верующих.

Полились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

В 825 году на Византийский престол вступил император Феофил. Он был вторым византийским императором и крестным сыном Льва V Армянина. Феофил получил отличное образование под руководством учёного Иоанна Грамматика, известного иконоборца, возведенного при Феофиле на патриарший престол. Супруга Феофила была армянского происхождения.

Родители были сторонниками иконопочитания и воспитали свою дочь очень набожной. Император выбрал её женой на смотре самых красивых девушек империи. Вместе с Феодорой в императорской семье появилось тайное иконопочитание. Её супруг продолжал политику своего отца императора Михаила II в области иконоборства.

Феодора хоть и пыталась оказывать поддержку своим друзьям, но сама была вынуждена скрывать от мужа и придворных иконы. Она прятала их под одеждой, а также во множестве ларцов в своей половине дворца.

Продолжатель Феофана описывает случай, когда Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис и без злого умысла проговорился об этом императору: «Царь все понял, воспылал гневом и, как встал из-за стола, сразу отправился к жене, осыпал ее всякой бранью и бесстыдным языком своим обозвал идолопоклонницей и передал слова помешанного.

На что она, уняв гнев, сразу ответила: “Не так, совсем не так, царь, понял ты это. Мы со служанками смотрелись в зеркало, а Дендрис увидел отраженные там фигуры, пошел и без всякого смысла донес о том господину и царю”. Так удалось ей тогда погасить царский гнев».

Историки отмечают, что практически всё окружение императора было на стороне иконопочитания, знал об этом и император.

После смерти Феофила в 842 году (в возрасте 29 лет) Феодора стала регентом на время несовершеннолетия юного монарха Михаила (ему тогда было 3 года). Империей в этот период вместе с Феодорой управлял Совет, члены которого были, как и императрица, сторонниками иконопочитания.

Восстановление иконопочитания было произведено Феодорой сразу после смерти императора Феофила. На 40-й день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Для восстановления иконопочитания необходимо было сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Иоанн был свергнут церковным собором с кафедры «за попытку самоубийства» и изгнан из церкви.

Новым константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На соборе была провозглашена необходимость восстановления почитания икон.

Собор подтверждал законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствовал иконоборчество.

Также собор вернул из ссылок всех ранее осуждённых за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле.

«Чин Торжества Православия»

Торжество Православия – это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия.

В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, возглашаются главные догматы, ею исповедуемые, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Церковь молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой.

Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению Церкви, тяжкие прегрешения перед Православной Церковью или зараженных еретическими заблуждениями.

Церковнослужители объясняют, что анафема — это факт того, что сам человек выбрал путь, отличный от пути с Церковью, она ни в коем случае не переводит человека в разряд плохого и хорошего. Но для истинных верующих анафема считается страшнейшим наказанием.
При предании анафеме, отлученный ограждается от Святых Таинств и исключается из числа верующих.

В России в разное время были преданы анафеме Е. Пугачёв, И. Мазепа, протопоп Аввакум.

В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» (Святейшим Синодом в феврале 1901); «творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918); несколько священников «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т. п. (1994); монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» (1994); Глеб Павлович Якунин, после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана (Архиерейским Собором 1997). Многие имена из списка позже были исключены. Но вот, например, Л.Н.Толстой до сих пор остается в этом списке потому, что даже перед смертью не отрекся от своих, опасных для Церкви, убеждений.

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971г.

12 анафематствований «Чина Торжества Православия», как они провозглашались до 1917 года:

1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема. 2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема. 3.

Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема. 4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема. 5.

Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема. 6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема. 7.

Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема. 8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема. 9.

Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема. 10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема. 11.

Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.

12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

Основной смысл празднования Торжества Православия

Церковь не случайно велела нам праздновать Торжество Православия в 1-е воскресенье Великого Поста, а значит вспоминать об одном большом церковном историческом событии – победе иконопочитания. Мы вспоминаем его потому, что оно имеет глубочайший догматический смысл.

Господь Иисус Христос – Бог Слово принял естество человеческое, и поэтому когда Церковь зовёт поклониться образу Иисуса Христа на иконе, на образе, мы поклоняемся Божественной Его природе и Образу Божию в нас тоже.

Образу Божию в человечестве, Образу Божию и человеческому естеству в Иисусе Христе, человеческому естеству, которое так близко к Богу в каждом из нас.

Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.

Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой.

Услышав, что в Палестине находится великий “пророк и чудотворец” Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ – первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.

Икона — прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз.

Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение — содействовать молитве.

В молитвенном созерцании иконы мы имеем общение с Первообразом, не смешивая цель и средство; видимое постигаем через невидимое, земное через небесное.

«Никто не будь столь безумен, чтобы истину и тень ее, архетип и изображение его, причину и следствие мыслить по существу тождественными» (св. Федор Студит).

Как мы чтим Библию, не поклоняясь «естеству кож и чернил», но Слову Божьему, заключенному в ней, так мы почитаем в иконе не краски и доски, а Того, чей образ написан этими красками на этой доске. Честь, воздаваемая иконе, относится к Первообразу.

Материал подготовил Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Закон Божий. О святых иконах

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/36947

Неделя первая великого поста. литургия

Молитва в торжество православия

Рече Господь: блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго. Прииде бо Сын Человеческий взыскати и, спасти погибшаго.

Что вам мнится? Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесят и девять в горах, и шед ищет заблуждшия? И аще будет обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих.

Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем. Аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего. Аще ли тебе не послушает, пойми с собою паки единаго или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол.

Аще же не послушает их, повеждь церкви; аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех.

На сугубой ектении, прибавляются прошения:

Не хотяй смерти грешных, но ожидаяй обращения и покаяния, соедини всех во Святей Твоей Церкви, молим Ти ся, Милосердый Господи, услыши и помилуй.

Устроивый мир сей в славу Твою, сотвори, яко да истинною верою и благочестием Тебе, Бога нашего, прославят, молим Ти ся, Всесильный Творче, услыши и помилуй.

Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе, Бога нашего, и ближняго своего, сотвори, да ненависти, вражды, обиды и прочия беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в сердцах наших, молим Ти ся, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй.

Иерей – возглас: Услыши ны, Боже, Спасителю наш… Певцы: Аминь. Диакон: Господу помолимся. Певцы: Господи, помилуй.

Иерей читает молитву:

Всевышний Боже, Владыко и Содетелю всея твари, наполняяй вся величеством Твоим и содержай силою Твоею! Тебе, Вседаровитому Господу нашему, мы, недостойнии, благодарение приносим, яко не отвращаешися нас беззаконий ради наших, но паче предваряеши ны щедротами Твоими.

Ты ко избавлению нашему послал еси Единороднаго Твоего Сына, и благовестил безмерное Твое к роду человеческому снизхождение, яко хотением хощеши и ожидаеши, еже обратитися нам к Тебе и спасеным быти.

Ты, снизходя к немощи нашего естества, укрепляеши нас всесильною Святаго Твоего Духа благодатию, утешаеши спасительною верою и совершенною надеждою вечных благ и, руководствуя избранных Твоих в горний Сион, соблюдаеши, яко зеницу ока. Исповедуем, Господи, великое Твое и безприкладное человеколюбие и милосердие.

Но видяще многих поползновения, прилежно Тя, Всеблагий Господи, молим: призри на Церковь Твою и виждь, яко Твое спасительное благовестие, аще и радостно прияхом, но терние суеты и страстей творит оное в некиих малоплодно, в некиих же и безплодно, и по умножению беззаконий овии ересьми, овии расколом противящеся евангельской Твоей истине, отступают от достояния Твоего, отревают Твою благодать и повергают себе суду Твоего Пресвятаго Слова. Премилосердый и Всесильный, не до конца гневаяйся, Господи! Буди милостив, молит Тя Твоя Церковь, представляющи Тебе Начальника и Совершителя спасения нашего, Иисуса Христа, буди милостив нам, укрепи нас в правоверии силою Твоею, заблуждающим же просвети разумныя очи светом Твоим Божественным, да уразумеют Твою истину; умягчи их ожесточение и отверзи слух, да познают глас Твой и обратятся к Тебе, Спасителю нашему. Исправи, Господи, иных развращение и жизнь, несогласную христианскому благочестию; сотвори, да вси свято и непорочно поживем, и тако спасительная вера укоренится и плодоносна в сердцах наших пребудет. Не отврати Лица Твоего от нас, Господи, воздаждь нам радость спасения Твоего; подаждь, Господи, и пастырем Церкве Твоея святую ревность, и о спасении и обращении заблуждающих попечение их, духом евангельским раствори, да Тобою вси руководими, достигнем, идеже совершение веры, исполнение надежды и истинная любовь, и тамо с лики чистейших Небесных Сил прославим Тебе, Господа нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

Певцы: Аминь.

Затем диакон, став на уготованном месте, возглашает:

Кто Бог велий, яко Бог наш? / Ты еси Бог, творяй чудеса Един.

Потом высшим гласом: Кто Бог велий, яко Бог наш…

И паки высочайшим гласом: Кто Бог велий, яко Бог наш…

И продолжает диакон:

Православия день празднующе, православнии людие, наипаче прославим Виновника всех благ Бога, Иже Сый благословен во веки.

Сей Бог наш, промышляя и утверждая возлюбленное Свое достояние – Святую Церковь, праотцев, преступлением отпадших, утешая неложным Своим словом, еще в раи основание ей положи.

Сей Бог наш, руководствуя ко оному спасительному обетованию, не прикровенна Себе остави, но хотящее быти спасение провозвести первее чрез отцев и пророков, живописа различными образы.

Сей Бог наш, многочастне и многообразне древле глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Имже и веки сотвори, Иже возвести Отчее о нас благоволение, откры таинства Небесная, увери силою Святаго Духа о истине благовестия, посла апостолы во весь мир проповедати Евангелие Царствия, утверди оное различными силами и чудесы. Сему спасительному откровению последующе, сего благовестия держащеся.

Веруем во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов.

Чаем воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди.

Еще же Соборы святых отец и их предания и писания, Божественному Откровению согласная, приемлем и утверждаем.

Всем же о Православии подвизавшимся словесы, писании, учении, страдании и богоугодным житием, яко защитникам и пособникам онаго, Христова Церковь, нынешнее воспоминание творящи, восклицает:

Святейшим православным Патриархом Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским и Всероссийским и прочим Преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом православным, вечная память.

Певцы зде и далее поют: Вечная память. трижды.

Святым равноапостольным царю Константину и матери его Елене, вечная память.

Благоверному равноапостольному великому князю Владимиру и благоверной великой княгине Ольге, вечная память.

Пострадавшим и убиенным в различных походех за православную веру и Отечество, вождем и воином, и всем православным христианом, в истинней вере и благочестии и в надежди воскресения скончавшимся, вечная память.

Православная Христова Церковь, торжественно воспоминающи подвизавшихся во благочестии и сие всем своим христоименитым чадом к подражанию представляющи, восхваляет подвиги сих, иже и ныне, спасительною верою и добродетелию приуготовляюще себе к вечному блаженству, утверждают Православие.

Затем диакон возглашает:

Великому господину и отцу нашему (имярек) Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, многая лета.

Певцы здесь и далее поют: Многая лета (трижды).

Святейшим православным Патриархом Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому и прочим Святейшим православным Предстоятелем, многая лета.

Господину нашему преосвященнейшему (имярек), митрополиту (или: архиепископу, или: епископу, егоже есть область), многая лета.

Преосвященным православным митрополитом, архиепископом и епископом и всему освященному причту, многая лета.

Богохранимей стране нашей, властем и воинству ея, многая лета.

Всем православным христианом, право содержащим спасительную веру и повинующимся Христовей Церкви, подаждь, Господи, мир, благоденствие, изобилие плодов земных и многая лета.

И поют песнь святого Амвросия Медиоланского:

Тебе, Бога, хвалим, / Тебе Господа исповедуем, / Тебе Превечнаго Отца вся земля величает; / Тебе вси Ангели, / Тебе Небеса и вся Силы, / Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: / Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, / полны суть Небеса и земля величества славы Твоея.

/ Тебе преславный апостольский лик, / Тебе пророческое хвалебное число, / Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство. / Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь, / Отца непостижимаго величества, / покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына, / и Святаго Утешителя Духа. / Ты, Царю славы, Христе, / Ты Отца Присносущный Сын еси.

/ Ты, ко избавлению приемля человека, / не возгнушался еси Девическаго чрева. / Ты, одолев смерти жало, / отверзл еси верующим Царство Небесное. / Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, / Судия приити веришися. / Тебе убо просим: / помози рабом Твоим, / ихже честною Кровию искупил еси.

/ Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. / Спаси люди Твоя, Господи, / и благослови достояние Твое, / исправи я, и вознеси их во веки: / во вся дни благословим Тебе, / и восхвалим имя Твое во век, и во век века. / Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам.

/ Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / буди милость Твоя, Господи, на нас, / якоже уповахом на Тя. / На Тя, Господи, уповахом, / да не постыдимся во веки. Аминь.

Во время пения весь освященный собор целует святые иконы на аналоях, и бывает отпуст.

Сказал Господь: Смотрите, не пренебрегайте ни одним из малых сих. Говорю вам, что Ангелы их на небесах постоянно видят лицо Отца Моего, Который на небесах. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Как вам кажется? Если будет у некоего человека сто овец, и заблудится одна из них, не оставит ли он девяноста девяти в горах, и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, – истинно говорю вам, что он радуется о ней более, чем о девяноста девяти не заблудившихся. Так нет воли Отца вашего, Который на небесах, чтобы погиб один из малых сих.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним. Если он послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, чтобы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово.

Если же он их ослушается, скажи Церкви; а если и Церкви ослушается, да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.   Мф 18:10–18

Источник: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/post1l.shtml

Торжество православия

Молитва в торжество православия

“Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими”

Митрополит Антоний Сурожский

Праздник Торжество Православия. Анафема.
Икона Торжество Православия
Молитвы 
фильм

Праздник торжество православия. анафема

В первое воскресенье Великого поста Церковь празднует особый день – Торжество Православия. Этот праздник возник в IX веке в память об окончании борьбы с иконоборцами.

С начала христианских времен учение о почитании святых образов на иконах не подлежало изменениям, но в 8 веке из Греции развилась по христианскому миру ересь, направленная против икон.  В этой ереси утверждалось, что изображения, которые были на иконах – это идолы и те, кто поклоняются иконам, самые настоящие идолопоклонники.

По мере распространения этой идеи, для Церкви наступили тяжелые времена гонений, которые были порой даже страшнее, чем от язычников. В течение более столетия из храмов изымались иконы, еретики забирали и уничтожали мощи святых и другие святыни.

  У людей отобрали возможность молиться перед ликами Спасителя и Богородицы, а тех, кто прятал от гонителей святыни, сажали в тюрьмы, мучили их и даже казнили.

В 787 году на VII Вселенском Соборе, почитание икон и образов было вновь восстановлено, но вражда между христианами и еретиками все еще продолжалась, конфликты еще случались, но гонения все-таки стали ослабевать.

Так продолжалось еще довольно долго, пока к власти, после смерти императора Феофила в 842 году, не пришла его супруга Феодора, она еще при жизни своего мужа пыталась повлиять на него и ослабить гонения на христиан. Перед самой смертью Феофил все-таки издал закон о прекращении гонений и верующих стали выпускать из темниц.

  А в 843 году на особенной службе в Софийском соборе императрица Феодора объявила иконоборцев еретиками, иконопочитание было восстановлено.

Это торжественное событие произошло в 843 году на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Было установлено особое праздничное богослужение и особый чин, названный Торжество  Православия.

«Были восстановлены святые и досточтимые иконы через избранных святых мужей, и проповедали о благочестивых и православных, и отвергли и предали проклятью нечестивых противников, не принимающих святых икон. И тогда сии исповедники определили, чтобы этот священный праздник был ежегодным, чтобы мы не впали в такое же злочестие»

Таким образом, было положено начало этому празднику, и с того времени, в первое воскресенье Великого поста, проходят праздничные богослужения.

Это особенная служба, проходящая по торжественному чину,  в ней происходит прославление защитников православия, всех живущих и отошедших ко Господу в вере и благочестии отцов.
Особую роль в богослужении занимает  чин анафематствования.

Анафема (в переводе с греческого – «да будет отлучен») провозглашается всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.  С церковной точки зрения анафема — не проклятие, а отлучение от церкви людей, нарушающих веру и единство Церкви, которые могут увлечь за собой по ложному пути других христиан. При этом отлученные могут в любой момент покаятся, и вернуться обратно.

Церковнослужители объясняют, что анафема — это факт того, что сам человек выбрал путь, отличный от пути с Церковью, она ни в коем случае не переводит человека в разряд плохого и хорошего.

Но для истинных верующих анафема считается страшнейшим наказанием и поэтому есть случаи, когда потомки тех, кто подвергся анафеме, ходатайствовали об ее отмене и получали одобрение.
При предании анафеме, отлученный ограждается от Святых Таинств и исключается из числа верующих.

В России в разное время были преданы анафеме Е. Пугачёв, И. Мазепа, протопоп Аввакум, писатель Л.Н. Толстой и т.д. Многие имена из списка позже были исключены. Но вот, например, Л. Н. Толстой  до сих пор остается в этом списке потому, что даже перед смертью не отрекся от своих, опасных для Церкви, убеждений.

В современности, например, анафеме в 1994 году предан монах Филарет (Денисенко), который в настоящее время создал раскольническую украинскую церковь.

Чин Православия в России был введен в 14 веке, он содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года:

  • Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  • Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  • Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
  • Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  • Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  • Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  • Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  • Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  • Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  • Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  • Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  • Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

Икона торжество православия

В центре композиции изображена икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»). Икона Богородицы находится на престоле, в память о молебне патриархом Мефодием, императрицей Феодорой, ее трехлетним сыном Михаилом.

Сама Феодора и Михаил изображены слева от Богородицы.
Справа от Престола изображены святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит, игумен Студийского монастыря.

Он, даже будучи брошенным в темницу, продолжал защищать православие и создал множество трудов в защиту иконопочитания.

В нижнем ряду в центре изображены святой Феофан Сигрианский Исповедник (участник Седьмого Вселенского собора, при возобновившем иконоборчество Льве Армянине он несколько лет провел в заточении и умер в ссылке) и Стефан Новый (монах с Авксентиевой горы, был наставником всего Константинопольского монашества, советовал монахам не поддаваться на провокацию иконоборцев, а немощным — скрываться там, где нет гонений), держащие икону Христа. Справа от них — Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, он участвовал в переговорах Льва Армянина и святого патриарха Тарасия, который пытался убедить императора не возобновлять иконоборческую ересь после Седьмого Вселенского собора. Дальше — два брата, Феодор и Феофан Начертанные. Такое странное прозвание братья — защитники икон получили, потому что на их лицах, по приказанию императора Феофила, раскаленными иглами выжгли оскорбительные стихи.Слева от Престола изображена мученица Феодосия с иконой Христа-Эммануила в руках. Именно она не дала солдату сбросить медный образ Спасителя, висевший на воротах Константинополя более 400 лет. За это Феодосия была убита. Фигуры монахов между Феодосией и Феофаном исследователям идентифицировать не удалось из-за сильно поврежденных надписей.В нижнем регистре — святых, имеющих отношение к защите икон и иконопочитания, живших ранее, в VIII веке. Без их подвигов и трудов Торжество Православия не состоялось бы, они выступают как фундамент, как основание этой иконографии.Иконоборцы утверждали о недопустимости почитания идолов-икон, считая образы деревом и красками. Иконопочитатели на это отвечали им, что именно образам мы и отдаем свое почтение, не краске, а первообразу. Именно с помощью вополощения нужно соединяться с Богом.

Эта икона была написана в Константинополе, а сегдоня она находится в Лондонском музее в Британии.

“Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия”

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Молитвы в праздник торжества православия

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благий́, прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же, во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест, да изба́виши, я́же созда́л еси́, от рабо́ты вра́жия. Тем благода́рственно вопие́м Ти: ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 6

Неопи́санное Сло́во О́тчее, из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь, и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в, Боже́ственною добро́тою смеси́, но испове́дающе спасе́ние, де́лом и сло́вом сие́ вообража́ем.

ВИДЕОФИЛЬМ

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/torzhestvo-pravoslaviya/

Неделя Торжества Православия: история, смысл, чин, иконы (+видео, аудио)

Молитва в торжество православия

Вот уже более десяти столетий в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия, торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день Церковь проводит четкое разделение истины и лжи.

Почитание св. икон (Торжество Православия). Греческая икона

История

Торжество Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св.

Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам.

Церковь Божия подверглась гонению большему, чем от язычников.

Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в.

были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение.

Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.

Чин

В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.

В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования.

Анафема – провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен “новых еретиков”, как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч.

В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г.

Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин оставался без переработки до 1869 г.

, когда из него были убраны имена государственных преступников.

Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени Церкви до 1917 года, приведены ниже.

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.

Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.

Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.

Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.

Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.

Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.

Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» (Святейшим Синодом в феврале 1901 г.

); «творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918); несколько священников, «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т. п.

(1994); монах Филарет (Денисенко) (1994); Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997). В 1971 году анафема была снята со старообрядцев.

Предание анафеме не является проклятием, не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.

Фрагменты чина Торжества Православия, совершаемого Святейшим Патриархом Кириллом. 2009 г. 

Иконы

Иконография Торжества Православия сложилась к XIV-XV векам. Самое раннее дошедшее до нас изображение, символически передающее идею Торжества Православия и почитания икон, — это византийская икона XIV века, хранящаяся в Лондоне, в Британском музее.

Источник: https://www.pravmir.ru/nedelya-torzhestva-pravoslaviya-istoriya-smysl-chin-ikony-video-audio/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.