Сочинение стихотворению лермонтова молитва
Сочинение по стихотворение лермонтова молитва
Стихотворение «Молитва» наполнено настроением божественного откровения. Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращённых к Богу слов («созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту.
Поэт использует минимум изобразительно-выразительных средств, стихотворение звучит очень просто, естественно, как обычная человеческая речь, но что-то в нём завораживает, заставляет повторять его несколько раз.
Отметим эпитеты, употреблённые с инверсией: «в минуту.
жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых». В прямом порядке употреблены эпитеты «непонятная, святая прелесть». Ощущение песни создают повторы («И верится, и плачется, И так легко, легко…»), богатые рифмы и чередование коротких строк четырёхстопного и трёхстопного ямба.
Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!
Анализ стихотворения “Молитва”
Михаил Юрьевич Лермонтов – один из наиболее неоднозначных, сложных поэтов русской литературы 19 века. Его творчество дышит энергией, силой духа, но, в то же время, в его произведениях чувствуется привкус горечи и слышны мотивы безысходности и отчаяния.
Откуда же такой синтез этих противоречивых чувств в душе столь молодого человека? Ответ на этот вопрос следует искать в самой эпохе, историческом окружении поэта. Лермонтов жил в 30-ых годах 19 века, во время смут и застоя.
Молодое поколение терзалось переосмыслением наследия прошлого и неясностью будущего. Это была эпоха отсутствия высоких нравственных и духовных идеалов.
И Лермонтов в полной мере прочувствовал на себе трагизм «потерянного поколения».
Несмотря на тонкую организацию души поэта, Лермонтов был сильной, стойкой личностью. И это не могло не найти отражения в его стихотворениях. Но и сильным людям порой требуется поддержка и утешение. И, видимо, в один из моментов душевного кризиса было написано стихотворение-исповедь «Молитва».Это произведение является одним из примеров того, что краткость формы не преуменьшает богатства и полноты содержания. Оно состоит всего лишь из трех четверостиший, но здесь Лермонтов открывается нам с новой, дотоле неизвестной, стороны:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
В этих строках мы видим не Лермонтова-борца, Лермонтова-философа, рассуждающего и осуждающего своих современников, но некоего «внутреннего» Лермонтова, способного на горячую, безоглядную веру. Стихотворение проникнуто особой психологичностью.
Мы четко видим в образе лирического героя черты самого автора, его глубинные, потаенные мысли и чувства. Мы застаем его в момент душевного упадка, отчаяния, в «минуту жизни трудную». И вот в поисках успокоения он обращается к высшим силам, к Богу.
Делая переклички с жизненным путем автора стихотворения, можно прийти к выводу, что герою на самом деле больше не к кому обратиться, негде искать утешения. Ведь, как уже говорилось выше, поэт жил во время нравственного застоя, он не питал никаких иллюзий по поводу своих современников.
Осознавая всю горечь сложившейся в ту пору ситуации, Лермонтов чувствовал себя очень одиноким, возможно, в какой-то степени, даже потерянным. Лирический герой в его стихотворениях обычно отличается подавленностью, грустью, скептицизмом. В этом же произведении автор передает состояние «душевного просветления».
Это ощущение нахлынуло на его героя благодаря тому, что «в минуту жизни трудную» всегда есть, к кому обратиться.
Здесь же стоит отметить, что само построение этого небольшого произведения очень интересно. Налицо чередование четырехстопного ямба с трехстопным. Благодаря этому приему, стихотворение приобретает особую ритмику, напевность, тем самым уподобляясь православным молитвам.
Очень интересно следующее четверостишие:
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
Кому, как ни поэту, обращать особое внимание на таинственную власть Слова над человеком! Лермонтов чувствует магию старинных православных молитв, в них заключена мистическая сила веков, поколений. Можно даже не задумываться над смыслом произносимых тобой слов, подсознание само почувствует великую магию совершенного созвучия…
Так что же чувствует сам лирический герой после молитвы?
С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Невероятное облегчение охватывает героя стихотворения, ему и «верится, и плачется», у него появляются новые силы жить, творить, бороться…
Возникает естественный вопрос: стоит ли после этого стихотворения говорить о том, что Лермонтов «перешел от бунтарства к смирению»? Видимо, нет, так как оба этих чувства являются разными сторонами одного и того же человека. Поэт с его «леденящими душу, безотрадными стихами» не прекращает борьбы против окружающей его действительности.Но естественно и то, что в самые тяжелые моменты он также должен где-то черпать новые силы, искать утешения, успокоения. Человек, владеющий магией слов, обращается Творцу всего мироздания – в этом есть некая символичность.
Несмотря на свое бунтарство, протест, Лермонтов все же признает существование высших божественных сил, перед которыми он смиряется и к которым идет за помощью, склонив свою гордую голову…
Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»
«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева.
Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску.
Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».
История создания
«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал.
По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету.
Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики.
Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.
Тема и идея стихотворения
Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:
«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть»…
Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:
«Одну молитву чудную
Твержу я наизусть»
Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.
«И дышит непонятная,
Святая прелесть в них»
Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:
«С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»
Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве.
Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества.
Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель.
Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма.
В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.
Художественные средства
В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?
Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится».
Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.
Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы.В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя.
В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».
Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.
Значение стихотворения в творчестве Лермонтова
Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.
- Смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»
- В чем Мцыри видит счастье
- Краткое содержание «Шинель»
- Характеристика Хлестакова из «Ревизора»
- Три дня на воле Мцыри
- Характеристика Гринёва
- Сочинение по картине «Первый снег» Попова И.
- Сюжет и композиция поэмы «Мцыри»
- О чем мечтают герои комедии «Ревизор»
- Цель побега Мцыри
Понравилось сочинение? Помоги проекту – жми на кнопку, расскажи друзьям:
Источник: //xn----7sbbfh0aufcu5bf.xn--p1ai/sochinenie-po-stihotvorenie-lermontova-molitva/
Сочинение на тему стихотворение молитва
Советуем ознакомиться сочинение на тему стихотворение молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Как получить сочинение? Жми и сохраняй . И у вас уже есть готовое домашнее задание.
сочинений
Вещество сингулярно ускоряет взрыв вне зависимости от предсказаний самосогласованной теоретической модели явления. Атом масштабирует. Все эссе.
Софи Жермен (Marie-Sophie Germain) (1 апреля 1776 — 27 июня 1831) — французский математик, философ и механик. Самостоятельно училась в библиотеке отца-ювелира. Все эссе.
1. Сказки Салтыкова-Щедрина отличает: А) пафос; Б) иносказание; В) лиричность. 2. Иносказание — это: А) фраза, произнесённая на иностранном. Все эссе.
“Новый год” Новый Год стучится в дверь! Открывай ему скорей. Краснощёкий карапуз – Твой теперь надёжный друг. Верно будете дружить. Все эссе.
Вариант I 1. Выберите верное утверждение. А. Только твердые тела, состоят из молекул. Б. Только жидкости состоят из молекул. В. Только. Все эссе.
Статистика программы
Исследования, критика, решебники по литературным жанрам. Справочник по русской литературе.
Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» — сочинения для 7,8 класса
- История создания
- Тема и идея стихотворения
- Художественные средства
- Значение стихотворения в творчестве Лермонтова
«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».
Молитва стихотворение лермонтова сочинение
Постараемся детально ответить на вопрос: молитва стихотворение лермонтова сочинение на сайте: молитва-богу.рф – для наших многоуважаемых читателей.
«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева.
Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску.
Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».
Анализируем стихотворение Лермонтова «Молитва» (1837)
статьи
стихи, школьная программа
Давайте начнем с того, что у Лермонтова есть 3 стихотворения под названием «Молитва»: первое было написано им в 15 лет (в 1829 году) и не опубликовано при жизни; второе, то о котором мы сегодня поговорим, создано в 1837 году («Я, матерь божия…»). А третье сочинено позже, в 1839 году («В минуту жизни трудную…»).
Анализ
Стихотворение «Молитва» М.Ю. Лермонтова относится к зрелой лирике поэта (написано оно было в 1837 году). Оно представляет собой молитву Богородице о счастье любимой.
Литературоведы считают, что поэт посвятил его своей соседке по московской квартире — Варваре Лопухиной, глубокое чувство к которой он пронес через всю свою жизнь. Впервые это стихотворение было приложено к письму Марии Лопухиной, другу поэта и сестре его возлюбленной, под названием «Молитва странника».
Таким образом, главной темой произведения вполне можно считать тему любви. И это стихотворение заслужено считается одним из лучших в любовной лирике Лермонтова.
Как мы видим, в стихотворении поэт обращается к Божьей матери с просьбой защитить свою любимую, послать ей счастливую жизнь и спокойную смерть, дать самого лучшего ангела-хранителя, окружить ее достойными людьми. Поэтические строки наполнены нежностью и чистотой.
Проблемы, отраженные в стихотворении
Стоит отметить, что в произведении затрагивается также и несколько других проблем — нравственная, философско-религиозная, онтологическая.
Давайте раскроем суть некоторых из них: онтологическая проблема, на мой взгляд, выражается здесь в том, что лирический герой обращается к высшим силам с просьбой о «душе достойной». Так как не чувствует себя способным защитить близкого человека, дать ему счастье и наполненную жизнь.
Философско-религиозная же тема раскрывается в том, что Лермонтов видит духовную силу, способную помочь и спасти, лишь в божественном мире. Мир же людей представляется поэту «холодным», то есть равнодушным, мрачным местом. Стоит полагать, что помимо названных в стихотворении присутствует еще и философско-онтологическая проблема (проблема одиночества лирического героя и его души).
Через молитву лирического героя читатель может уловить конфликт между человеком и толпой, его окружением. Лирический герой предстает перед читателем отшельником, одиноким, непонятым обществом и отвергнутым им.Однако в стихотворении присутствует хронотоп церковного таинства и интонационно произведение имеет ритм молитвы. Все это помогает настроить читателя на восприятие стихотворения, погружая его в чувства поэта целиком.
Также в стихотворении присутствует противопоставление. Это антитеза чистоты, «теплой заступницы» и холодного окружающего мира. Лирический герой, будто бы забывая о самом себе, молится совсем не о собственных печалях, а о счастье для любимой.
Анализ структуры стихотворения «Молитва»
Анализируя метрическое строение стиха, можно отметить, что он написан четырехстопным дактилем в сочетании с большим количеством сверхсхемных ударений и с некоторым числом пропущенных ударений в ряде сильных мест. Все это придало произведению оригинальный мелодический рисунок.
Композиционно же это стихотворение можно разделить на две части: первая – обращение поэта к Божьей матери, а вторая – исповедь лирического героя, раскрытие собственной души перед высшими силами, просьбы о сохранении души «невинной девы».
Важно также отметить, что стихотворение построено в виде монолога, философского размышления, но помимо лирического героя в стихотворении присутствуют образы его любимой и «матери божьей.» То есть явно различимы три образа – лирический герой, его возлюбленная и божественный образ, представленный Богородицей.
Причем образ возлюбленной в этом стихотворении выходит на первый план и даже несколько вытесняет образ лирического героя. Поэт рисует ее как нежную и чистую девушку, светлое и духовное существо с благородным сердцем.
Мы видим это из таких эпитетов, как «дева невинная», «душа прекрасная и достойная», «сердце незлобное».
В произведении присутствуют ряды однородных членов, разнообразные средства художественной выразительности (в особенности эпитеты, погружающие читателя в ту таинственную атмосферу, которую пытался передать М.Ю. Лермонтов). Также присутствует инверсия, придающая герою спокойствие, антитеза («мир холодный»– «теплая заступница», «молодость светлая»– «старость покойная»).
Лирический герой возвышает свою любимую до образа божественного, а себя же со своей «пустынной» душой относит к «темному миру».
Это помогает читателю разглядеть христианскую мифологию, которая пронизывает практически все стихотворение.Ну а еще такое противопоставление указывает на невозможность поэта быть вместе с возлюбленной, которое вынуждает героя к одиночеству и говорит о неразделенной любви.
В последнем абзаце поэт обращается к матери Божьей с просьбой послать к «ложу печальному душу прекрасную», что, на мой взгляд, является важным уточнением, так как в своем раннем творчестве поэт приравнивает образ лирического героя к образу демона, что впоследствии (уже в более поздней лирике) исчезает.
На смену прошлым представлениям приходит спокойствие, смирение, истинная вера в Бога.
Можно предположить, что по этой причине для словосочетания «прекрасная душа» используется определение «лучшей», то есть более возвышенной души, ведь демон – воплощение злых сил, но ради счастья любимой готовый полностью отказаться от своих убеждений, поверить в Бога, вверив ему свою судьбу.
Статья предоставлена Киндеевой Маргаритой (с небольшими дополнениями главного редактора).
Похожая статья:
Анализ стихотворения Лермонтова «Осень»
Советую почитать другие отзывы и статьи:
Источник: //chitatelnica.ru/stati/lermontov-molitva-ya-mater-bozhiya-1837-analiz.html
Сочинение стихотворению лермонтова молитва
Религиозное чтение: сочинение стихотворению лермонтова молитва в помощь нашим читателям.
«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева.
Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску.
Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».