Молитва варлааму керетскому

Преподобный Варлаам Керетский

Молитва варлааму керетскому
barjaktarevicОригинал взят у volodiar в Преподобный Варлаам КеретскийНе могу не поделиться удивительным для меня случаем. В воскресенье после литургии у нас на приходе бывает чаепитие, после которого мы с о.Константином, по очереди, читаем лекции. Темы у нас очень разные.

Я теперь закончил курс литургики и начал разбор вечерних богослужений. На первой лекции рассказывал о книгах, используемых на вечерних службах. Для примера взял их с собой. Дошли до книги “Минея”. Рассказал кратко, что бывает разные службы разным святым. Решил привести пример, когда святому есть только тропарь и кондак.

Открываю книгу, листая ищу. Натыкаюсь на преподобном Варлааме Керетском. Говорю: “Вот, к примеру, такой святой”. Тут замечаю, что тропарь занимает 2/3 страницы. Больше похоже на житие, – такой длинный тропарь вижу впервые! Сказал об этом прихожанам.

Решил почитать его, – стало интересно, что же за святой такой? Потом решил, что проще прочитать его житие, которое тут же приложено. Начал читать:

Преподобный Варлаам Керетский жил в XVI веке. Родился он и вырос близ Белого моря в Керетской волости.

Святой Варлаам знал грамоту и был поставлен священником к церкви во имя Святителя Николая Чудотворца в городе Коле. Он ревностно служил Господу, поучая людей как истинный пастырь закону Господню.“Ну, вроде как всё благообразно”, – думаю я. Но почему же тогда такой длинный тропарь?..

Читаем дальше:

Но враг спасения уловил праведного в свои сети. Он внушил священнику Варлааму подозрение в верности супруги. Обольщённый Варлаам в припадке ревности убил невинную жену.

(!) Народ загалдел. Я опешил. Перечитываю. Так и есть: священник убил жену, невинную. Почему же он святой?! Предлагаю читать дальше. Все согласились.

Глубокое раскаяние в совершённом страшном грехе охватило вскоре душу Варлаама. Он наложил на себя пост, горько плакал и оставил как недостойный священное служение. Но это ему казалось недостаточным, и Варлаам принял на себя особый покаянный подвиг.

Труп своей жены он положил в карбас (большая поморская лодка) и на этом карбасе плавал непрерывно до тех пор, пока мёртвое тело убитой не истлело. Начав от Колы, Варлаам, держась берега, двигался на восток к Белому морю и достиг родной Керети при Кандалакшской губе.

Люди с удивлением смотрели на человека, который, не останавливаясь, в одиночку плыл на карбасе по морю, зачастую против ветра и волн. Варлаам не выпускал из рук вёсел и пел покаянные псалмы пророка Давида. Непрерывно трудясь днём, подвижник и ночи проводил без сна и со слезами молил Господа об отпущении греха.

Чрез долгое время Варлаам решил узнать, принял ли Бог его покаяние. Плавание около Святого Носа было опасно тем, что здесь водились особые морские черви – моллюски (“корабельные сверлила”), которые протачивали суда даже из самого крепкого дерева. Корабельщики проходили Святой Нос не морем, а волоком. Но черви эти не причинили никакого вреда карбасу подвижника.

Более того, после его молитвы к Богу черви бесследно пропали и путь около Святого Носа стал безопасен для плавания.Чудо послужило удостоверением того, что Господь внял покаянию грешника. Преподобный Варлаам принял иноческий постриг и поселился в лесной пустыни близ озера Керети. Но летом сюда приходили собирать ягоды местные жители.

Преподобный Варлаам, чтобы не смущался его дух, оставил Кереть и переселился к Чупской губе (при устье реки Чаванги на Терском, или северном, берегу Белого моря). Здесь он построил часовню и проповедовал веру Христову лопарям и чуди. Святой Варлаам жил в пещере со зверями; подвизался он около 100 лет и скончался в конце XVI века.

Неизвестно кем и когда его тело было перенесено в село Кереть и погребено при церкви святого Георгия, за восточной стороной алтаря. С первых десятилетий XVII века среди населения северного Поморья преподобный Варлаам почитался святым угодником Божиим. В 1664 году были записаны его явления и чудеса.

Преподобный Варлаам являлся гибнущим среди бушующего моря рыболовам, ободрял их, помогал грести, раздвигал лёд.Тяжёлым трудом покаяния и молитвы подвижник не только спас свою душу, но и получил дерзновение ходатайствовать перед Богом о других.

Жизнь преподобного Варлаама Керетского – пример того, как милосердный Господь принимает всякого кающегося грешника и возводит его от греха к святости.

Хорошее житие нам попалось “случайно”. Пример святого Варлаама показывает, что нету греха, которого Господь не простил бы, было бы лишь покаяние, пост и молитва. Это очень радостная весть! Все мы, дорогие братья и сёстры, можем стать святыми! Никто не может сказать: “Моим грехам прощения нет”, ведь Бог есть Любовь и Милосердие! ?

|

barjaktarevicОригинал взят у slavynka88 в Кондитерская фабрика «Эйнемъ».Оригинал взят у duchess_mary в Кондитерская фабрика «Эйнемъ».В 1900 году на всемирной выставке в Париже за огромный ассортимент и превосходное качество шоколада русскаяфабрика ‘Эйнемъ’ получила высшую награду – Гран-при. Таким образом, ещё век назад мы могли сказать, что русский шоколад – один из лучших в мире. А ‘Эйнем’ был как бы вывеской русского шоколада начала ХХ века.На шоколадках «Эйнем» красовался упитанный карапуз с недобрым взглядом и с битой для лапты в руках. Вызывающую этикетку дополнял ещё и прелестный стишок:«Добыл я плитку шоколадаИ мне товарища не надо.Пред всеми говорю людьми:«Съем всю. А ну-ка отними!»О, «Эйнем» поистине умел угодить взыскательным покупателям. Коробки с продукцией отделывались шелком, бархатом, кожей – это были настоящие маленькие произведения искусства. Фабрика была поставщиком двора Его Императорского Величества и получила право печатать на упаковке герб России. В наборы вкладывались открытки с поздравлениями. Для фабрики писал музыку свой композитор и покупатель, вместе с карамелью или шоколадом, бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса монпансье» или «Кекс-галопа». Среди мучных изделий «Эйнема» выделялись небольшие пузатые соленые рыбки – особенно привлекавшие любителей пива. Но и дети, не пившие пиво, охотно грызли эти фигурки. Ещё занимательнее были цветные фигурки из марципана, изображавшие морковку, репу, огурцы, каких-то зверюшек. Их иногда вешали на рождественскую елку, к великому удовольствию малышей.Среди тортов был торт с необычайным названием «Полюби меня» в разную цену. Покупатели-острословы говорили молодым продавщицам: «Пожалуйста, «Полюби меня» за три рубля».А начиналось это ещё в 1850 году, когда основатель фабрики – немецкий подданный Фердинанд Теодор фон Эйнем приехал в Москву в надежде начать своё дело. Вначале он занялся производством пиленого сахара, потом (в 1851 году) организовал на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет. В 1857 году Эйнем встретил своего будущего компаньона, Юлиуса Гейса (J.Heuss), обладавшего незаурядным талантом бизнесмена. Вдвоём они действовали более уверенно и открыли на Театральной площади кондитерский магазин.Накопив достаточный капитал, предприниматели выписали из Европы новейшую паровую машину и приступили к постройке фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной. В справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» об этом факте была сделана запись: «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфетъ и чайных печений. Год основания 1867».Трудовой день на фабрике в те времена составлял 10 часов. Кондитеры, большинство из которых составляли выходцы из подмосковных деревень, жили в общежитии при фабрике, а питались в фабричной столовой. Администрация фабрики предоставляла работникам некоторые льготы:* для детей-подмастерьев была открыта школа;* за 25 лет безупречной службы выдавался серебряный именной знак и назначалась пенсия;* была создана больничная касса, оказывавшая нуждающимся материальную помощь.«Эйнемом» производились карамель, конфеты, шоколад, какао напитки, пастила, печенье, пряники, бисквиты. После открытия филиала в Крыму (Симферополь) «Эйнемъ» начал производить глазированные шоколадом фрукты – сливу, вишню, грушу, а также мармелад.«Товарищество Эйнемъ» успешно конкурировало с другими кондитерскими магнатами – например «Абрикосов и сыновья».Превосходное качество кондитерских изделий, техническая оснащенность фабрики, красочная упаковка и реклама выдвигают фабрику на одно из ведущих мест в кондитерском производстве того времени.К началу XX века «Товарищество Эйнем» владело двумя фабриками в Москве, фабриками в Симферополе и Риге, многочисленными магазинами в Москве, Нижнем Новгороде.В трудные годы первой мировой войны фирма «Эйнемъ» занималась благотворительной деятельностью: делала денежные пожертвования, организовала лазарет для раненых солдат, отправляла на фронт вагоны с печеньем.В 1913 году «Эйнемъ» удостаивается звания поставщика двора Его Императорского Величества.

После Октябрьской революции, в 1918 году, фабрика была национализирована и в это же году получила название «Государственная кондитерская фабрика №1, бывшая Эйнем», а в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь». Хотя ещё несколько лет после этого в скобках всегда добавлялось«Бывш. Эйнемъ» – настолько велика была популярность торговой марки и ценилось качество её изделий.

Источник: https://barjaktarevic.livejournal.com/1825382.html

Варлаам Керетский

Молитва варлааму керетскому

О преподобном Варлааме Керетском известно, что он появился на свет в ныне опустевшем селе Кереть бывшего Кемского уезда, что располагалось в устье одноименной реки Кандалакшской губы Белого моря. Повзрослев, преподобный Варлаам Керетский стал священником «в Колском граде», в храме во имя святителя Николая Чудотворца, где «добре подвизался на невидимого врага козни».

Молитвы преподобного Варлаама Керетского оказались настолько действенными против дьявольских ухищрений, что живший неподалеку от Колы бес, который требовал жертвоприношений, вынужден был оставить свое место.

Гонимый бес пообещал, что люто отомстит обидчику, и сдержал свое обещание: он внушил Варлааму, когда тот служил литургию, что его жена неверна ему. Одурманенный внушением нечистого, преподобный убил супругу.

За слепотой бесовского наваждения пришло глубокое раскаяние в содеянном. Варлаам понял, что больше не может стоять у святого престола. Взяв с собой тело убитой жены, он отплыл на рыбацкой лодке в море. Долгое время скитаясь по суровым северным водам, Варлаам «без сна пребываше, моля Бога со слезами об отпущении греха».

Преподобный Варлаам Керетский надеялся — Всевышний заберет его жизнь во время шторма. Сохранились предания, что от непрерывной гребли и борьбы со встречным ветром преподобный стал горбатым. У поморов даже родилась присказка: «Пошел, как Варлаам, против ветра».

Эта поговорка, вероятно, трансформировалась и в поговорку норвежских рыбаков: «Русский поп жену привез», — говорят они, если с моря наступает туман. Скитания Варлаама продолжались очень долго, за это время останки его жены полностью истлели, превратившись в прах.

В одной из бухт мыса Святой Нос преподобный совершил свое первое чудо.

Рассказывают, что когда-то в этом месте Кольского полуострова водились «корабельные сверлила» (вероятно, моллюски-древоточцы), которые причиняли большой вред кораблям, протачивая их обшивку.

И вот Варлаам взмолился ко Господу, прося Его избавить корабелов от назойливых «сверлил». Мольба преподобного была услышана, древоточцы исчезли. С тех пор и до наших дней владельцы деревянных судов могут быть спокойны за свои корабли.

Интересно, что исследователи обращают внимание на округлые отверстия в остовах старинных кораблей, которые обнаруживают вдоль Кольского полуострова; по их мнению, эти дыры могу свидетельствовать о реальном наличии «корабельных сверлил» в этой части моря в древности. Для самого же Варлаама совершенное им чудо стало знаком прощения Богом, и он принимает решение вернуться в Кереть.

Варлаам Керетский в Керети

В Керети Варлаам похоронил прах жены. Здесь же он принял постриг и начал свой монашеский путь, подвизавшись на берегу озера, которое потом получило название Варлаамова. Еще накануне революции местные жители могли указать на старинную келью, в которой, по легенде, некоторое время жил преподобный.

Желая еще большего уединения, Варлаам оставил место первоначального подвига и переплыл на некий остров в губе Чупе. Являя пример крайней степени отрешения от мира, преподобный жил «в пещере со зверями». На острове он также поставил часовню. В назначенный час Бог забрал душу раскаявшегося в убийстве Варлаама.

Точная дата его смерти неизвестна.

Посмертные чудеса Варлаама Керетского

Прошли годы, вероятно, даже десятилетия, и преподобный Варлаам продолжил творить чудеса — естественно, уже посмертные. В 1635 году он явился воеводе Волынцеву и исцелил того от болезни. Благодарный воевода решил «сотворити сень» над местом погребения чудотворца, а также поставить крест.

Не позднее 1658 года монах Сергий Шелонин из Соловецкой обители составил канон преподобному, еще через несколько лет появилась запись чудес, в которой впервые воедино были собраны свидетельства о явлениях и помощи Варлаама страждущим.

Еще раньше этих событий, на рубеже XVI—XVII веков, была составлена «Повесть о преподобием Варлааме Керецком», первоначальный свод данных о непростой жизни подвижника. Стремительный рост почитания преподобного привел к тому, что около 1664 года его останки перенесли на новое место — в Кереть.

Здесь их погребли неподалеку от алтаря Георгиевской церкви.

Мощи преподобного Варлаама Керетского

В 1722 году мощи преподобного были обретены вновь. Когда их внесли в алтарь, распространилось благоухание «подобно-де тому, как от росного ладана дым». Сами останки являли пример нетления. Однако недоверчивый ко всякому чуду «синодальный» XVIII век не заметил в этом признаков настоящего чуда.

Святейший Синод не запретил почитать Варлаама, но объявил сказания о чудесах не заслуживающими доверия. Официальное церковное признание преподобного состоялось только в XX веке. В 1903 году его имя попало под 6 ноября в «Верный месяцеслов», затем в Соборы Карельских святых Русской и Финляндской Православных Церквей.

Наконец, в 2003 году но благословению Патриарха Алексия II был установлен Собор Кольских святых, в котором Варлаам также обрел свое место.

До недавнего времени почитателей преподобного огорчало то, что его мощи в 1960-х годах были утрачены. Однако полтора года назад внук бывшей жительницы села Кереть сообщил: бабушка наказала ему хранить эту святыню, которую она вывезла из села, покидая родные края пятьдесят лет назад. 28 января 2015 года состоялось торжественное обретение мощей святого Варлаама Керетского.

Источник: https://posmotrim.by/article/varlaam-keretskij.html

Молитва варлааму керетскому

Молитва варлааму керетскому

Религиозное чтение: молитва варлааму керетскому в помощь нашим читателям.

Б оже́ственною свы́ше просвети́вся благода́тию, преподо́бне,/ мир оста́вил еси́,/ жите́йскую печа́ль и всяк мяте́ж ми́ра сего́/ любве́ ра́ди Христо́вы со дерзнове́нием отве́ргл еси́,/ ева́нгельски Христу́ после́довал еси́,/ и, Того́ яре́м взем, во всем во́ли Его́ повину́лся еси́,/ и весь ра́зум и се́рдце к Нему́ неукло́нно возложи́л еси́,/ Христа́ ра́ди те́ло свое́ изнуря́я посто́м и бде́нием, в моли́твах свои́х не усыпа́я,/ Бо́га ми́лостива творя́ и Пречи́стую Богоро́дицу Моле́бницу предлага́я,/ и сего́ ра́ди от Бо́га восприе́м власть и си́лу на сопроти́внаго врага́,/ не убоя́ся возду́шныя и морски́я тяготы́ и сту́дени, ниже́ уклони́ся,/ и морско́ю пучи́ною в ма́ле лади́ице по вода́м ше́ствие творя́,/ про́тив зе́льнаго обурева́ния пла́ваше,/ промышле́нием Боже́ственнаго ра́зума направля́ем,/ и о́коло Свята́го Но́са непроходи́мый путь морски́й/ от ядови́таго че́рвия/ благопрохо́ден челове́ком без вреда́ сотвори́л еси́ моли́твами свои́ми,/ и мно́гим терпе́нием во вре́менней жи́зни по́двиг соверши́л еси́,/ и, равноа́нгельное житие́ пожи́в,/ те́мже и по преставле́нии источа́еши чуде́с благода́ть/ и́же ве́рою приходя́щим к тебе́, Варлаа́ме, преблаже́нне о́тче наш,/ вопие́м ти: моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

В се у́мное свое́ жела́ние к Бо́гу впери́в,/ и Тому́ невозвра́тно от души́ после́довал еси́,/ и жите́йския молвы́ отри́нув,/ в моли́твах, и слеза́х, и злострада́ниих плоть свою́ изнуря́я,/ до́бре подвиза́вся проти́ву неви́димаго врага́ ко́знем,/ и, победи́в я́, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом,/ и ны́не со А́нгелы Святе́й Тро́ице предстоя́,/ отню́ду же и Всеви́дящее о́ко, твоя́ труды́ ви́дев,/ да́ром чуде́с по преставле́нии обогати́ло тя есть,/ и́же тебе́ с ве́рою почита́ющим/ исцеле́ние подава́еши неви́димо/ и мо́лишися непреста́нно, сохраня́я оте́чество свое́ и лю́ди/ от враг ви́димых и неви́димых ненаве́тны,/ да вси тебе́ вопие́м:/ преподо́бне о́тче наш Варлаа́ме,// моли́ непреста́нно о всех нас.

О преподо́бне о́тче наш Варлаа́ме, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Творцу́, Изба́вителю всех, И́же в Тро́ице Святе́й покланя́емому и́стинному Христу́, Бо́гу на́шему, помяни́ нас в моли́твах свои́х и всех нас моле́ния, Бо́гу возсыла́емая, приими́ и принеси́ хода́тайственне.

Мо́лим тя, изба́ви нас от напа́стей, и на мо́ри зе́льнаго обурева́ния, и потопле́ния морска́го невреди́мы сохрани́, и от всех ви́димых и неви́димых враг ненаве́тны соблюди́, я́ко да твои́ми моли́твами, свя́те, согреше́ний на́ших оставле́ние полу́чим и ве́чных благ сподо́бимся благода́тию и человеколю́бием Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же сла́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Объявления

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

Поиск по сайту

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ

Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ КАРЕЛЬСКОЙ

(память — 19 ноября)

Силой своего покаяния один из великих святых подвижников Карелии прп. Варлаам напоминает великую древнюю подвижницу Марию Египетскую. О мощах преподобного, которые находились в Керетском храме, писал в своих дневниковых записях Элиас Леннрот, побывавший в нем, но для которого память о святом в народе была для него, лютеранина, ничем не объяснима.

Во времена гонений на Церковь храмы Поморского края были разорены, в 40-х годах сгорела церковь и в Керети.

И только в 1998 году единственный в России предел, посвященный преподобному, был освящен в нижнем храме Благовещенского собора Кеми — Никольском, а в 2000 году приход Успенского собора города издал книгу «Сказание о преподобном Варлааме Керетском» с молитвой ко святому.

В июне же 2002 г. в поселке Чупа была освящена первая на карельской земле церковь во имя Варлаама Керетского. Построен этот небольшой деревянный храм на средства благотворителей.

Прп. Варлаам был родом из поморского села Кереть (Кемской волости). Во времена Иоанна Грозного (XVI век) служил священником в Коле (Кольский острог) в церкви Николая Чудотворца.

Но исконному человеконенавистнику дьяволу нестерпимо было благочестие Варлаама и его ревностное служение Богу. Он «обморочил» его, и тот, заподозрив свою горячо любимую жену в измене, впал в грех и ударил ее, в чем сразу же и раскаялся. Но удар оказался смертельным.

Осознав весь ужас происшедшего, Варлаам перенес в баркас остывающее тело жены и отплыл в открытое море.

На берег он больше не вернулся, скитаясь по волнам Баренцева и Белого морей, предав себя воле Божией. Русские и норвежские мореходы часто встречали загадочного скитальца, не выпускающего из рук весел в любую погоду, возившего останки жены — свидетельство его смертного греха.

Так прошло несколько лет, и многие, встречая эту одинокую лодку, уже считали ее видением. Трудно было поверить, что может быть такая сила покаяния. Но это действительно был Варлаам. Не оставляющий ни весел, ни пения покаянных псалмов Давидовых, ни надежды на милость Божию.

Так продолжалось, пока тело жены не истлело в прах.

В то время на побережье, в районе Святого Носа, было одно гиблое место, которое стороной обходили все рыбаки. Это бухта, в которой обитали страшные морские черви-древоточцы. И если кто подцеплял на днище таких червей, то очень быстро они превращали деревянные ладьи поморов в труху.

Проходя как-то мимо этих страшных мест, Варлаам решил так: «Стану я в этой бухте, и если не «застрадал» я свой грех и не прости меня Господь, пусть прогрызут мою лодку черви, и погибну я, недостойный прощения, в студеных водах». И даровал Господь ему прощение. И в знамение этого исчезли навсегда из этой бухты страшные черви.

И стали безбоязненно укрываться здесь рыбаки, вспоминая Варлаама.

Варлаам же принял монашеский постриг на Соловках и еще около ста лет подвизался в подвигах поста и молитвы сначала в пустынном месте, недалеко от родной Керети, а затем ушел еще дальше от людей на Терский берег Белого моря, в район реки Чаваньги, где, по преданию, построил часовенку и крестил в ней лопарей, просвещая их светом веры Христовой. По кончине тело преподобного перевели в Кереть, где захоронили с востока от алтаря церкви св. Георгия Победоносца.

Известны случаи его чудесного заступничества за попавших в беду мореходов, когда преп.

Варлаам являлся им, укреплял их и помогал справиться со штормом… При этом он всегда называл себя и заповедовал ехать в Кереть и там помолиться в благодарность о спасении. Постепенно в поморском люде сложилась твердая уверенность, что прп.

Варлаам, сам хорошо узнав, что такое северные моря и как страшно бывает мореходам, попавшим в беду на море, не оставит призывающего на помощь, заступится и спасет.

Эту уверенность подкрепляли не только приезжавшие в Кереть помолиться о чудесном своем спасении рыбаки, промышленники и купцы, но и многочисленные поклонные кресты, поставленные по всему Северу, многие из которых напрямую связаны были с чудесной помощью прп.

Варлаама Керетского. Так, например, до сир пор хранящийся в Благовещенской церкви г.

Кола поклонный крест поставил в 1635 году кольский воевода Гурий Иванович Волынцев в память о Варлааме с Керети, который явился воеводе в болезни и исцелил от тяжкого недуга («черной немочи»).

Вот как наставляли опытные мореходы своих учеников перед выходом в море: «Смотри, неладное что выйдет тебе — поветрия, что ли, долго не будет, в бурю страх обуяет тебя, в великое ли сомнение впадешь и соскучишься крепко, — молитву свою Варлааму Керетскому посылай. Для того он, батюшка, в наших странах и обитель себе земную восприял. Молись ему. Пособляет».

Подготовила Ольга АНДРЕЕВА

преподобному Варлааму Керетскому

О преподобне отче наш Варлааме, яко имеяй дерзновение ко Творцу, Избавителю всех, Иже в Троицe Святей покланяемому истинному Христу, Богу нашему, помяни нас в молитвах своих и всех нас моления, Богу воссылаемая, прими и принеси я ходатаЙственне.

Молим тя, избави нас от всяких напастей и на мори от зельнаго обуревания, и от потопления морскаго невредимы сохрани, и от всех видимых и невидимых враг ненаветны соблюди, яко да твоими молитвами, святе, согрешений наших оставление получим и вечных благ сподобимcя благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Новое на сайте:

  • Выступление руководителя миссионерского отдела Североморской Епархии на годовом собрании 15.12.2017

Источник: https://xn-----6kccgdvsdzky9au.xn--p1ai/molitva-varlaamu-keretskomu/

Варлаам керетский – древо

Молитва варлааму керетскому

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Прп. Варлаам Керетский

Варлаам Ке́ретский (XVI в.), преподобный

Память 6 ноября (день кончины), 15 января (обретение мощей) и в Соборах Архангельских, Карельских и Кольских святых

В миру Василий, родился во второй четверти XVI века в селе Кереть Кемского уезда в Кандалакшской губе на Белом море.

Служил священником в храме святителя Николая Чудотворца в Коле. Он был ревностным и одаренным пастырем: «добре подвизаяся на невидимого врага козни». Нравом он был суров и порой крут, но честен и чист пред Богом и людьми.

Во всем помощницей отцу Василию была его матушка, которую он любил всем своим горячим сердцем, и лишь ради этой любви оставил он свои мечты об иночестве. Сильно скорбел отец Василий о тяжком «идолобесии», о вере языческой в которой пребывали еще многие лопарские семьи – коренные жители этих мест.

По молитвам священника бес, живший на Абрам-мысе и требовавший от рыбаков Колы жертвоприношений, покинул эти места, пообещав отомстить подвижнику.

После образования в Коле Свято-Троицкого мужского монастыря, основанного преподобным Феодоритом Кольским, священник Василий с матушкой указом Новгородского владыки, святителя Макария, были переведены на приход Георгиевской церкви, в родное село Кереть.

Далее житие преподобного сообщает кратко: однажды во время совершения литургии диавол вложил ему мысли о неверности его жены, и священник убил ее. Более подробные сведения сообщает канон, составленный соловецким иноком Сергием (Шелониным) в первой половине XVII века.

Матушка Варлаама внезапно стала вести себя неадекватно, соблазнительно, насмехаясь и допуская невероятную клевету на мужа: “находит на твою супругу, вадя (обвиняя, клевеща) насмешение странно”.

Известная еще в начале XX века и певшаяся на архангельском береге Белого моря «Ста́рина о Варлаамии Керетском» передает слова матушки: «Я одежды поповской боюсь, я твоей бороды не люблю. Полюбила я молодчика молоденького…

» Во время совершение над женою «последования молебного об избавлении от духа нечистого» дает знать себя страстная натура Варлаама, и он «с яростью устремившись, поражает ее [матушку] смертною язвою».

Житие Варлаама утверждает, что преподобный служил в «в Колском граде». Канон, однако, свидетельствует об ином – убиение «жены иереевой» произошло во время службы в родном селе Варлаама, в Керети. И более того, «убийство совершивши», Варлаам хоронит тело жены: «и земле тело предав отходит во град Колу к тамошнему иерею».

В последующих стихах Варлаам называет этого священника «отцом своим духовным». Канон не называет имени духовника, но можно предполагать, что речь идет о преподобном Феодорите Кольском. Глубоко раскаявшись и посчитав себя недостойным священнодействовать, Варлаам в Коле «вествует об убийстве и прося прощения, слезами землю омакает, о содеянном в ярости и невоздержании».

И духовник предлагает ему особый покаянный подвиг, «дает ему иго легкое: мертвого носить во гробе, дондеже изгниет тело умершее, самому же в посте и молитве пребывать, и таковое воздержание иметь, что рыбою только на Пасху единою причащатися».

Варлаам «таковое запрещение приняв спешит радуяся и сие тело откопав, в судно вложив во гробе, сам же во второй гроб (судно) устремився, с мертвым шествуя по окияну морю, по непроходным местам».

Положив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), подвижник вышел в море, «псалмы Давидовы пояше», и молил Бога об отпущении греха. Скитания Варлаама Керетского были продолжительны («дондеже оно мертвое тело тлению предастся», т. е.

, пока тело его жены не истлело), в плаванье его сопровождал сильный встречный ветер. (Этот факт отразился в присказке жителей Керети: «Куда пошел – как Варлаам против ветра» – и в поговорке норвеж.

рыбаков: когда с моря на берег идет туман и погода портится, они говорят: «Русский поп жену привез».) Рыбаки и промышленники, встречавшие Варлаама Керетского в Баренцевом моря у Святого Носа и в Белом море в районе Керети, принимали его лодку за видение.

По преданию, тяжкий постоянный труд – «весла из рук своих не выпускаше» – сделал преподобного горбатым.

Плавание в районе мыса Святой Нос было опасно тем, что здесь сталкивались течения двух морей и образовывались «морские сувои».

Во те времена мореходы проходили Святой Нос по суше, волоком, однако здесь возникала новая трудность: в бухтах этого мыса водились моллюски – «корабельные сверлила» (Teredo navalis), чьи личинки, цепляясь за днища судов, протачивали корабельную древесину.

Зайдя в бухту Святого Носа, подвижник повелел вредоносным червям собраться у его лодки и, «став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть», «корабельные сверлила» пропали (в настоящее время в северных морях их нет, хотя характерные отверстия в древних остовах кораблей на берегах Кольского полуострова, по мнению ученых, указывают на их наличие в прошлом). Чудо послужило удостоверением того, что Господь простил грешника.

Три года продолжался этот немыслимый подвиг покаянного скитания: «бурю и дождь, и всякую воздушную нужду терпя». Варлаам Керетский вернулся в Кереть, похоронил останки жены, принял монашеский постриг.

Чернец Варлаам благословляется на жительство в Печенгский монастырь к преподобному Трифону: «В созидаему святым Трифаном обитель на Печенге, за окияном-морем, устремился он видеть того труды и подвиги». Но затем вследствие начавшихся в обители нестроений он покидает монастырь с самим преподобным Трифоном и частью братии.

На «Варламовой ладье» оба великих подвижника Кольского Севера совершили славное морское плавание. Спустя срок они прибыли в Кандалакшский Богородице-Рождественский монастырь, где игуменом теперь был их духовный наставник преподобный Феодорит Кольский.

После этой исторической встречи – Собора Кольских святых, пути великих старцев разошлись. Феодорит повелением Иоанна Грозного назначается архимандритом Спасо-Ефимьева монастыря в Суздале. Трифон уходит на восемь лет странствовать. Варлаам же возвращается в родные Керетские пределы, в Чупскую губу, к могиле любимой матушки.

Он селится, в пустынном месте у озера, впоследствии названного Варлаамовым (в конце XIX в. показывали избушку, в которой преподобный Варлаам принял постриг). Затем, тяготясь близостью села, святой перебрался на один из островов Чупской губы, недалеко от Керети. Построив часовню, он вел отшельническую жизнь «в пещере со зверями».

Несмотря на пустынность места его уединения, к нему за духовной помощью нескончаемо тянулся люд поморский, со своими проблемами, скорбями и болезнями. Особенно стремились к нему за вспоможением страждущие от духов нечистых, те, кто подпал под страшную власть князя тьмы. Все они неизменно получали исцеление по молитвам старца.

Скончался преподобный в конце XVI века.

Обретение мощей и почитание

В 1635 г. кольский воевода Г. И.

Волынцев, исцеленный явившимся ему преподобным Варлаамом, узнал о том, что святой «в небрежении, на месте его, где положен, там и почивает», повелел «сотворити сень» над могилой святого (вероятно, речь идет о первоначальном погребении преподобного в Чупской губе) и поставить крест (ныне находится в Благовещенской церкви в г. Кола). Позднее каргопольский купец Евфимий, спасенный преподобным Варлаамом от «потопления» на море во время шторма, прибыл в Кереть и повелел «от имения своего поставити сень над гробом святого и свещу пред Спасовым образом вжигати». Позднее (1664?) останки преподобного перенесли в Кереть и погребли на востоке от алтаря церкви вмч. Георгия Победоносца. В 1664 г. поморы П. Буторин, И. Поснов и Е. Больнищев впервые записали случаи явления прп. Варлаама Керетского и его чудотворений со слов спасшихся от гибели моряков, рыболовов и промышленников, приезжавших в Кереть для поклонения мощам преподобного.

В 1722 г. при разборке ветхих деревянных часовень были обретены останки преподобного Варлаама, о чем причетники Керетской волости – вотчины Соловецкого монастыря – сообщили Холмогорскому архиеп. Варнаве (Волатковскому). 15 января 1723 г. указом Святейшего Синода из Соловецкого монастыря в Кереть был направлен иеродиак.

Иосиф для сбора сведений о житии и чудесах прп. Варлаама. Вскоре последовал указ Синода Холмогорскому архиерею об освидетельствовании мощей подвижника. С этой целью в Кереть в январе 1725 г. приехали соловецкий иером. Иона и свящ. Епимах Кононов. По их свидетельствам, нетленные мощи прп. Варлаама почивали «в часовне, в земле…

не во гробе», но в «поморской кережке (санях), облачен в черном русском кафтане, и оная кережка вся изгнила, а кафтан и мощи его, на главе его власы и брада – все цело». Когда мощи преподобного внесли в алтарь церкви вмч. Георгия, «тогда-де от мощей его благоухание было видимо всем, подобно-де тому, как от росного ладана дым». Однако иером.

Иона отказался засвидетельствовать это чудо (говорил: «Исходит от печи дым, а не благоухание»), вследствие чего архиеп. Варнава постановил до указа Синода положить мощи преподобного в кирпичный склеп под полом храма, совершать по Варлааму Керетскому «панихиды в приличные дни и в проскомидии и в литургии править и поминать».

Синод не запретил почитать Варлаама Керетского, но признал сказания о чудесах недостоверными, а «кто хощет онаго поминать, тем не возбраняется». В 1769 г. сгорели обе церкви села, во время пожара мощи преподобного извлекли из склепа и отнесли за четверть версты от села (в настоящее время здесь стоит памятный крест).

По преданию, от этого места в сторону пожара заструился ручей (след от него сохранился до настоящего времени), его вода помогла остановить распространение огня.

В 1773 г., когда в Керети было закончено строительство двухэтажной церкви вмч. Георгия, мощи преподобного Варлаама были перенесены в новый храм, в придел свт. Николая Чудотворца. Во время Крымской войны при угрозе нападения английского флота на поморские селения свящ.

Феодор Онуфриев испрашивал у правящего архиерея разрешения перенести мощи преподобного Варлаама Керетского в безопасное место, но разрешения не получил. 26 мая 1857 г. мощи преподобного пострадали в результате пожара, сохранившиеся частицы были уложены в раку, пожертвованную лесопромышленниками Савиными, и помещены во временной часовне. В 1867 г. построили новый храм во имя вмч.

Георгия, мощи святого Варлаама поместили в северном приделе, посвященном преподобному. 22 мая 1949 г. Георгиевская церковь в Керети вновь сгорела, мощи, часть уцелевшей утвари и икон перенесли в избу-молельню, в 1959 г. участники археографической экспедиции описали останки св.

Варлаама Керетского: «Небольшие косточки темно-коричневого цвета хранились в деревянном киоте с разбитым стеклом». В 1960 г. последние жители покинули Кереть, молельня сгорела, судьба ковчега с мощами неизвестна.

С конца XVI в. прп. Варлаам Керетский наряду с Николаем Чудотворцем считается главным покровителем северных мореплавателей. Известны многочисленные случаи его явления поморам, попавшим в беду в северных морях, и неизменное чудесное избавление их от смертельной опасности.

Особенностью чудес, совершенных преподобным, является то, что мореходы не обращались непосредственно к св. Варлааму с молитвой, преподобный сам приходил на помощь и открывал свое имя. В 1903 г. имя Варлаама Керетского было внесено в «Верный месяцеслов» (под 6 ноября).

Оно входит в Собор Карельских святых, празднование которому в 1974 г. установила Финляндская Православная Церковь (1 ноября н. ст.). В Русской Церкви соборная память Карельских святых празднуется в субботу между 31 октября и 6 ноября (ст. ст.).

Тропарь, кондак и молитва святому помещены в Минее (МП).

По сообщению архим. Никодима (Кононова), в начале XX в.

в Георгиевской церкви в Керети над ракой преподобного Варлаама находилась икона с изображением событий жизни святого: рождение, крещение и обучение грамоте, рукоположение во пресвитера, искушение преподобного бесом, постриг, моление у часовни в Чупской губе, преставление, перенесение останков преподобного в Кереть, погребение в часовне, обретение мощей, исцеления у гробницы, другие чудотворения. В Иконописном подлиннике Филимонова о св. Варлааме Керетском написано: «Подобием сед, плешив, брада курчевата, аки Антония Киевскаго, ризы поповския, в руках Евангелие» (С. 38). «Плешив, подобием и брадою аки Афанасий, ряска празелень, лета 7100, ноября 7» [1].

В 1997 г. в восстанавливаемом Благовещенском соборе в Кеми, в нижнем Никольском храме, освящен придел во имя Вврлаама Керетского. Здесь же находится редкая икона с изображением святого (XIX в). В 2001 г. в г. Кола, на месте древней Никольской церкви, где служил преподобный, освящен храм в честь преподобного.

В 2018 году его имя было внесено в список Собора святых Архангельской митрополии [2].

Источники

Источником сведений о Варлааме Керетском служит «Повесть о преподобнем Варлааме Керецком» (первоначальная редакция составлена в кон. XVI – нач. XVII в.), В.О.

Ключевский считал, что ее автором был «монах, живший в Керети в качестве сельского священника и приказчика Соловецкого монастыря». Впоследствии «Повесть» дополнялась рассказами о посмертных чудесах прп. Варлаама, в XVIII в.

старообрядческий писатель Трифон Петров создал новую редакцию повести. Не позднее 1658 г. инок Соловецкого монастыря Сергий (Шелонин) составил канон преподобному.

Недавно обнаруженный сборник канонов письма «Сергия, смиренного инока и презвитера обители Пантократовы сущего Понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце» [3], позволяет сделать принципиальный вывод о том, что первоначальные правдивые жития, написанные отцом Сергием (Шелониным) в первой половине XVII века, в последующее время подвергались значительной корректуре в соответствии с «новыми веяниями времени» – предпочтении условного воспевания подвига данного типа святости вместо передачи исторических сведений. [4].

Использованные материалы

[1]  БАН. Собр. В. Г. Дружинина. № 975. Л. 29

[2]  “Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии”, официальный сайт Архангельской епархии, 7 февраля 2018, http://arh-eparhia.ru/news/201/71640/

[3]  Знаменский П.В. Сергий Шелонин – один из малоизвестных писателей XVII века//Православное обозрение. М., 1882 г. Февраль. «Пантократор» – pantokrator (греч.) – Всевластитель, т.е. Христос; «понт» – море (церк.-сл.); «отток» – остров (церк.-сл.).

[4]  Иеромонах Митрофан (Баданин). Преподобный Варлаам Керетский: неизвестные страницы жития

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4317.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.