Молитва юрию долгорукому

Содержание

Молитва андрею боголюбскому

Молитва юрию долгорукому

Данная статья содержит: молитва андрею боголюбскому – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Андрей Боголюбский почитается как родоначальник церковного зодчества и распространитель христианской веры. К его иконе обращаются с просьбами послать мудрого и милосердного правителя.

Жизнь праведного русского князя тесно связана с историей обретения Боголюбской иконы Божией матери.

Исторические сводки указывают, что при перевозе священного образа Богородицы лошади внезапно остановились неподалеку от города Владимир. Ничто не могло сдвинуть лошадей, а к великому князю снизошло видение.

Сама Пречистая Дева явилась Андрею Боголюбскому и повелела ему оставить ее икону здесь и известить людей о случившемся чуде.

Андрей Боголюбский был великим князем Владимирским. Сын Юрия Долгорукого с самого детства отличался сильной любовью к Богу и не пропускал ни одной службы. Князь был поистине милосердным: он помогал бедным и взирал с любовью и пониманием на нужды каждого человека.

В период его правления Русь разрывали жестокие междоусобицы и войны. Княжества распадались, многие погибали за власть.

Однако благочестивый князь положил все свои силы на то, чтобы прекратить пролитие крови на земле Владимирской. С Божией помощью он укрепил свое государство. Князь не раз был близок к смерти, но чудом избегал ее.

Андрей Боголюбский обладал на удивление редким миротворческим даром, трезвым умом, терпимостью, милосердием и бесстрашием.

Ему приписано много христианских подвигов. Он соорудил множество великолепных храмов, одним из которых является Успенский собор. Благодаря его усилиям были установлены такие православные праздники, как Спас и Покров Богородицы.

Убитый собственными союзниками, князь умер он многочисленных ран с молитвой на устах. Как гласит легенда, Андрей Боголюбский встретил смерть как дар Божий, хотя она была мучительна. Канонизирован благочестивый правитель был в 1702 году, 17 июля по новому стилю.

Где находится образ

Икона Андрея Боголюбского хранится в Успенском соборе города Владимир. В храме покоятся и останки великого правителя, которые были вскрыты в 1919 году.

Они были подвержены многочисленным исследованиям, которые заверили в подлинности мощей и истории жизни князя. Обретенные 3 марта 1987 года мощи стали настоящим достоянием Успенского собора.

Паломники ежегодно съезжаются, чтобы помолиться и лично ощутить исходящую от святынь благодать.

Описание иконы

Икона написана в соответствии со всеми установленными канонами в натуральном и традиционном стиле иконописи. На иконе ХVIII- XIX века изображен благочестивый образ святого в княжеских одеждах того времени.

На некоторых списках голова князя покрыта, но это считается необязательным. В правой руке Андрей Боголюбский держит православный крест, в левой — меч или храм. Иногда правителя изображают молящимся.

В верхнем левом углу святого образа часто пишут указывающий жест Пресвятой Богородицы.

В чем помогает образ святого андрея боголюбского

Святой князь стал важной политической фигурой того времени, которого не сломила власть и жажда корысти. Вера в его сердце помогла грамотно объединить разрозненные государства и навсегда искоренить междоусобицы и братоубийство.

К его заступничеству обращаются люди, находящиеся у власти. Политические деятели просят у святого помощи при ведении дел и урегулировании положения ради счастья обычных людей.

К благочестивому Андрею Боголюбскому обращаются в минуты ослабления веры, просят о сохранении мира и прекращении междоусобиц. В период выборов люди могут помолиться перед образом князя о милостивом и справедливом правителе.

Молитва перед иконой святого князя

Прочтенная перед образом святого молитва поможет вам искоренить грехи в собственной душе и вернуть отбившегося раба Божьего в лоно церкви, избавив от сомнений в вере, от корысти и алчности. Текст молитвы:

«Святой Андрей Боголюбский, благоверен и благочестив ты перед Господом. За любовь Его ты принял с храбростью и отвагой смерть свою от рук приближенных. Молись, праведный княже, за жизнь нашу перед Богом, за мир во всем мире.

Пошли к нам в правление честного и доброго правителя, подстать тебе, Великий. Прекрати силой своей войны и междоусобицы, направь каждого оступившегося на путь истинный. Молим тебя со всем почтением.

Во веки веков славится имя Твое, и Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

День почитания иконы — 17 июля. Любые судьбоносные моменты нашей жизни обязательно должны сопровождать молитвой. Попросить у святого князя благословения в молитве может каждый человек. Мы желаем вам крепкой веры, удачи в делах,и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный смысл .

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Икона «Покров Богородицы» — одна из самых значимых святынь среди всех православных образов. Эта икона символизирует .

Владимирская икона Божией Матери

Образ Богоматери особенно почитается всеми православными христианами. Владимирская икона примечательна особой силой: молитвы перед ней .

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится практически в каждом домашнем .

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Икона «Умягчение злых сердец» — одна из самых почитаемых в православном мире. Ее почитание связано с чудодейственной силой, способной исцелять .

Память: 4 июля / 17 июля

Князь Андрей Боголюбский – талантливый полководец, управленец, и градостроитель “Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал”, храмоздатель тридцати храмов (например, знаменитые Успенский собор во Владимире, храм Покрова на Нерли), молитвенник, гимнограф и историк. Почитатель подвига Бориса и Глеба, много сделавший для их прославления, сам погиб в результате заговора. Небесный покровитель управленцев, политиков, строителей и храмоздателей – к нему и обращаются за помощью люди указанных занятий.

Тропарь благоверному великому князю Андрею Боголюбскому, глас 8

Яко благоверен и праведен, за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси, кровь свою пролияв, якоже прежде сродницы твои и страстотерпцы Борис и Глеб, ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу, якоже Авеля и Захарии праведных, благоверный страстотерпче, великий княже Андрее, с ними же Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти и сыновом российским спастися.

Ин тропарь благоверного великого князя Андрея Боголюбского, глас 3

Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини: како с телом к невидимым сплетением изшел еси, преславне, и уязвил еси демонския полки. Отонудуже, Андрее, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми: сего ради, отче, моли спастися душам нашим.

Кондак благоверному великому князю Андрею Боголюбскому, глас 8

В мире сем благочестно и праведно пожив, молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси, сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, Его же, святе Андрее, моли сохранити отечество твое и всех людей, благочестно тебе почитающих.

Ин кондак благоверному великому князю Андрею Боголюбскому, глас 8

Родочисленный Царства Русскаго наследниче, от благочестиваго корня князя Юрия плодитель первоначальствующих Русских Самодержцев, Боголюбче княже Андрее, мужество и ум в себе носящий, в правде и истине пред Богом ходящий, о, велий единодержавный основателю государства новаго, молися, да Белая Русь многолюдством православнаго рода умножится, и светом Христовым всему миру дивно явится, и славою Божией возвеличится.

Молитва вторая благоверному великому князю Андрею Боголюбскому

Испроси нам от Господа: любы Божией, силы Святой и мудрости и крепости духовной, да неустанно будем ревновати о умножении Славы Отечества Русскаго, и да навыкнем искусно владети мечем духовным, молитвы святые непрестанные в сердце своем нося, и помогай нам такожде на всякий час бдити и хранити вверенное нам и Богом данное оружие против врагов Божиих и всех извергов рода человеча. Ибо мы земнородные, часто бываем маломощны и неразумны, но тобою водимые, мудрые и сильные, егда чаем с помощию твоею скоро достигнути Царства Божьего в Русской Земле и посем со дерзновением прейти в Царствие Небесное и вечное, присно с тобою велегласно воспевая Бога Отца, Бога Сына и Бога Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную во веки веков. Аминь.

Молитва третья благоверному великому князю Андрею Боголюбскому

О, святый благоверный великий княже Андрее! Страстотерпче и мучениче! Слуго Божий верный и Богославный, христианине истовый и Богоревнивый, муже любодобродетельный и Богомудрый, воине всечестный и воеводо доброхвальный, монарше Богоизбранный и Боголюбимый, правителю державный и дерзновенный! Русь Святую, на уделы и княжества разобщенную, хотевый во едино царствие собрати и единодержавно ею правити, да непреоборима от враг истиннаго христианства пребудет; за сии деяния во славу и честь Бога Христианского убиенный и кровию своею основание Руси Святой с прочими князи-мученики укрепивший, да во век незыблема пребудет; даровавший Руси многочудныя иконы Богоматери и Тою паче многих иных за Благочестие и Богопочитание возлюбленный. Сыновей возрастивший, иже тя, отца земнаго своего, житием своим и Отца Небеснаго кончиною своею прославиша. Обитель Боголюбивую основавый и мнози храмы воздвигнувый, в них же доселе молящеся мы, грешнии, просим твоего предстательства и Небесныя помощи; испроси, святе Андрее, у Господа Вседержителя милости богатыя обездоленному царствию русскому и отпущения многих и тяжких грехов народам христианским, да дарует Спаситель нам правителя тебе подобнаго, иже возмогл бы возродити Отечествие наше земное и ко Отечествию Небесному привести нас, идеже ты ныне, княже, во славе Невечерняго Света предстоя со всеми святыми, восхвалявши в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величаем тя, святый великий благоверный княже Андрее Боголюбский, и чтем святую память твою, яко ты славне ратовал во бранех со врагами Спаса Христа Бога нашего.

Величаем тя, святый страстотерпче и мучениче княже Андрее, и чтем честныя страдания твоя, иже за Русь Святую смерть претерпевый и Бога Христа прославивый.

Величаем тя, святый великомучениче княже Андрее, и почитаем святую обитель Богородицы, иже ты пречудно на Русской Земле воздвигнувый, и Богом Христом дивно прославленный.

Величаем тя, святый великий благоверный Боголюбче княже Андрее, изрядный страстотерпче и мучениче, и чтем святую память твою, мудраго основателя святой обители Боголюбивой и многих храмов Божиих создателю.

Молитва благоверному великому князю Андрею Боголюбскому

  • Молитва благоверному великому князю Андрею Боголюбскому. Князь Андрей Боголюбский – талантливый полководец, управленец, и градостроитель “Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал”, храмоздатель тридцати храмов (например, знаменитые Успенский собор во Владимире, храм Покрова на Нерли), молитвенник, гимнограф и историк. Почитатель подвига Бориса и Глеба, много сделавший для их прославления, сам погиб в результате заговора. Небесный покровитель управленцев, политиков, строителей и храмоздателей – к нему и обращаются в молитве за помощью люди указанных занятий

Канон благоверному великому князю Андрею Боголюбскому:

  • Канон благоверному великому князю Андрею Боголюбскому

Житийная и научно-историческая литература о благоверном великом князе Андрее Боголюбском:

  • Благоверный великий князь Андрей Боголюбский – Православие.Ru

Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”

Источник: https://xn----9sbewbkihfjfskz.xn--p1ai/molitva-andreyu-bogolyubskomu/

Юрий Долгорукий. Биография. Правление князя

Молитва юрию долгорукому

Юрий Владимирович Долгорукий (годы жизни: около 1091-1157 гг.) – из рода Рюриковичей, родоначальник Владимиро-Суздальских великих князей. Князь ростово-суздальский (1125-1157 годы); Годы правления: великий князь Киевский в 1149-1151 гг., 1155-1157 гг.

Он был младшим сыном Владимира Мономаха, великого князя Киевского. Возвел крепости Тверь, Дубну, Переяславль — Залесский, Дмитров и другие. При нем впервые упомянута Москва (1147 г.

) На престол Юрий взошел еще совсем ребенком, потому правил от его имени ближайший боярин Мономаха Георгий Симонович.

Образ князя Юрия Долгорукого мы можем представить себе лишь по немногочисленным художественным и историческим произведениям.

Князь Юрий, первый правитель богатого края и основатель Москвы, явно обнаружил стремление к единодержавию на Руси, стараясь распространить свое влияние на основные города севера и юга страны – Новгород и даже Киев. Именно за это и был прозван Долгоруким, то есть имеющим долгие (длинные) руки.

Впервые о Юрии встречается упоминание на страницах летописи в 1107 году. Существует предположение, что как раз тогда, а не раньше, Владимир Мономах выделил ему Ростово-Суздальское владение.

Борьба за киевское княжение

С 1147 года Долгорукий постоянно вмешивался в междукняжеские распри, стараясь отнять у племянника своего Изяслава Мстиславича город Киев.

За свою жизнь Юрий Долгорукий много раз предпринимал попытки завоевания Киева и три раза смог им овладеть, однако в общей сложности не просидел на Киевском престоле и три года.

Из-за жажды власти, корысти и жестокости он не пользовался уважением у киевлян.

В первый раз Юрий смог занять Киевский престол в 1149 г., когда он разбил войска Киевского князя Изяслава Второго Мстиславича. Под его контролем оказались также княжества – Туровское и Переяславское.

Своему старшему брату Вячеславу он отдал Вышгород, однако, традиционный порядок наследования по старшинству был нарушен, чем и воспользовался Изяслав. При помощи венгерских и польских союзников Изяслав в 1150–51 гг.

смог возвратить себе Киев и сделал Вячеслава соправителем (по сути продолжая управлять от его имени). Попытка Долгорукого отвоевать Киев закончилась поражением на реке Руте в 1151 г.

Второй раз Юрий Долгорукий получил власть в Киеве в 1155 г., когда он изгнал из города захватившего власть Изяслава III Давидовича, заручившись согласием великого князя Киевского Ростислава. После этих событий звание великого князя Киевского Ростислав уступил Юрию Владимировичу Долгорукому.

С 1155 г. третья попытка увенчалась успехом, Юрий Владимирович был правителем в Киеве до самой своей смерти в 1157 г. В летописи сказано о том, что был он человек завистливый, честолюбивый, хитрый, но и храбрый. Не пользуясь особой любовью народа и князей, смог завоевать все таки репутацию не только искусного воина, но и не менее умного правителя.

Строительство Московского Кремля

Основатель Москвы

Мечта всей его жизни – стать великим князем Киевским в результате осуществилась, но в истории и в памяти потомков он остался основателем совсем другого города.

1147 год — именно по велению Юрия Владимировича Долгорукого, для охраны границ, на никому неизвестной окраине Северо-Восточной Руси, был основан город, который и по сей день носит название Москва. Небольшое село находилось на высоком холме у слияния 3-х рек, что показалось Юрию самым подходящим для постройки сторожевого острога.

Москву великий князь можно сказать создал однако не следует забывать что он оставался князем Киевским. И там шли свои дела, которые также лежали на плечах Юрия.

Дела церковные

Великий князь решал важнейшие для той эпохи проблемы. И нельзя обойти стороной преодоления им глубокого кризиса, поразившего церковную иерархию Киевской Руси.

1147 год — по воле великого князя киевского Изяслава Мстиславича, ярого противника Долгорукого, и по инициативе Черниговского епископа Онуфрия в Софии Киевской был созван церковный собор, на котором избрали на митрополичью кафедру Клима Смолятича. Собор считался неканоническим и всеобщей поддержки у него не было.

Юрий Долгорукий. Портрет из Царского титулярника

По утверждению Юрия на великокняжеском Киевском престоле Клим Смолятич был смещен. В столицу Византийской империи великий князь направил послов, которые кроме известия о вокняжении Юрия Владимировича на Руси, передали его просьбу к императору Мануилу Комнину и Константинопольскому патриарху Константину IV Хлиарину о назначении на Русскую кафедру нового митрополита.

Император Мануил тут же признал Долгорукого в качестве законного Киевского князя. Византийский историк Иоанн Киннам пишет, что Юрий (Георгий) «занимал первое место» (в другом переводе: «обладал старшинством») «между филархами (правителями) Тавроскифии (Руси)».

Владимирская икона Божией Матери

С именем князя Юрия Долгорукого связано появление на Руси ее главной святыни – Владимирской иконы Божией Матери. Когда Юрий княжил в Киеве, патриарх Цареградский прислал ему образ Богоматери, который был написан евангелистом Лукой.

Икону поставили в девичьем монастыре, в Вышгороде, который в древние времена был удельным городом благоверной княгини Ольги. Андрей Боголюбский, покидая Вышгород, вывез чудотворную икону в Суздальскую землю. Для нее им был возведен Успенский храм во Владимире, и с того времени икона именуется Владимирской.

Владимирскую икону Божией Матери начали почитать как заступницу Русской земли и покровительницу основанной Юрием Долгоруким Москвы.

Междоусобицы

1156 год — на Русь из Константинополя прибыл новый митрополит Константин, поставленный в Киев по канонам Православной Церкви. Великий князь неутомимо стремился к единству Северной и Южной Руси.

Вначале ему это удалось, но в скором времени противники его, претендовавшие на великокняжескую власть, почувствовали, что сын Мономаха мечтает о единодержавии, и начали готовиться к войне.

Княжеские междоусобицы усиливались.

Смерть

1157 год — против великого князя сформировалась мощная коалиция из южнорусских князей, лишь Святослав Северский не изменил Юрию.

В поход на Киев готовились выступить полки Изяслава Давидовича, Ростислава Мстиславича Смоленского, Мстислава Изяславича. Юрий Долгорукий принял вызов, война была неизбежной.

Вернувшись в Киев, Долгорукий 10 мая 1157 г. после пиршества у боярина Петрилы неожиданно занемог, а 15 мая скончался.

В день выступления против Юрия Долгорукого объединенных княжеских дружин к Изяславу Давидовичу из Киева прибыл гонец с сообщением о смерти великого князя. Летописец писал: «В тот день приехали к Изяславу киевляне, сказав: иди, княже, к Киеву, Юрий умер».

Фраза может указывать на то, что в Киеве ожидали прихода Изяслава и могли ускорить смерть последнего из сыновей Мономаха. Получив это известие, по сообщению летописца, «он же (Изяслав Давидович), прослезившись и руки воздев к Богу, сказал: благословен Ты, Господи, ибо россудил меня с ним смертью, а не кровопролитием».

Враждебные Долгорукому князья в своих притязаниях опирались на киевских бояр, которые были недовольны политикой великого князя.

Все говорит за то, что великий князь мог стать жертвой княжеско-боярского заговора.

О смерти Юрия Долгорукого в летописи сказано: «Пил Юрий у Осменика Петрила в тот день, а на ночь разболелся и было болезни его 5 дней, и преставился в Киеве Юрий Владимирович, князь Киевский, месяца мая в 15-й день в среду на ночь».

Отсюда следует, что смерть великого князя наступила при довольно загадочных обстоятельствах, хотя у летописца открыто не говорится о его умышленном отравлении.

Кого-кого, а врагов у него было много. Юрий настроил против себя могущественную коалицию князей. Не был популярен Долгорукий и среди киевлян. Он не заключил «ряда» с городом, и киевское вече не могло простить такого нарушения своих традиционных прав.

Сразу после его смерти в городе вспыхнул бунт против княжеской администрации. Киевлянами были разгромлены городская и загородная усадьбы князя и перебиты все суздальцы по городам и селам Киевской земли.

После чего киевские бояре пригласили на престол Изяслава Давидовича черниговского.

Память

Так закончилась эпопея великого князя Киевского Юрия Долгорукого. Его деятельность в общерусском масштабе была довольно незначительна, но для Ростово-Суздальской земли он смог сделать многое. Во время его правления далекий, почти дикий край начал постепенно превращаться в один из наиболее высокоразвитых регионов Руси.

По сути, им была подготовлена почва, на которой и произошел расцвет княжества при его сыновьях – Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо.

В историю он вошел, в первую очередь, как основатель Москвы, как князь, который положил начало династии владимиро-суздальских и московских правителей, устроитель Северо-Восточной Руси, ставшей ядром будущей России.

В наши дни памятник Юрий Долгорукому стоит в самом центре Москвы. Гордо взирает великий князь со своего бронзового коня на результаты трудов своих.

ред. shtorm777.ru

Источник: http://shtorm777.ru/yurij-dolgorukij-biografiya-pravlenie-knyazya.html

Андрей Боголюбский. Люди — Путеводитель по Золотому кольцу России

Молитва юрию долгорукому

Андрей Юрьевич Боголюбский (около 1111 г. — 9 июня 1174 г.) — князь Вышгородский в 1149 г., 1156 г. Князь Туровский, Пинский и Дорогобужский в 1150—51 г. Великий князь Владимирский в 1157—74 г.

В 1149 г. участвовал в походе против Владимиро-Волынского князя Изяслава II Мстиславича (1096-54), проявил удивительную доблесть при штурме Луцка, где затворился брат Изяславов Владимир.

Вопреки воле отца в 1155 г. покинул Вышгород и обосновался во Владимире. Из Вышгородского женского монастыря увёз с собой икону Богородицы, которая впоследствии стала почитаться как величайшая русская святыня.

По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения построил село Боголюбово, которое со временем стало его любимым местопребыванием.

Содействуя развитию феодальных отношений, опирался на дружину, а также на владимирских горожан; был связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля.

После смерти отца (1157 г.) стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Прежде незначительный молодой городок Владимир сделал стольным городом Ростово-Суздальского княжества. С 1159 г. упорно боролся за подчинение Новгорода своей власти и вёл сложную военную и дипломатическую игру в Южной Руси.

В 1159 г. захватил город Волок Ламский, основанный новгородскими купцами (ныне Волоколамск Московской области). Андрей Боголюбский праздновал здесь свадьбу своей дочери Ростиславы с князем Вщижским Святославом Владимировичем, племянником великого князя Киевского, Изяслава Мстиславича. Основал на одном из волоколамских холмов монастырь (ныне Покровская церковь).

Около 1160 г. предпринял неудачную попытку разделить русскую церковь на две митрополии. В 1162 г.

выгнал из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу, вторую жену великого князя Юрия Владимировича Долгорукого, вместе с её детьми Мстиславом, Васильком и восьмилетним Всеволодом. В 1164 г.

с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием совершил победоносный поход на волжских булгар, перебил у них много народу и взял знамёна. Взял болгарский город Бряхимов и пожёг три других города.

Зимой 1169 г. организовал поход на Новгород во главе со своим сыном Мстиславом. Окрестности Новгорода были страшно опустошены, а сам город сдался из-за начавшегося голода.

Князь Боголюбский, ведая о том, что вследствие ожесточённой гражданской войны, начавшейся сразу после крещения Руси, к 1000 г. население страны сократилось с 12 млн. до 3 млн. человек, а сама она раскололась на множество враждующих между собой княжеств, сделал свой отчаянный шаг для освобождения России от византийской зависимости. В 1169 г.

организовал поход против великого князя Киевского Мстислава II Изяславича. Отправил своего сына Мстислава с ростовскими, суздальскими и владимирскими полками. К этому ополчению присоединилось ещё 10 князей. Так образовалась коалиция 11 князей, войска которых захватили и разграбили Киев, разгромили и сожгли дотла северный оплот Византии на Руси – Киев.

После трёхдневной осады войско ворвалось в Киев и впервые в истории взяло его «на щит»: два дня победители грабили город, не щадя никого и ничего: жгли церкви и грабили жителей, одних били, других хватали, жён разлучали с мужьями и уводили в плен.

Андрей достиг своей цели – древний Киев утратил своё вековое старейшинство; был ограблен, сожжён, лишён значительного числа жителей, перебитых или уведённых в неволю, поруган и посрамлён от других русских земель.

Прозвище «Боголюбский» получил по названию княжеского замка Боголюбово под Владимиром, своей любимой резиденции.

Изменения в политическом строе Русской земли

Андрей Юрьевич впервые за историю Киевской Руси изменил традицию престолонаследия.

«До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным.

Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда.

(…) Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, и как будто мелькнула мысль придать ему авторитет верховной власти.

Вместе с этим изменилось и положение Суздальской области среди других областей Русской земли, и её князь стал в небывалое к ней отношение. До сих пор князь, который достигал старшинства и садился на киевском столе, обыкновенно покидал свою прежнюю волость, передавая её по очереди другому владельцу.

Каждая княжеская волость была временным, очередным владением известного князя, оставаясь родовым, не личным достоянием.

Андрей, став великим князем, не покинул своей Суздальской области, которая вследствие того утратила родовое значение, получив характер личного неотъемлемого достояния одного князя, и таким образом вышла из круга русских областей, владеемых по очереди старшинства.» В. О. Ключевский.

В своём княжестве Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. В Ростовской земле было два старших вечевых города — Ростов и Суздаль.

Андрей не любил ни того, ни другого города и жил в маленьком Владимире на Клязьме, где не были в обычае вечевые сходки.

Желая править единолично, Андрей погнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр.

Деятельность Андрея по отношению к Южной Руси оценивается большинством историков как попытка «произвести переворот в политическом строе Русской земли».

Ссора между внуками Мстислава Великого дала повод Андрею вмешаться в дела Южной Руси. В 1168 г. Мстислав Изяславич из Владимира Волынского занял Киев и посадил в Новгороде своего сына Романа. Он претендовал на «старейшинство» среди князей. Но его домогательствам воспротивились двоюродные братья Ростиславичи из Смоленска.

В помощь Ростиславичам Андрей Боголюбский послал с войсками своего сына — Мстислава. Всего, таким образом, было до 11-ти князей с их дружинами и ратью. Союзники призвали половцев и 12 марта 1169 г. взяли «копьем» (приступом) Киев. Два дня суздальцы, смоляне и половцы грабили и жгли «мати русских городов». Множество киевлян были уведены в плен.

В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. Половцы подожгли Печерский монастырь. «Митрополия» Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами.

«И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая», после чего отдал Киев в удел своему брату Глебу, а сам, поселившись во Владимире принял титул «великого князя».

Подчинив себе Киев, Андрей последовательно хотел завладеть и Новгород. Зимой 1170 г. явилась грозная рать под Новгородом — суздальцы, смольняне, рязанцы, муромцы и полочане. Князь Роман Мстиславич к вечеру 25 февраля с новгородцами победил суздальцев и их союзников. Враги бежали. Новгородцы наловили так много суздальцев, что продавали их за бесценок (по 2 нагаты).

Он также привёз в Суздальскую землю икону Вышгородской Божьей Матери, получившую впоследствии название Владимирской. Вот как это описано у Н. И. Костомарова:

«Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою.

Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место.

Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие.

Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю».

Князь Андрей пытался распоряжаться киевскими князьями как своими подручниками, что вызвало резкий протест Ростиславичей. Тогда Андрей послал в Киев мечника Михно с надменным посланием.

Он приказал киевскому князю убираться в Смоленск, а двум его братьям не велел «в Русской земле быти».

Не стерпев обиды, младший из Ростиславичей, Мстислав Храбрый передал князю Андрею, что прежде Ростиславичи держали его как отца «по любви», но не допустят, чтобы с ними обращались, как с «подручниками».

Большое ополчение Суздальской земли — ростовцы, суздальцы, владимирцы, переяславцы, белозерцы, муромцы и рязанцы, под главным начальством сына Андрея Юрия и боярина Жидиславича, пошло в путь.

К ним пристали новгородцы и смоляне, а также дружины туровских, пинских и городенских князей, подчиненных Полоцку. Рюрик заперся в Белгороде, Мстислав в Вышгороде, а Давида послали в Галич просить помощи у Ярослава Осмомысла.

Все ополчение главным образом напирало на Вышгород, чтобы взять Мстислава, как приказал Андрей. 9 недель стояло это ополчение. На помощь Мстиславу прибыли войска из Владимира-Волынского.

Войско Андрея Боголюбского потерпело полное поражение и бежало в таком беспорядке, что многие, переправляясь через Днепр, утонули. «Так-то, — говорит летописец, — князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием: распалился гневом, возгородился и напрасно похвалился; а похвалу и гордость дьявол вселяет в сердце человеку».

Ростово-суздальские бояре отказались принять нового князя из Киева и выбрали правителем Андрея Юрьевича, надеявшись таким образом обособиться от Киева.

Развитие города Владимир

Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир, укрепил его, построил великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри.

В это же время под Владимиром вырос укреплённый княжеский замок Боголюбово — любимая резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он и получил прозвище.

При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова.

В 1158—64 гг. Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью.

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси. В будущем став ядром современного Российского государства.

Смерть Андрея Боголюбского

Поражение 1173 г. и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. был убит. Легенда гласит, что заговорщики (бояре Кучковичи) сначала спустились в винные погреба, где основательно нагрузились спиртным.

Потом заговорщики подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (это был один из его любимых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но заговорщики заранее убрали меч.

Меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью был вероломно похищен в ту ночь ключником Анбалом. Выломав дверь, они бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц.

Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли — опять спустились в винные погреба.

Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец — принимаю его я». Убийцы довершили своё дело. Тело князя лежало на улице пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный киевлянин Кузьмище Киянин.

Похоронен Андрей Боголюбский в Успенском соборе во Владимире. Антрополог М. М. Герасимов создал по черепу Андрея скульптурный портрет.

Источник: https://golden-ring.drugiegoroda.ru/people/1202-bogolyubskij-andrej/

Юрий Долгорукий

Молитва юрию долгорукому

Наверное, это один из самых противоречивых и беспокойных персонажей российской истории. Сын Владимира Мономаха, он был охвачен постоянным желанием наращивать власть и владения, завоевывая все новые и новые города и селения.

Знаменитый российский историк Василий Татищев, описывая биографию государственного деятеля, упоминал, что князь был «великим любителем женщин, сладкой пищи и пития». А заботился более всего «о веселиях, нежели об управлении и воинстве». Сам он мало что делал, возлагая рутинные обязанности на «детей и князей союзных».

С Татищевым соглашается другой историк и публицист – Михаил Щербатов. Он полагал, что прозвищем «Долгорукий» современники наделили Юрия за личные качества. Князь, «подобно персидскому царю Артаксерксу, проявлял «алчность к приобретению».

Князь Юрий Долгорукий

Тот же Василий Татищев пришел к выводу, что датой рождения князя следует считать 1090 год. Если это так, то его матерью стала Гита Уэссекская, первая супруга Владимира Мономаха. По происхождению она была английской принцессой, дочерью последнего правившего короля англосаксов Гарольда II.

Однако «Гюргева мати» (мать Юрия), о которой говорится в «Поучении» Владимира Мономаха, умерла в мае 1107 года, а Гита скончалась весной 1098-го. Поэтому, по мнению некоторых исследователей, матерью этого отпрыска могла быть вторая жена Мономаха – Ефимия.

Это значит, что Юрий Долгорукий появился на свет в промежутке между 1095 и 1097 годами. Но единого мнения нет, поэтому принято считать, что князь родился в 1090-е годы.

Правление

Еще мальчиком Юрий вместе с родным братом Мстиславом был отправлен княжить в Ростов.

С 1117 года началось самостоятельное правление Долгорукого. Но в начале 1130-х его неудержимо потянуло на юг, поближе к престижному киевскому княжеству. Главными событиями во внешней и внутренней политике Юрия Долгорукого стали многочисленные завоевательные походы, которые предпринимал князь.

https://www.youtube.com/watch?v=eDXxwgEcvhI

Юрий Долгорукий

В 1132 году Юрий захватил Переяславль Русский. Но закрепиться там надолго не смог – усидел только неделю. Таким же результатом увенчался захват Переяславля в 1135 году.

Неспокойный Юрий Долгорукий регулярно вмешивался в междукняжеские распри. Особенный интерес он имел к великому Киеву, где в то время правил его племянник Изяслав Мстиславович.

Ранее городом управлял отец Юрия, Владимир Мономах, поэтому честолюбивый князь так истово стремился занять старший княжеский престол. Из нескольких попыток овладеть Киевом три оказались результативными.

Киевляне не любили алчного и жестокого вельможу.

Первый раз занять вожделенный город Долгорукому удалось в 1149 году. Юрий разбил войска Изяслава Второго Мстиславича и захватил Киев. Кроме того, под его управлением оказались Туровский и Переяславский престолы. Старшему брату Вячеславу воевода отдал Вышгород.

Юрий Долгорукий трижды завоевал Киев

Традиционный порядок престолонаследования, в основе которого был принцип старшинства, оказался нарушен, поэтому борьба за киевский престол продолжилась. Изяслав договорился с польскими и венгерскими союзниками и в 1150-51 годах вернул себе Киев. Вячеслава он сделал соправителем.

Воевода предпринял новую попытку отбить город. Но битва закончилась досадным поражением на реке Руте.

Второй успешный набег на Киев воевода совершил в 1153 году. Заручившись согласием Великого князя Киевского Ростислава, он изгнал из города Изяслава. Ростислав даже уступил победителю звание Великого князя Киевского. И снова усидеть на престоле долго не получилось.

Юрий Долгорукий

Зато третья попытка увенчалась успехом. Завоевав киевское княжество в 1155 году, правитель получил титул Великого Киевского князя и закрепился здесь до самой кончины. Впрочем, и здесь длительного княжения не получилось: Юрий Долгорукий умер спустя 2 года после завоевания Киева, в 1157-м.

Годы правления князя Юрия Долгорукого оказались противоречивыми. Вельможа был завистливым, хитрым и жадным, но при этом его называли отважным и умелым воином.

Некоторые исследователи считают его вовсе не глупым, что положительно повлияло на итоги правления Долгорукого.

К заслугам князя относятся и союз с Византийской империей (в том числе и торговый), и заключение мирного договора с половцами, а также заветное, хотя и недолгое пребывание на киевском престоле.

Памятник Юрию Долгорукому в Костроме

Но так уж случилось, что вельможа, всю жизнь мечтавший о Киеве, ассоциируется с другим городом – Москвой. Потомки считают его основателем столицы.

По легенде, Юрий Долгорукий возвращался из Киева во Владимир и на болотах увидел необычного лохматого зверя с тремя головами, который с наступлением утра растаял в тумане.

Рядом с этим местом обнаружилось поселение боярина Кучки, который неприветливо отнесся к дружине князя и не отдал полагающихся почестей нежданным гостям. В ответ на это Юрий Долгорукий предпринял военный захват поселения, убив при этом Кучку.

Юрий оказал милость только детям боярина – дочери Улите, которую потом выдал замуж за сына Андрея Боголюбского, и сыновьям – Петру и Якиму. Когда отпрыскам Кучки открылась тайна гибели их отца, они пошли на сговор и убили сына Юрия Долгорукого – Андрея. Этот факт описывается в житии князя Боголюбского, который был позднее прославлен русской православной церковью в лике святых.

Юрий Долгорукий – основатель Москвы

В 1147 году по распоряжению Юрия Долгорукого на окраине северо-восточной Руси было заложено поселение, роль которого состояла в охране границ. Оно возвышалось на холме у слияния трех рек. Это было идеальное место для сторожевого острога. Поселение оказалось благоприятным для жизни и начало быстро разрастаться.

В том же 1147 году воевода, возвратившись из похода на Новгород, написал союзнику, чернигово-северскому князю Святославу Ольговичу, послание: «Прииде ко мне, брате, в Москов!». В этом послании Москва упоминается впервые.

Позднее летописное высказывание князя превратилось в цитату, которая знакома всем почитателям русской истории. Ипатьевская летопись гласит, что письмо князя – самый первый источник информации о будущей столице России.

Поэтому 1147-й считается годом основания города.

Памятник Юрию Долгорукому в Юрьеве-Польском

В среде историков существует версия, по которой к моменту упоминания в летописном своде этот город уже существовал на протяжении пяти тысяч лет. В названии использовалось два древнеславянских корня: «моск», что в переводе звучит как «кремень» и «ков» – «прятаться». В целом слово означало «каменное укрытие».

Не только Москва считается «рожденной» этим вельможей. Юрий Долгорукий основал Дмитров, назвав этот город в честь младшего отпрыска Всеволода Большое Гнездо, крещеного Дмитрием. А в начале 1150-х воевода основал Переяславль-Залесский и Юрьев-Польский.

Реформ во время правления князя не проводилось. К главным достижениям внутриполитической деятельности воеводы относят строительство городов, крепостей и храмов.

К укреплению власти Долгорукого привело осваивание северо-восточных земель и спокойное состояние на восточных границах.

Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский

В 1154-м жажда завоевания снова обуяла князя. Он захватил Рязань, отбив ее у князя Ростислава. Править городом стал сын Долгорукого – Андрей Боголюбский. Но удержать Рязань не удалось: Ростислав заручился поддержкой половцев и выбил захватчиков со своей вотчины.

В 1156 году князь-основатель Москвы укрепил город глубоким рвом и мощным деревянным частоколом. Наблюдал за работой его сын Андрей Боголюбский.

Памятник Юрию Долгорукому в Москве

Не всюду политика Юрия Долгорукого была ненавидима так же, как в Киеве. На севере Руси о нем сбереглась добрая память. Здесь считают, что он приложил немало сил к обустройству земли русской.

При его жизни вырос и окреп Владимир-на-Клязьме. А еще вельможа оставил после себя памятники архитектуры – Спасо-Преображенский собор в Переяславль-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церкви Георгия во Владимире и Спаса в Суздале.

Личная жизнь

Вельможа был женат дважды. Первая жена Долгорукого – дочь половецкого хана Аепы Осеневича. Этот брак задумал Владимир Мономах, имея целью посредством союза укрепить мир с половцами. Личная жизнь Юрия Долгорукого с половчанкой сложилась счастливо. В этом браке на свет появились 8 детей.

Князь Юрий Долгорукий

После смерти первой супруги князь женился во второй раз. Его женой стала царевна Ольга, дочь (по иным сведениям – сестра) византийского императора Мануила Первого Комнина. От двоих браков Юрия Долгорукого родились 13 детей.

Среди сыновей Юрия Долгорукого прославились Андрей Боголюбский, укрепивший позиции Владимиро-Суздальского княжества, которое стало ядром современной России, а также Всеволод «Большое Гнездо», который после убийства старшего Андрея перенял бразды правления княжеством. Внук Всеволода III – Александр Невский – прославился победой над ливонскими рыцарями во время Ледового побоища.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.