Освящение престола молитва

Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви

Освящение престола молитва

VI. Положение святых мощей под Престол и в антиминс

Помазание мощей святым Миром.

Укрепление ковчега с мощами на столпе («основании») под Престолом.

Вкладывание частицы мощей в мешочек и укрепление его воскомастихом на антиминсе.

Протодиакон: «Господу помолимся».

Молитва, произносимая архиереем: «Господи Боже, иже и сию славу…».

Возглас архиерея: «Яко Твое есть Царство…».

Возглашение диакона: «Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся!».

Молитва, произносимая архиереем: «Господи Боже наш, иже тварь единым словом создавый…».

Возглас архиерея: «Яко свят еси…».

Диакон – ектенья: «Помилуй нас, Боже…».

Архиерейское благословение крестом на четыре стороны.

Многолетие Патриарху и кропление святой водой предстоящих.

Освящение архиереем одних антиминсов

Если архиерей по каким-либо причинам не может освятить храм, он освящает только антиминс или несколько антиминсов, если церковь имеет приделы. Впоследствии эти антиминсы отправляются в церковь, для которой они предназначены, а освящение самого храма совершается священником.

Чинопоследование освящения антиминсов включает в себя многие моменты из Великого освящения храма архиереем.

В частности, читаются те же две молитвы: «Господи Боже Спасителю наш…» и «Боже Безначальный…», что и во время освящения храма; звучат многие из молитвословий Великого освящения, антиминс помазывается (на практике кропится) родостамном и на нем воскомастихом крепятся мощи святых и т. д.

То, что освящение антиминсов и последующее освящение храма священником – части одного чинопоследования, можно понять из того факта, что прочитанные архиереем молитвы уже не повторяются священником. Таким образом, совершаемое по необходимости освящение архиереем одних антиминсов никоим образом не становится «выхолащиванием» важнейшего обряда Церкви.

Освящение храма священником

Если храм освящается священником, совершаемые при этом священнодействия почти не отличаются от тех, что бывают во время архиерейского чинопоследования обряда. Основные особенности таковы.

1. Накануне дня освящения перед иконой Спасителя у Царских врат на аналое ставится дискос с освященным антиминсом, покрытый звездицею и воздухом. Перед ним зажигается свеча.

2. Во время установки («утверждения») Престола начальствующий священник не произносит тех молитв, которые должен читать архиерей, поскольку они были произнесены епископом при освящении антиминса.

3. Священник при обвязывании вервием (веревкой) Престола, облаченного в срачицу, делает обвязку не крестообразной формы, а в виде пояса.

4. Престол и стены храма не помазываются святым Миром, так как это уже совершено архиереем над антиминсом.

5. При крестном ходе вокруг храма носят не дискос с мощами, а антиминс.

6. Слова «Возмите врата князи ваша» и «Кто есть сей Царь славы?» перед закрытыми дверями храма произносятся только один раз.

7. Святые мощи на «основании» (столбце) под Престолом не кладутся.

8. По прочтении молитвы «Господи, Боже наш…» сугубой ектеньи не бывает, а читается малая.

9. При целовании креста священник окропляет присутствующих святой водой.

10. Многолетие не поется.

Затем, как и после архиерейского освящения храма, читаются Часы и совершается Божественная литургия.

Малое освящение храма совершается в том случае, если в уже освященном храме проводились ремонтные работы или его незначительная перестройка. Обязательным условием совершения в этом случае именно малого освящения является неприкосновенность Престола (то есть если Престол при совершении работ не был передвинут или поврежден).

Малый чин освящения бывает до совершения Часов и последующей Божественной литургии. Посреди церкви совершают молебное пение тому, во имя кого храм построен: поется канон храмового праздника, совершается малое освящение воды и читаются две молитвы на обновление храма.

Затем предстоятель окропляет святой водой Престол со всех сторон, алтарь, иконостас и весь храм, а другой священнослужитель совершает каждение. После этого возглашается «Премудрость» и отпуст и начинается чтение Часов.

Особенности совершения чина малого освящения храма вследствие тяжелых обстоятельств следующие.

1. Если во время пожара, землетрясения или других стихийных бедствий руки непосвященных (то есть не священнослужителей) касались Престола, священных сосудов и одежд, – читаются особые молитвы, положенные в Требнике «на отве́рзение храма, осквернившагося от языков, еще же и от еретиков».

2. Если в храме скоропостижно умер человек или была пролита кровь в результате несчастного случая или насилия, – читают особую молитву «на отве́рзение храма».

3. Если храм осквернен рождением или смертью животного, священник при входе в церковь до обычных молитв читает молитву «на отве́рзение храма», положенную в предыдущем случае.

При закрытии храма по тем или иным причинам какого-либо чина не совершается. Единственное требование при этом – чтобы вся освященная утварь была перенесена в другой храм и не подверглась бы поруганию.

Освящение колоколов

Любое храмовое здание имеет либо колокольню, либо специальное место для размещения колоколов, собирающих христиан в храм на богослужения. В первой части справочника подробно говорилось о разновидностях колоколен и видах колоколов, используемых в православных храмах.

Новопостроенные храмы, как правило, имеют в своем ансамбле колокольни, но прежде чем колокола будут повешены на свое место, над ними совершают обряд благословения. Это чинопоследование совершается чаще всего на храмовом дворе, где колокола подвешивают на небольшой высоте, позволяющей окропить их снаружи и изнутри.

Тут же ставится стол, на котором – сосуд со святой водой и кропило.

Архиерей либо священник дает возглас: «Благословен Бог наш…». Поется «Царю Небесный» и читается «обычное начало», далее – «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне» и «Приидите, поклонимся» (трижды).

Затем читаются псалмы: 148-й – «Хвалите Господа с небес…»; 149-й – «Воспойте Го́сподеви песнь но́ву…» и 150-й – «Хвалите Бога во святых Его…»; «Слава, и ныне» и «Аллилуиа» (трижды).

К прошениям произносимой вслед за этим мирной ектеньи после «О плавающих, путешествующих…», добавляются следующие, специальные:

«О еже благословити кампа́н сей, в славу святаго Имене Своего, небесным Своим благословением, Господу помолимся»;

«О еже подати ему благодать, яко да вси слышащии звенение его или во дни или в нощи, возбу́дятся к славословию святаго Имене Божия, Господу помолимся»;

«О еже гласом звенения его утолитися и утишитися и престати всем ве́тром зельным, бурям же, громо́м и молниям и всем вредным безветриям и злорастворе́нным воздухом, Господу помолимся»;

«О еже отгнати всю силу коварства же и наветы невидимых врагов от всех верных своих, глас звука его слышащих и к деланию заповедей Своих возбудити я (их), Господу помолимся».

Затем читается 28-й псалом: «Принесите Господеви, сынове Божии…». Предстоятель произносит молитву: «Господи Боже наш, хотяй от всех верных Твоих всегда славимь и покланяемь быти…» и тайную молитву:

«Владыко Боже, Отче Вседержителю, Иже трубным гласом седмию жрец, идущих пред кивотом свиде́ния, иерихонским твердым сте́нам пасти и разрушитися сотворил еси и вся во граде сущия в руце людей Твоих пре́дал еси, Ты и ныне кампан сей небесным Твоим благословением исполни, яко да глас звенения его услышавше, противныя воздушныя силы далече от града верных Твоих отступя и вся раздеже́нныя их огненныя яже на нас стре́лы угаснут, трескания же молний, нападение града и вся вредныя воздухов злорастворения, всесильною и крепкою десницею прогонима и удержанна да утолятся, утихнут и отступят, вся бо Ты в славу Твою, к пользе и спасению нашему чрез посредства действуеши».

После молитвы священник кропит колокол с четырех сторон, изнутри и снаружи, говоря: «Благословляется и освящается кампан сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Хор поет псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми…». Затем читается паримия из книги Чисел (10; 1-10): «Рече Господь к Моисею, глаголя: сотвори себе две трубы серебряны, кованы…». Эти серебряные трубы были прообразом современных колоколов.

Затем поются стихиры: глас 2-й – «Земли и прочим стихиям…»; глас 1-й – «Основание всея земли подвизаяй, Боже…»; на «Слава, и ныне» глас 4-й – «Всяческая единою в начале Собою непосредственне создавый, Господи, ныне же вся посредственне де́йствуяй, гласом звона сего освященнаго всякое уныние с ленивством от сердец верных Твоих отжени, страх же Твой в них с благочестием вкорени и спешных на молитву, скорых же ко всякому благому делу Твоею силою сотвори, избавляя нас от всех наветов вражиих, и невредных от злорастворенных воздухов заветрения соблюдая, молитвами Богородицы и всех святых Твоих, яко Един Милосерд».

Затем диакон: «Премудрость». – Хор: «Честнейшую Херувим…», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Настоятель творит дневной отпуст.

Водружение креста на куполе новопостроенного храма

Храмовое здание всегда увенчивается крестом и без него как дом Божий существовать не может. В первой части справочника говорилось о символике различного количества куполов над возводимыми храмами. Каждый из этих куполов увенчивается надглавным крестом. Водружение креста над куполом церкви сопровождается особым обрядом, чинопоследование которого следующее.

Иерей в епитрахили кадит приготовленный к установке крест и возглашает: «Благословен Бог наш…». Читается «обычное начало» и после возгласа иерея «Яко Твое есть Царство…» поются тропари Кресту и Богородице: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава» – «Вознесыйся на Крест волею…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Затем диакон: «Господу помолимся». – Хор: «Господи, помилуй».

Иерей читает специальную молитву на водружение креста: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, жезло́м Моисеевым и древом оным, на нем же змию медяную в пустыни, от угрызения змие́в избавляя люди, привязати повелел еси, образ Честна́го и Животворящего Креста Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа прообразивый, имже диаволя сила упразднися и змием оным древним вселукавым угрызе́нный и умерщвленный род наш оживотворися. Смиренно Твоему безмерному человеколюбию припа́дающе, молимся и мили ся де́ем, поели ныне благословение Твое Небесное и благослови зна́мение сие крестное и даждь ему силу и крепость благословеннаго онаго, Кровию Сына Твоего окропленнаго Древа, во еже быти храму сему, имени Твоему созда́нному, покров державен, твердое ограждение, от всякаго злаго обстояния всегдашнее избавление, благолепие же и украшение и знамение видимым и невидимым врагом страшное и ужасное, всех же в храм сей с верою входящих и на не́ (на него) взирающих и Распятому на Кресте Сыну Твоему кланяющихся благослови и, силою Крестною оградив, неврежденных от всякаго зла всегда соблюди. Крест бо есть красота церковная, царем держава, верным утверждение, Павлова похвала, бесо́в же язва. Ей, Господи Боже наш, всех верою на знамение сие взирающих и спасительную Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, смерть воспоминающих и Тебе прилежно молящихся милостивно услыши и человеколюбно помилуй. Здравие же с долгоденствием даруй и Царствия Твоего сподоби благодатию и щедротами и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

После этого иерей кропит крест, произнося: «Благословляется и освящается знамение сие крестное, благодатию Святаго Духа, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Затем поется кондак Креста: «Вознесыйся на Крест волею тезоименитому Твоему новому жительству щедро́ты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира – непобедимую победу».

Чинопоследование оканчивается отпустом храма и крест водружают на куполе.

Освящение церковных вещей и принадлежностей

Новые вещи и принадлежности храма (дискос, Потир, звездица, лжица, покрова́, кивот для Святых Даров, илито́н, индития, священнические одежды, крест и многое другое) могут быть освящены отдельно от освящения всего храма.

При этом перед Царскими вратами ставится покрытый стол с теми предметами, которые предназначаются к освящению.

Покадив крестообразно освящаемые вещи, священник дает возглас: «Благословен Бог наш…», после чего читаются: «Царю Небесный», «обычное начало», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды).

Затем, в зависимости от того, какой предмет освящается, читаются следующие псалмы:

1) при освящении сосудов – псалом 22-й;

2) кивота – 131-й;

3) илитона – 110-й;

4) священнических одежд – 132-й;

5) индитии – 92-й;

6) церковных сосудов – 25-й;

7) иконы Святой Троицы – 66-й;

8) иконы Спасителя – 88-й;

9) иконы Богородицы – 44-й;

10) икон святых – 138-й;

11) при освящении креста – 131-й, 59-й и 98-й.

Затем: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), и священник при каждом освящении читает особую молитву и еще одну – тайную. После чего он кропит святой водой освящаемые предметы, говоря следующие слова: «Освящается (название предмета) сей (сия) благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Если освящаются иконы – поются тропари и кондаки в честь изображенных на них «праздника» или святого, после чего звучит отпуст. На освящение Евангелия молитв не положено, но если на эту Книгу был вновь сделан или обновлен оклад – читаются молитвы из чина освящения икон Спасителя и святых.

Источник: https://litra.info/book/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-chast-3-obryady-pravoslavnoy-tserkvi/page-3.html

Освящение храма

Освящение престола молитва

Скачать эту статью

Чтобы вступить в духовную христианскую жизнь, от человека требуется пройти через ряд таинств. Точно так же дела обстоят и с храмом. Если зданию предстоит стать частицей Церкви, то оно должно пройти через своеобразный ритуал очищения и посвящения себя духовному миру.

Простое здание превращается в святое, куда, как принято считать, отныне будет спускаться Дух Святой и распространять на верующих благодать.

Освящение храма — это его «крещение», наделение здания духовной сущностью

Освящение храма — традиция не новая. Ещё древние иудеи представляли Иерусалимский храм обителью Всевышнего, местом особым, святым, к которому надлежало относиться с благоговением.

Современная христианская традиция освящать храм возникла примерно в V веке. Быть может, и раньше. Но именно тогда её утвердили на IV Вселенском соборе.

Поскольку это произошло ещё до раскола, то и ритуал с некоторыми различиями унаследован основными ветвями христианской Церкви — католичеством и православием. Но особенности обряда меняли ещё в течение пяти веков.

В православии чин освящения храма архиереем называется обновлением. То есть, в представлении верующего человека, это не просто формальная вычитка молитв и совершение ритуальных действий, а настоящая трансформация здания, наделение его новой, духовной сущностью.

Храм, как и человек, должен войти в Церковь через ритуал.

Аналогичным образом и человек, который проходит через крещение, умирает для греховной жизни и открывается новому, духовному существованию.

Престол храма — место, где проводится основной обряд освящения

В «Настольной книге священнослужителя» сказано:

«Священнодействия на основание и освящение храма проникнуты тем же духом благодати, какой были исполнены святые отцы, составившие и утвердившие их. Среди них возвышается святой Василий Великий. Каждая молитва, каждое священнодействие заключают в себе глубокое духовное созерцание и сокровенный смысл.

Под видом храма видимого, материального этот вселенский учитель разумел Церковь невидимую во главе с Самим Спасителем, собрание верных членов Тела Христова, Бога Живого.

Новый храм в этих молитвословиях как бы очеловечивается, и над ним совершаются тайнодействия, подобно тому, как над человеком совершаются Таинства Крещения и Миропомазания; к ним присоединяется еще нечто и от Таинства Священства, ибо храм посвящается на вечное служение Господу».

Освещают новые и осквернённые храмы, а также здания, где затронули престол

Освящение храма обычно производят в нескольких случаях.

В новом здании. Это наиболее распространённая ситуация. Подобно тому, как в православии крестят младенцев, только построенный храм посвящают христианской Церкви. При этом есть несколько чинов, которые нужно отслужить в процессе строительства и по его завершении:

  • «Чин на основание храма»;
  • «Чин на поставление креста»;
  • «Чин благословения колокола»;
  • «Чин освящения часовни».

При повреждении или смещении престола. Такое происходит, например, при ремонте.

В осквернённом здании.

О том, когда храм считают осквернённым, говорит священник Георгий Христич:

Чин великого освящения храма заново совершается, когда церковь осквернена от насилия языческого или еретического или когда при исправлении и возобновлении храма бывает поврежден или поколеблен престол.

Намеренным осквернением является превращение храма в здание иного назначения (это запрещено 13-м правилом 7 Вселенского собора). Если выставка или концерт не мешают литургической жизни храма и имеют отношение к Церкви — это вполне возможно. А вот если храм превращен в выставочный комплекс — уже прямое нарушение канонов!».

Также осквернить храм могут какие-либо греховные действия в нём: убийство, насилие и т.д.

Малое освящение храма проводят, если не осквернён престол

Малое освящение храма может проводить любой священник. Оно проводится, если алтарь ремонтировали, но престол не затронули. Также если престола коснулись неосвящённые руки, либо в храме пролилась кровь, либо кто-то умер, будет уместна такая служба.

Обновлению храма поспособствует простое окропление его святой водой, а также чин «На отверзение Церкви от еретик оскверншагося», его текст есть в требнике.

Об особенностях малого освящения храма рассказывает заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай (Емельянов):

«Малое освящение совершает священник, а не епископ. При этом по-другому одевается на престол облачение (оно обвязывается по периметру веревкой особым образом), не вкладываются под Престол святые мощи, он не помазывается миром.

Именно поэтому мы в России всегда служим на Антиминсе, на котором стоит подпись епископа и в котором вшиты мощи. Само слово Антиминс означает — вместо престола».

Освящённый антиминс — это плат, в который вшивают мощи. Его кладут на престол. В некоторых службах он незаменим.

Антиминс — плат с мощами, нужный для освящения храма

Великое освящение храма проводит архиерей, либо иерей при помощи антиминса

Великое освящение храма обычно проводит архиерей. Это наиболее распространённая и каноническая практика. Только у высшего духовенства есть достаточно полномочий, чтобы провести такой обряд.

Но чин великого освящения может провести и другой священник — по благословению архиерея, хотя процедура тогда будет несколько отличаться. Существуют следующие варианты:

  • Храм освящает сам архиерей. Также он освящает и антиминс. Полный чин есть во второй части требника и называется «Чин освящения храма от архиерея творимаго».
  • Архиерей освящает только антиминс. В таких случаях обряд освящения выполняет другой священник, который ниже по чину: архимандрит, игумен и т.д. Тогда чин освящения храма священником менее торжественный, но сути действа это не меняет.

В «Настольной книге священнослужителя» написано:

«Никто не может основать и построить церковь, кроме правящего архиерея или посланного от него священника. Если же кто-либо дерзнет сооружать церковь без благословения епископа, подлежит извержению как презирающий епископскую власть».

Освещение храма — это служба из молитв, окропления храма и принесения мощей

Освящение храма совершается в несколько этапов:

Освящение воды. Накануне дня освящения храма нужно приготовить воду, так как она используется в обряде. Нужно совершить молебен и приготовить святую воду.

Всенощное бдение. Также производится накануне. В храме служат малую вечерню. Помимо службы обновлению храма проводят и службу святому, в честь которого построили храм.

Накануне освящения храма устраивают всенощное бдение

Устройство престола. На престол заливают специальный состав — воскомастих. С одной стороны это клей, который склеивает углы престола, а с другой — символ, так как источает ароматы, с которыми погребали Спасителя. Во время ритуала исполняют следующие псалмы:

«Вознесу Тя, Боже мой»:

«Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки. Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо. Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем. А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих. Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем.

Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.

Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои; да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.

Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды. [Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.] Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных. Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; 16 открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.

Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит. Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки».

«Господь пасет мя»:

«Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни».

Архиерей произносит:

«Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков».

Иереи отвечают:

«Аминь».

Царские врата отворяют в процессе освящения храма

Затем священнослужители во главе с архиереем камнем прибивают четыре гвоздя к доске престола. Использованные камни оставляют под престолом.

После того, как престол утверждён, отверзают царские врата. Протодиакон призывает всех преклонить колени. Трижды поют «Господи помилуй», а затем архиерей громко читает молитву «Боже Безнчальный» о ниспослании Святого Духа.

После этого царские ворота закрывают.

Омовение престола водой. Престол крестообразно поливают розовой водой с красным вином. Это символизирует кровь Спасителя. Следует помазание миром престола, что также несёт символическое значение. С одной стороны это иллюстрирует снисхождение благодати Господа, а с другой напоминает о духовных дарованиях.

Облачение престола и жертвенника. Для этого существует специальные ритуальные одеяния, их два:

  • Нижнее. Оно белого цвета и иллюстрирует плащаницу, в которую завернули Иисуса Христа, когда сняли с креста.
  • Верхнее. Украшенное. Это символ славы Господа.

Освящение стен храма при помощи каждения. Их мажут миром и окропляют святой водой. Важный символический смысл несёт само каждение. В Библии говорилось, что Святой Дух пребывал возле Скинии Собрания в виде облака. Дым отлично изображает его. Также освещают иконостас, иконы и прочие принадлежности.

Под престолом и в антиминс вкладываются мощи, доставленные из другого храма. Преемственность — одна из главных черт большинства религий. Христианство — не исключение. Не только священники наследуют миссию друг у друга, но и ни один освящённый собор или храм не обошлись без того, чтобы унаследовать благодать у другого здания.

Освящение престола — престол крестообразно поливают розовой водой с красным вином

Священнослужители выбирают церковь, где хранятся мощи. Их переносят в новый храм.

При этом мощи могут принадлежать любому святому, ведь благодать Господа есть в каждом из них.

С мощами делают крестный ход вокруг храма, архиерей читает молитвы, а певцы внутри храма исполняют «Кто есть сей Царь славы?». Затем мощи вносят внутрь.

Молитвы, лития, отпуст. После внесения мощей следуют молитвы:

  • «Господи Боже, Иже и сию славу» — читает архиерей;
  • Молитва о создателях храма — читает архиерей, весь народ стоит на коленях;
  • Малая ектения;
  • Архиерей совершает крестное знамение по сторонам света, а протодиакон перед каждым разом, кадя, произносит: «Господу помолимся, сердцем вси»;
  • Хор трижды поет «Господи, помилуй» (трижды);
  • Молитвословия перед отпустом;
  • Архиерей произносит опуст;
  • Возглашение многолетия протодиаконом;
  • Архиерей окропляет храм, освещает его таким образом;
  • Сразу же читают третий и шестой часы;
  • Затем в течение семи дней служат литургию.

Источник: https://hranitel.club/661-osvyashhenie-hrama

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.